Цель:довести до сознания детей, как важно в игре и в серьезных делах не быть грубым, уступать друг другу.
ХОД УРОКА
I. Слово учителя
Ребята, на классных часах, на уроках чтения мы много говорили о том, что каждый человек должен познать самого себя. Должен уметь различать красоту истинную и искусственную. Должен знать, когда добро может творить зло.
– Всегда ли человек, который имеет красивую внешность, по-настоящему красив?
– А что некрасиво? (Жевать жвачку, лузгать семечки, разбрасывать шелуху. Некрасиво, когда человек грубый, вспыльчивый, неопрятный…)
– Что красит человека? (Доброта, такт и деликатность, взаимное уважение взаимопомощь, жалость, сопереживание…)
– Ребята, внутренний мир человека, его интеллект, разум и чувства отражаются в его внешности, глазах, чертах лица, а также в осанке и поведении. Богатому внутреннему миру соответствует высокая культура поведения.
Великий русский писатель А.П. Чехов сказал (на доске запись):
"В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…
Часто я вижу прекрасное лицо и такую одежду, что кружится голова от восторга, но душа и мысли – боже мой! В красивой оболочке прячется иногда душа такая черная, что не затрешь ее никакими белилами”.
– То есть иногда бывает так, что внешность человека не соответствует его внутреннему содержанию, его душевным качествам.
А каждый человек должен стремиться к тому, чтобы у него были красивыми не только лицо и одежда, а главное – красивой была душа. Вот тогда наступает полная гармония.
Сегодня мы еще раз поговорим с вами о культуре поведения, неотъемлемой частью которой является такая черта характера, как уступчивость.
Вот о том, как важно и в игре, и в серьезных делах не быть грубым, уступать друг другу, мы и поговорим сейчас.
II. Чтение рассказа "Уступайте друг другу”
Елена Петровна говорит ребятам:
– Подойдите к окну и посмотрите, какой сюрприз приготовили нам ваши папы.
Дети подбегают к окну. Во дворе стоит большая ледяная горка.
– Ура! Сегодня мы будем кататься с горки! Спасибо! Вот так сюрприз!
Елена Петровна радуется вместе со всеми:
– Каждый берет свои санки, садится на них – и, как ветер, летит с горки. Не боитесь?
– Нет!
– Это очень весело!
– Мы все умеем кататься!
– Мы каждую зиму катаемся!
– Скорее на прогулку!
Федя скачет на одной ножке. У него уже готовы смешные стишки:
– На дворе стоит гора,
Не гора, а горочка.
На санях сидят рядком
Вова, кот и Лорочка.
Дощечка надломилась –
Лора в снег свалилась.
Вова прыгнул на кота,
Кот помчался в ворота…
Ребята покатываются со смеху. Елена Петровна строго смотрит на ребят:
– Все готовы? Хорошо. Будьте внимательны. Уступайте друг другу.
А вот и горка. Федя всех расталкивает и взбирается наверх. Он чувствует себя альпинистом, покорителем ледяных гор. Юра тихонько подбирается к Феде и дергает его за валенок. Федя летит вниз, за ним Юра. Вот они уже столкнулись.
– Куча-мала! – кричит Федя…
Елена Петровна очень недовольна:
– Встаньте, отряхните друг друга и подумайте, хорошо ли вы себя вели. Сегодня ты, Федя, и ты, Юра, не будете больше кататься. Ведь все могло кончиться очень печально…
III. Беседа
– Как вы думаете, почему Елена Петровна не позволила мальчикам кататься с горки?
– Могут ли все быть первыми?
– Что могло случиться с мальчиками?
– Расскажите, как нужно себя вести, когда все хотят кататься, а горка – одна. Попробуйте объяснить Феде и Юре и всем ребятам в классе правила игры.
– Как вы понимаете слова Елены Петровны "уступайте друг другу”?
– Подумайте и скажите, в каких еще случаях мы должны уступать друг другу?
IV. Физминутка!
V. Примеры из литературных произведений
– А сейчас послушайте стихотворение Б. Заходера "Перемена”.
Читает группа детей.
"Перемена, перемена!” –
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог –
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели этот Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним – бо-о-льшая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он, гляди, какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он подставил три подножки
(Ваське, Кольке и Сережке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи, –
Словом,
сделал все, что мог!
Ну, а тут – опять звонок…
Вова в класс плетется снова
Бедный! Нет лица на нем!
– Ничего, – вздыхает Вова, –
На уроке отдохнем!
– В этом стихотворении, возможно, некоторые из вас увидели себя или своих товарищей.
– А что вам не нравится в Вове? (Этот мальчик не умеет уступать товарищам, обижает их.)
– У Бориса Заходера замечательные стихи.
Инсценировка стихотворения "Вредный кот”.
– Петь, здорово!
– Здравствуй, Вова!
– Как уроки?
– Не готовы…
Только было сел за стол,
Слышу: "Мяу…”
"Что пришел?
Уходи! – кричу коту. –
Мне и так … невмоготу!
Видишь, занят я наукой,
Так что брысь и не мяукай!”
Он тогда залез на стул,
Притворился, что уснул.
Ну и ловко сделал вид –
Ведь совсем как будто спит!
Но меня же не обманешь…
"А, ты спишь? Сейчас же встанешь!
Ты умен и я умен!”
Раз его за хвост!
– А он?
– Он мне руки исцарапал,
Скатерть со стола стянул,
Все чернила пролил на пол,
Все тетради мне заляпал
И в окошко улизнул!
------------------------
Я кота простить готов,
Я жалею их, котов.
Но зачем же говорят,
Будто сам я виноват?
Я сказал открыто маме:
"Это просто клевета!
Вы попробовали б сами
Удержать
за хвост
кота!”
– Какова главная мысль стихотворения? (Не делай зла другим и тебе не причинят зла.)
– Так кто же на самом деле вредничал: кот или Петя?
– А вредничать красиво?
– Что бы вы посоветовали Пете?
– А сейчас послушайте стихотворение Олега Григорьева "Кто прав?”.
Сегодня Клоков дежурный у нас.
Того, кто не мылся, не пустит в класс.
Коля Сизов, его старый друг,
Чтоб друга проверить, не вымыл рук.
– Пока не помоешь, – сказал ему Клоков,–
Не допущу тебя до уроков!
– Что ты? Да мы же друзья!
С друзьями ведь так нельзя!
– А разве такими руками
Здороваться можно с друзьями?
– Так кто же прав? (Клоков)
– Какую бы пословицу вы сказали Коле Сизову? ("Дружба дружбой, а служба службой”.)
Сценка "В кабинете у директора”.
Краткое содержание сценки: постоянно опаздывающий на уроки ученик, пытаясь оправдать свое поведение, выдумывает всякие небылицы, которые будто бы стали причиной его опозданий.
– Что в поведении этого незадачливого ученика вам больше всего не понравилось, за что вы его осуждаете?
VI. Игра "Что можешь сказать хорошего о своем товарище”
Дети друг другу высказывают комплименты.
VII. Итог урока
– Взаимное уважение, доброта, такт и деликатность, взаимопомощь, сострадание, жалость и сопереживание – необходимые душевные качества, чтобы стать по-настоящему красивым человеком. Нам всегда хочется, чтобы нас любили, понимали и уважали. Для этого необходимо помнить слова (запись на доске): "Уважай и считайся с товарищами и веди себя так, как хочешь, чтобы другие вели себя с тобой”.
Занятие заканчивается исполнением любимой песни о дружбе.
Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж
Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/