logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Урок "открытия" нового знания, 4 класс

Познавательные цели и задачи:

повторение и закрепление изученного о глаголах;

совершенствование умения распознавать глаголы;

наблюдение над лексическим значением глагола.

Развивающие цели и задачи:

развивать творческую способность и слуховую память;

развивать умение соотносить временную и начальную форму глаголов.

Воспитательные цели и задачи:

воспитывать умение видеть и слышать изменения в природе;

воспитывать бережное отношение к мнению товарищей.

Коммуникативные цели и задачи.

учить детей умению правильно выражать свои мысли.

Оборудование. Проектор, ПК, интерактивная доска, запись песни "Голубой вагон", карточки с заданиями.

Эпиграф урока.

"В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка". А.Югов.

1. Организационный момент.

- Добрый день! Я хочу, чтобы этот день стал для вас самым добрым. Давайте сейчас проделаем вместе со мной следующие движения.

Потянулись! - потягиваются.
Встрепенулись! - встряхивают плечами.
Оглянулись! - оглядываются друг на друга.
Улыбнулись! - улыбаются.

2. Актуализация знаний

Вы садитесь, детвора, 
Дальше нам идти пора. 
И скажите мне сейчас:
А глагол что он для вас?

- Какая часть речи спряталась в этом маленьком стихотворении? (Глагол)

(Вывешивается табличка со словом ВРЕМЯ)

- Что такое время?

- Правильно, время - это когда идут часы, минуты за минутами, дни за днями, сутки за сутками, века за веками.

- А вы сможете привести время в действие? Приведите, пожалуйста.

(Учащиеся называют всевозможные действия, которые могут совершаться)

3. Работа по теме урока

- Правильно. Однако глаголы не только могут обозначать действие, но и, как вы помните, могут изменяться.

Повнимательней смотри:
Если сможешь - измени!
Если сможешь - подскажи!
Если сможешь - докажи!

(Вывешивается таблица с глаголами неопределенной формы ИГРАТЬ ЧИТАТЬ ПИСАТЬ и таблички с указанием временной формы с вопросами)

- Перед вами три глагола. Их нужно изменить по вопросам и написать в три столбика:

Прошедшее время (что делал?)

Настоящее время (что делает?)

Будущее время (что сделает? Что будет делать?)

- Посмотрите, что у нас получилось:

играл

играет

поиграет / будет играть

читал

читает

прочитает / будет читать

писал

пишет

напишет / будет писать

- С заданием справились, молодцы! Хочу обратить ваше внимание на то, что глаголы будущего времени бывают простые и сложные.

Будущее простое время отвечает на вопросы Что сделает? Что сделают? Что сделаете?

Будущее сложное время отвечает на вопросы Что будет делать? Что будут делать?

А глаголы прошедшего времени и вовсе волшебные, потому что они могут быть и в женском, и в мужском, и в среднем роде. А еще они могут изменятся по числам.

- А сейчас я предлагаю закрепить наши знания о глаголе, как части речи. Я начну, а вы продолжите. Итак.

Глагол - это :(часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? Что делал? Что сделал? Что будет делать и т.д.)

Глагол в предложении:(является главным членом сказуемым)

Глагол изменяется :( по временам, в прошедшем времени изменяется по родам, числам )

- А теперь откройте свои тетрадки, запишите сегодняшнее число и перепишите эти глаголы к себе в тетради вместе с глаголами из таблицы.

(Дети переписывают с доски глаголы к себе в тетрадь)

Динамическая пауза

- А сейчас все вместе встанем и подвигаемся под известную вам песенку. Вы постарайтесь правильно выполнять за мной движения и запоминать услышанные в песне глаголы.

(Звучит первый куплет песенки "Голубой вагон" из м/ ф. Выполняются следующие движения:

плавающая правая рука на уровне груди идет влево, левая рука - вправо - 1 строчка песни

правая рука над бровями козырьком "взгляд вдаль" - 2 строчка песни

прикрывают руками глаза, а затем раскрывают в стороны на уровне груди, головой отрицательное покачивание, грозят пальчиками и обнимают себя - 3 строчка песни поднимают обе руки вверх, машут раскрытыми кистями из стороны в сторону - 4 строчка песни

правой и левой ладонью выполняют круговые движения, ладони горизонтально полу, затем вытягивают обе руки вперед - 1 строчка припева

встают на цыпочки и поднимают руки вверх - 2 строчка припева

руки сжимают в кулак, а большим пальцем указывают друг на друга, а затем показывают движение "Во!" - 3 строчка припева

имитация руками, согнутыми в локтях ход паровоза - 4 строчка припева

- Молодцы! Садитесь. Немного отдышитесь! Какие глаголы успели услышать? Назовите парочку глаголов.

(уплывают, не жди, стелется, упирается, верится, катиться)

4. Закрепление полученных знаний.

Работа с учебником (устно)

- Ребята, а сейчас мы поработаем с учебником. Найдите упражнение 404, на странице 176, прочитайте задание. Назовите глаголы, которые встретились в тексте, укажите время этих глаголов.

А теперь это красивое стихотворение прочитаем все хором. Устно разберем по членам предложения.

- Следующее упражнение 405 вы выполните самостоятельно письменно в тетрадях. Но перед этим мы устно вставим подходящие по смыслу глаголы. И еще я хочу открыть вам маленький секрет: если в глаголе вы видите суффикс - л, то этот глагол непременно находится в прошедшем времени. Приступайте к выполнению задания.

- Двух учеников я приглашаю к доске для работы с карточками.

(Выполняется упражнение, по ходу урока напоминаются правила посадки при письме. Два ученика у доски составляют по схеме предложения. По окончанию работы проводится коллективная проверка выполненных заданий.)

- Какие изменения в природе описаны в тексте упражнения? Какие изменения уже происходят в природе?

- Прочитайте вывод, данный в учебнике на странице 176.

(Ученики читают вывод, 1-2 ученика повторяют своими словами)

Игра " Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем!"

Написали? Отдохните.
Поиграть со мной хотите?
Пригласить хочу скорей
Артистичных трех детей.
Как зовется та игра
Вам давно узнать пора:
"Где мы были, мы не скажем,
А что делали - покажем!"

(К доске выходят три ученика. Каждому из них учитель показывает фразу, которая написана на карточке. Ребята жестами или звуком передают фразу классу так, чтобы сидящие дети могли понять и назвать действие, выполняемое учеником. Фразы: копать лопатой, делать зарядку, работать с компьютером, играть на скрипке, смотреть телевизор, встречать гостей)

Молодцы! Не ожидала,
Что в такой я класс попала,
Где умеют дружно жить,
Веселиться, не тужить!

(Оценивается и поощряется артистизм ребят, активное участие на уроке.)

Домашнее задание

- Ребята, чтобы закончить работу с учебником, запишите задание на дом. Упражнение 406 стр.177 требует от вас выполнения того же задания, что мы проделали в классе, т. е. изменение глаголов по временам. Закрыли тетради, учебники и положили на край парты.

Игра "Пять строчек стихотворения Синквейн"

- А теперь мы разделимся на три группы и проделаем следующую интересную, знакомую для вас работу. Вы составите "Пять строчек стихотворения Синквейн"

(Раздаются готовые листочки с подсказкой, ребята выполняют задание, по окончании работы прослушиваются составленные стихотворения)

Итог и обобщение

- Наш урок подходит к концу. И чтобы вспомнить о том, чем мы нового узнали на уроке, я хочу предложить вам прослушать следующие строчки, рожденные от тех чувств, которые я испытываю в моей работе ежедневно.

(Читается стихотворение "Урок" личного сочинения.)

Урок

Ожидаю.

Волнуюсь.

Готовлюсь.

Урок.

Забегают.

Смеются.

Замолкают.

Звонок.

Начинаю.

Пишу.

Говорю.

Хорошо.

Отвечают.

Не знают.

Молчат.

Что ещё?

Упражнения.

Правила.

Текст.

Так держать!

Напряжение.

Отдых.

Смех.

Не сдержать!

Удивляюсь.

Стараюсь.

Объясняю -

Знаток.

Диктовала.

Ругала.

Защищала

потом.

Улыбаются.

Знают.

Прощают.

Учу.

Веселятся.

Играют.

Шумят.

Помолчу.

Отпотели.

Устали.

Отписались.

Пора.

Перемена.

Разгрузка.

Отдых. Шум.

Детвора.

Обобщаю.

Итожу.

Провожаю.

Звонок.

Расслабляюсь.

Вздыхаю.

Начинаю.

Урок.

- Скажите, подходит ли оно вашему настроению? Подходит ли оно к теме урока? Какие временные формы глаголов вы услышали? (настоящего, прошедшего времени)

- Для изучения такой большой темы как "Глаголы" я воспользовалась эпиграфом А.Югова. Он сказал: " В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка". Значит, мы сегодня с вами освежили, пополнили наш язык новыми знаниями о глаголах, обогатили нашу речь, изучая глагол как часть речи.

- Спасибо всем за урок и за активное участие в нем.

Дополнительный материал к уроку.

Текст.

Ночь. Маленькая деревня. Огни. Ветер. Снег. Бесконечное поле.

(Оживить при помощи глаголов. Например: наступила, спит, погасли, дует, падает, белеет)

Анаграммы. Найдите лишнее

Масум (сумма), ностьраз (разность), голгла (глагол), ноечаст (частное).

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.