logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний в 4 классе.

Цель урока: обобщение и систематизация знаний обучающихся об имени прилагательном.

Задачи урока:

научить применять знания о прилагательном как части речи, определять орфограммы в прилагательных; отрабатывать умение определять его синтаксическую роль в предложении;

на литературном материале развивать навыки использования прилагательных в речи, развивать навыки работы над изобразительно - выразительными средствами языка, в основе которых лежит использовании е прилагательных;

воспитывать уважение к одноклассникам, умение слушать и слышать.

Оборудование: рисунок поляны с подснежниками, сборники стихов А.С. Пушкина.

Ход урока

I. Организационное начало

Задача этапа - психологическая подготовка обуч-ся. Класс делится на три группы.

В течение всего урока работа в группах.

II. Актуализация опорных знаний

1. Лингвистическая разминка

Задача - включить обуч -ся в речевую деятельность, активизировать их внимание и сосредоточить на грамматических признаках прилагательного.

Задание 1. Назвать лишнее слово.

На доске:

Голубь, голубка, голубой.|
Снег, снежный, снеговик.
Мороз, морозный, заморозки.

Дети. Лишние слова голубой, снежный, морозный.

Учитель. Назовите, к какой части речи относятся эти слова?

Дети. Имена прилагательные.

Учитель. Сегодня на уроке мы вспомним всё об имени прилагательном.

На доске вопросы для каждой группы:

Как вы определили, что это имена прилагательные?

Назовите морфологические признаки имени прилагательного.

Для чего нужно знать морфологические признаки частей речи?

III. Обобщение и систематизация знаний

1. Словарная работа

Цель этапа - выявить уровень усвоения правил правописания прилагательного, осознанности их применения, умение выделять орфограммы, связь имен прилагательных с имена существительными.

Задание 1. Отгадать загадку. К именам существительным подобрать имена прилагательные, выделить окончания, определить род.

Загадки.

Сам не видит и не слышит
Ходит, бродит, рыщет, свищет
Кто навстречу попадется - 
Обнимает и дерется. (ветер)

Старик - шутник на улице
стоять не велит, а нос домой тянет. ( мороз)

Лежит брус во всю Русь, встанет - так до неба достанет,
а ляжет - так всю Русь обойдет. (дорога)

Ответы обуч -ся (ветер - яростный, порывистый, холодный;
мороз - трескучий, сильный, крепкий;
дорога - длинная, попутная, узкая;)

Учитель. Какие орфограммы повторили?

2. Работа с текстом

Цель этапа - определить роль и место прилагательных в речи.

Задание 2 Текст на доске.

Тихо в лесу. Летят снежинки. Снег покрыл землю.

Учитель. Прочитайте текст. Понравился ли этот текс?

Дети. Да. ( нет).

Учитель. Почему?

Учитель. Какими словами можно оживить текст?

Дети. Именами прилагательными.

Работ в группах. Проверка

Учитель. Какую роль играют имена прилагательные в тексте?

Какой тип текста не может обойтись без прилагательных?

Задание 3

Учитель. Все любят зимнее время года. И как не любить нашу русскую зиму. Русская зима воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов. Зиме посвящается много стихов. И у вас на столах лежат сборники замечательных стихотворений известного и любимого нами поэта А. С. Пушкина.

Работа в группах

Прочитать и выписать словосочетания прил. + сущ., определить род, падеж.

1 группа стихотворение "Зимняя дорога".

2 группа стихотворение "Зимнее утро".

3 группа стихотворение ":Опрятней модного паркета".

Проверка.

Задание 4

Учитель.

Метелица - курева,
Закружила, замела
Запылила, завалила
Все дорожки, все пути
Ни проехать, ни пройти.

Посмотрите на доску, что же у нас замела метелица?

(на доске под снежинками спрятаны слова)


Задания группам. Выписать прилагательные, разобрать по составу.

Задание 5 Творческая работа

Учитель. Красив русский лес. Тихо в лесу. Но так ли это? О ком нам надо помнить и заботься?

Дети. О птицах.

Учитель. Наблюдали ли вы за птицами зимой?

Дети. Да.

Учитель. Используя имена прилагательные опишите пернатых друзей.

1 группа описывает синицу,

2 группа - снегиря,

3 группа - сороку.

IV. Итог урока.

Учитель. В какой сказке среди зимы расцвели подснежники?

Дети. В сказке С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев".

(на доске поляна с подснежниками, дети отрывают лепестки, читают вопрос).

Как изменяются имена прилагательные в ед. числе?

В каких падежах прилагательные ж.р. имеют одинаковые окончания?

Как определить падеж имени прилагательного?

Имена прилагательные какого рода склоняются одинаково?

Какие окончания имеют имена прилагательные м.р, ср.р в творительном и предложном падежах?

Каким членом предложения является имя прилагательное?

Поведение итогов. Выставление отметок.

V. Творческое домашнее задание

Написать сочинение-миниатюру о погоде, используя имена прилагательные.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.