logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Цели:

Познакомить детей с творчеством И.А.Бунина.

Продолжить работу над развитием у детей навыка анализировать лирическое стихотворение, навыка выразительного чтения; способствовать обогащению словарного запаса.

Способствовать привитию любви к природе через литературное произведение.

Ход урока

1. Актуализация (вступительная беседа)

– Что есть чтение? Попытайтесь ответить на этот вопрос, опираясь на слова М.Цветаевой:

«А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайны, оставшейся за строками, за пределами слов». М. Цветаева (слова – на доске)

(Стихи нужно читать не бездумно, механически, а видеть при чтении подтекст каждого слова, т.е. при чтении нужно прочувствовать настроение поэта, даже вдохнуть те запахи, которые описаны в стихотворении, услышать все звуки, шорохи, мысленно оказаться в описанном месте…)

2. Целеполагание

– Какова тема сегодняшнего урока?

– Что нового узнаете на уроке? (На доске: знать: И.А.Бунин «Родник») (Познакомимся с творчеством И.А.Бунина, узнаем, что обозначает слово родник)

– Чему будете учиться? (На доске: уметь:

выразительно

с чувством

правильно

без ошибок)

(Будем учиться читать стихотворение с чувством, с нужной интонацией, без ошибок, правильно ставить логическое ударение, выдерживать паузы, выделять голосом особые места, объективно оценивать чтение товарищей.)

– Сегодня мы перенесёмся в горную местность, в лесную глушь и отдохнём душой у светлого родника, как когда-то И.А.Бунин.

3. Вступительное слово о писателе

(Рассказывают подготовленные дети. На доске – портрет писателя.)

– И.А.Бунин родился 10 октября в 1870году в Воронеже. Умер поэт 8 ноября в 1953 году в Париже. С детства он очень любил родную природу: слышал шуршание каждого листика, колоска, для него любая травина, любой цветок были чем-то живым. В своих стихах он точно в деталях описывал природу, что, читая их, мы слышим различные звуки, мы чувствуем запахи свежескошенной травы, осеннего дождя… Язык стихов И.А.Бунина простой, поэтому его стихи читаются и заучиваются легко.

(Подготовленные дети читают наизусть стихи И.А.Бунина: «Северная берёза», «Детство», «Метель»)

– Можно ли И.А.Бунина, как и С.Есенина, назвать певцом русской природы? (И.А.Бунин – певец русской природы: он восхвалял, превозносил, воспевал красоту родной природы в своих стихах.)

– Можно ли стихи И.А.Бунина назвать певучими? (На стихи И.А.Бунина можно сочинить музыку и петь их как песни.)

4. Физкультминутка

– Послушайте удивительное стихотворение И.А.Бунина «Северная берёза» в исполнении моих бывших учеников. (Это стихотворение поётся хором. Музыку к нему коллективно сочинили мои бывшие третьеклассники из Шурышкарской средней школы. Пение детей записано на аудиокассету.)

– Во время слушания песни вы будете стоя изображать движения и состояние берёзы.

5. Знакомство с содержанием стихотворения

– А теперь послушайте красивое, певучее стихотворение И.А.Бунина «Родник». Постарайтесь пропустить его через себя: уловить запахи, услышать звуки, описанные в этом стихотворении. При слушании стихотворения попробуйте понять смысл его названия: что такое родник.

6. Анализ стихотворения

– Понравилось ли вам стихотворение? Чем? (Стихотворение о родине, певучее, красивый язык.)

– Какие запахи уловили? (Пахнет лесом.)

– Какие звуки услышали? (Шуршание листьев, журчание родника.)

– Что обозначает слово родник?

(На доске – рисунок родника)

– Идёт дождь, тает снег. Снеговая или дождевая вода просачивается всё глубже в почву, пока не достигнет водонепроницаемого грунта. Там вода собирается в подземный ручей. Этот ручей течёт под землёй. Но вот углубление на уровне этого ручья, например, овраг. И подземный ручей выходит наружу. Это место, где выходит подземный ручей наружу, называется...? (Родник)

– Родник также может бить и в поле, и на дне какого-нибудь водоёма.

– Какой корень в слове родник? Почему у места выхода ручья из земли такое название? (В месте, где бьёт родник, рождается ручей или речка. Корень слова родник род-.)

– Как можно по-другому назвать родник? Подберите синонимы. (Ключ, источник.)

– Почему назвали это место ключом, источником? (Струя, которая выбивается из земли, как будто ключ, открывающий дверь.)

– В прямом или переносном смысле в этом случае употреблено слово ключ? (Источник – место, откуда истекает, берёт начало ручей или речка.)

– Есть в природе горячие источники – гейзеры. (На доске – рисунок гейзера) Эти источники периодически, через определённое время бьют из земли. Они идут из глубины земли, где очень высокая температура. Вода там очень нагревается, начинает кипеть и поэтому выстреливает, как фонтан, наружу. Подумайте, когда в кастрюле вода кипит, что происходит, если кастрюля закрыта крышкой?

– Да, паром выбрасывает крышку с кастрюли, вода бежит из кастрюли, подобно гейзеру.

– Послушайте ещё раз стихотворение и скажите, в нём описывается горячий или холодный источник. (Холодный источник «…родник студёный…»)

– Как вы думаете, почему И.А.Бунин назвал стихотворение родником, а не источником и не ключом?

– В словах ключ, источник преобладают какие согласные звуки: звонкие или глухие? ([к, ч, с, т] – глухие звуки.)

– А в слове родник преобладают какие согласные звуки: звонкие или глухие? ([р, д, н] – звонкие звуки.)

– В каком из этих трёх слов слышится журчание, движение воды? (Родник)

– Какой звук в этом слове громче остальных? ([р])

– Что он напоминает? (Журчание воды.)

– Прочитайте стихотворение про себя и найдите в нём место, где мы видим, как бежит вода в роднике.

– Зачитайте вслух. (2-я строфа)

– Итак, как движется вода в роднике, если автор использует слова кипит, играет, спешит, крутясь хрустальными клубами? (Вода движется быстро, стремительно, бурлит.)

– Почему движение воды такое быстрое? (Ручей течёт по горной местности.)

– Если вода бурлит, бежит быстро, то какие звуки мы слышим? ([р-р])

– Итак, в слове родник видна жизнь ручья, вышедшего из земли, а в словах источникключ не видно этой жизни. И.А.Бунин не зря взял это слово.

– В какой местности начинает свою жизнь родник. Где он начинает бить? («В глуши лесной, в глуши зелёной…»)

– Как понимаете смысл слова глушь? (Место, куда не ступает нога человека, где нет посторонних звуков, кроме шуршания ветерка, шелеста листьев, щебета птиц…)

– Сколько раз И.А.Бунин использовал слово глушь в своём стихотворении?

– Случайно ли он два раза повторил слово глушь? С какой целью? (Чтобы подчеркнуть, насколько этот лес глухой, люди здесь не бывают.)

– Если И.А.Бунин написал стихотворение о роднике, который берёт начало в этой лесной глуши, какой можно сделать вывод о поэте: был ли он в этой местности? Смог бы И.А.Бунин написать такое стихотворение, не видя этого родника?

– И.А.Бунина привлекали не только светлые леса, где сухо и светит солнце, но он ещё и видел красоту в такой глуши, где очень сыро, где ветки деревьев не пропускают солнца.

– Что же увидел поэт в этой лесной глуши? («…бьёт родник…»)

– Он увидел здесь жизнь – жизнь родника: родник кипит, играет, спешит, крутясь хрустальными клубами. Не написал же поэт бежит быстро родник. У И.А.Бунина каждое слово имеет большой смысл.

– Бьёт родник – как понимаете глагол бьёт? (Родник, как цыплёнок, пробивается, проклёвывается из скорлупы, выходит наружу.)

(На доске – две картинки: на одной – родник как ручей, на другой – родник в виде кулака из земли)

– Посмотрите на эти две картинки и скажите, какая из них по содержанию подходит к словам бьёт родник?

– Итак, в каком значении употреблено слово бьёт: в прямом или переносном? (В переносном значении.)

– Какая вода в роднике: чистая или мутная? Докажите. (Автор сравнивает воду с хрусталём, со стеклом, через неё на дне видны голыши, называет воду светлой влагой.)

– С чем ещё можно сравнить чистую воду? (Со слезой, с зеркалом…)

– Как вы думаете, почему вода в роднике чистая? (Подземные ручьи всегда чистые, т.к. они бегут под землёй. А земля очищает, фильтрует воду.)

– Итак, благодаря этому стихотворению, что мы увидели сегодня, где побывали? (Мы увидели жизнь родника: родник бежит бурно, вода в нём бурлит, журчит. Вода в роднике чистая, прозрачная, что на дне ручья мы видим голыши.)

– А что такое голыши? (Голыши – это галька, камушки, обточенные водой. Эти камни мелкие, гладкие, округлой формы.)

– С чем автор сравнивает гальку? (С мозаикой узорной.)

– А что такое мозаика? (Мозаика – это рисунок или узор из скрепленных между собой разноцветных камешков, кусочков стекла, эмали и др.)

– Почему автор гальку сравнивает с мозаикой узорной? (Камушки разных цветов, на солнышке переливаются.)

– Кто сможет описать этот рисунок? (На этом рисунке мы видим, как в крутом овраге под горой бежит прозрачный родник, а лес нагорный как будто любуется им.)

(На доске – рисунок родника)

– Найдите строчки, в которых описываются лес и небеса. (1-2 строчки 3-ей строфы.)

– С кем сравниваются лес и небеса? Докажите. (С человеком: «…глядят, задумавшись…».)

– О чём говорит такое сравнение? (Кругом тишина.)

– И.А.Бунин использовал в стихотворении такие красивые, понятные нам слова, что мы смогли увидеть жизнь родника. Но поэт ещё подобрал такие слова, что мы смогли не только увидеть, но и услышать звуки.

– Какие звуки преобладают в 1 и 2 строчках 1-ой строфы? ([ш.с])

– Звонкие или глухие эти звуки? (Глухие.)

– Что этим хотел показать поэт? Что напоминают эти звуки? (Шум леса, ветерка, шелест листьев…)

– Ещё в какой строфе мы слышим шелест листьев, шорох травы, шуршание ветра в листьях? (В 3-ей строфе.)

– Какой звук нам помог услышать эти звуки природы? ([ш])

– Послушайте 3 и 4 строчки 1-ой строфы и 2-ую строфу. Какой звук в словах преобладает? ([р])

– На что похож этот звук? (На журчание родника.)

– Поднимите руку те, кто сегодня почувствовал холод родниковой воды, кто увидел сквозь прозрачную воду цветные голыши; кто услышал шуршание листочков, шелест травы?

– А ещё какие звуки вы услышали, читая это стихотворение? (Жужжание пчёл, всплеск рыбы…)

– Итак, какова главная мысль стихотворения? (Главная мысль стихотворения – это красота родника, леса, местности, где он бежит. В природе всё красиво. Просто надо быть наблюдательным, чтобы увидеть эту красоту; нужно беречь всё вокруг.)

– Когда окажетесь на природе, попробуйте услышать шуршание отдельного листка, журчание ручейка, поскрипывание веточки… И вы поймёте, что природа – это энергия, без которой немыслима наша жизнь.

7. Выразительное чтение стихотворения

– Чтобы глубже прочувствовать красоту, описанную в стихотворении, понять смысл этого произведения, что нужно сделать? (Прочитать стихотворение выразительно.)

– Я буду читать стихотворение выразительно, а вы по моим следам подчёркивайте карандашом слова, на которые падает логическое ударение.

– Карандашом отметьте паузы.

– Какую строфу будете читать громче, чётче? (Вторую строфу – читать громче, чётче, чтобы передать движение родника.)

– Каким голосом будете читать первую и третью строфы? (Первую и третью строфы – тихим голосом, чтобы показать, что нет в этой местности посторонних звуков, кроме дуновения ветерка, шелеста листьев, журчания ручья…)

– Читаем хором.

– Читает квартет … (4 ученика), а жюри (3 ученика, выбранные детьми) слушают внимательно и оценивают чтение по плану (план анализа – на доске).

– Читает дуэт … (2 ученика).

– Кто желает один прочитать стихотворение у доски?

8. Итог урока

– О творчестве какого писателе говорили?

– Какие стихи этого писателя вы знаете?

– Какая особенная черта стихов И.А.Бунина? (Стихи певучие, о красоте родного края.)

– С чем делится с нами И.А.Бунин в своём стихотворении «Родник»? (Делится своими чувствами, которые он испытывал к своей родине, умением восхищаться красотой родной природы.)

– Что для себя вы взяли с сегодняшнего урока, чему, на ваш взгляд, можно научиться, читая такие стихи, как «Родник»?

9. Домашнее задание

– Домашнее задание каждый для себя выберет сам из предложенных мною:

1. Выучить стихотворение наизусть.
2. Сочинить музыку к стихотворению и спеть его как песню.
3. Сделать рисунок к стихотворению.
4. Картину, увиденную И.А.Буниным, передать языком прозы.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.