logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Цели и задачи занятия:

закрепление знаний младших школьников о пунктуационных знаках и правилах правописания;

мотивация изучения русского языка и правильного письма;

привитие интереса к приобретению знаний и сплочение детского коллектива.

- Ребята, сегодня на наш праздник пришли гости. На первый взгляд, это обыкновенные ребята, но в каждом из них затаилась какая-то загадка. Давайте попробуем угадать, какой знак препинания скрывается в конверте.

(У ребят на груди большие бумажные конверты-карманы)

1-й ученик:

Вечно думая над смыслом, 
Изогнулся коромыслом.
И не знаю, что сказать?
Что ответить? Промолчать?
(Вопросительный знак.)

(Ученик достает из кармана вопросительный знак)

Разные вопросы задаю я всем:
Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем?
Где? Куда и почему?
Это вам или кому?
Отчего? О ком? О чем?
Что же это и по чём?
Что? Каким? Который? Чья? - 
Вот вся логика моя.
Рассуждать везде мастак
Вопросительный мой знак.

Ну, а это кто такой? Отвечать готовы?

2-й ученик:

Рад стараться! Класс! Ура!
Бурным чувствам нет конца!

Не уймет себя никак: Восклицательный знак

Правильно, ребята, узнать меня пустяк:
Я самый восхитительный, веселый, добрый знак!
Обычно в предложении
Стою я для того,
Чтоб выделить волнение, тревогу, восхищение,
Победу,
Торжество:
Мне право от рождения
В грамматике дано:
Где я, 
То предложение
С особым выражением
Произнестись должно!
Продолжаем знакомство. А ты кто?

3-й ученик:

Я всему всегда венец:
Предложению конец.
Кто я? Быстро отгадай
И рассказ свой продолжай. 
(Точка.)

Книжку однажды в лапки взяла
Божья коровка, вот это дела!
Долго читала в ней каждую строчку
И, наконец, обнаружила точку.
- Кто умудрился и, главное, как
Снять у меня со спины этот знак?

Теперь прошу представиться всех остальных. Ведь эти знаки препинания встречались нам не так часто.

4-й ученик:

Мы три подружки и сестрички, 
Стоим в конце любой странички.
Там, где что-то не сказали, 
Или что-то не узнали. 
(Многоточие.)

5-й ученик:

Двоеточие
Глазастое
Ходит,
Знаниями 
Хвастая:
Так и хочется
Ему
Разъяснить нам
Что к чему:

6-й ученик:

Я смысл слова разъясняю,
Я - тире, я много знаю.
Лягу
Палочкой
На строчку:
- Проходите
По мосточку.

7-й ученик:

А меня вы не забыли?
Как всегда не позабыли?
Прошу любить и миловать:
Казнить нельзя, помиловать!

8-й и 9-й ученики:

Мы - кавычки, и вы сразу
Нас узнаете по фразе,
Афоризму, прямой речи.
Нет милее нас на свете.
10, 11-й ученики: 
Ну, а мы всегда вам рады,
Хоть похожи на преграду:
Если первая откроет,
То вторая всё закроет.
Поясняем иногда,
Что? Зачем? Когда? Куда?

Вот и все наши гости. Это знаки препинания. Они - элементы письменности, служащие для разграничения языковых единиц, для указания на синтаксические и логические отношения между словами. Знаки препинания еще называют знаками пунктуации. В русском языке разделительные знаки включают конечные (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие) и знаки середины предложения (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие). Выделительные знаки обычно парные (скобки, кавычки). В других языках могут быть и иные знаки препинания. Употребление знаков препинания в каждом языке регулируется правилами пунктуации.

Вопросительный знак (?) - знак препинания, ставится обычно в конце предложения для выражения вопроса или сомнения.

Восклицательный знак (!) - знак препинания, который ставится в конце предложения для выражения изумления, призыва, сильного чувства, волнения. Может удваиваться и утраиваться для выражения большей экспрессии. Сочетаться с вопросительным знаком для вопроса-восклицания.

Двоеточие (:) - знак препинания в виде двух расположенных одна над другой точек, употребляемый для указания на то, что часть текста после него связана причинными, пояснительными отношениями.

Запятая (,) - знак препинания. В русском языке запятая используется на письме при перечислении, для выделения причастных оборотов, уточнений, междометий, вводных слов. Запятая ставится между частями сложного предложения.

Кавычки - парный знак препинания, который употребляется для выделения прямой речи, цитат, названий литературных произведений, газет, журналов, предприятий, а также отдельных слов, если они включаются в текст не в своем обычном значении, используются в ироническом смысле.

1-й ученик (вопросительный знак):

А теперь мы поиграем.
Вы готовы? Начинаем?
Иль сомнения у вас?

2-й ученик (восклицательный знак):

Начинаем! В добрый час!

Ребята, эта игра связана с нашими гостями. Без них мы никак не сможем.

Условия игры следующие: вы все должны встать в круг и создать хоровод. В хоровод встанут и наши гости - знаки препинания. Под музыку хоровод будет медленно двигаться по кругу, но при этом вы должны внимательно слушать. Я буду произносить четверостишия, не произнося необходимого знака препинания. Тот из вас, кто первый догадается, о каком знаке идет речь. Должен быстро подойти к ученику, играющему роль данного пунктуационного знака. И пригласить его в центр круга на танец. Первому ученику, обратившемуся к нужному знаку, предоставляется право до следующего четверостишья потанцевать в центре круга-хоровода.

Двустишья для учителя:

1.

Все ребята молодцы! 
Все танцоры и чтецы! (Восклицательный знак)

2.

Танцевать вы не не устали?
Что смеяться перестали? (Вопросительный знак)

3.

Обозначая прочие и прочие,
Ставим вместе : (многоточие).

4.

Продолжаем мы играть,
Веселиться и плясать! (Восклицательный знак)

5.

Вот заминочка какая.
Тут нужна нам: (запятая).

6.

Начинаем говорить,
Что же нам с тобой открыть? (Кавычки).

7.

Мама просит дочку:
"Ну, поставим здесь мы : (точку).

8.

Объясним, причем тут пробки
И откроем вместе : (скобки).

9.

Если что-то объясняем,
Что в конце мы слова ставим? (Двоеточие)

10.

Вот какой мы дружный класс!
Нету в мире лучше нас! (Восклицательный знак)

11.

Всё? Устали, наконец?
Может, хватит? Все? Конец? (Вопросительный знак)

Вот теперь мы завершаем, 
Всех ребят мы поздравляем!
Все, закончен хоровод
Что, доволен весь народ?

2-й ученик (восклицательный знак):

Все увидели теперь,
Что я самый главный "зверь"!

1-й ученик (вопросительный знак):

Ты так думаешь? Не так,
Может, я главнее?

4-й ученик (многоточие):

Прекратите, вы и прочие,
Здесь уместно многоточие!

- Да, я тоже так думаю. Многоточие, потому что еще никому не удалось доказать, какой знак препинания самый главный. Пора запомнить всем ребятам, что только знание всех пунктуационных знаков, а главное - умение в нужное время и в нужном предложении определить главенствующую роль того или иного знака, может привести к грамотному письму.

- Милые знаки препинания! Давайте не будем оспаривать пальму первенства. Поймите, что в русском языке, да и во многих языках мира, вы незаменимы только тогда, когда стоите в нужном месте. Запомните, уважаемые знаки и вы, ребята, что только вместе знаки препинания могут жить в любом рассказе, в любой книге и любой сказке. Всем ва, знаки препинания, найдется свое место в любом тексте на бумаге. Дружите между собой! А вы, ребята, всегда и везде, всю свою жизнь оберегайте знаки препинания, только вы способны сохранить дружбу между знаками. Помните об этом!

Шьет иглой портниха в строчку.
Самолет уходит в точку,
Много, много всех друзей - 
Запятую ставь скорей.
Если что-то продолжаем,
Многоточие поставим.
Я, заканчивая строчку, 
Ставлю маленькую точку.
Завтра встретимся опять,
Знаки будем повторять.
Вот когда мы все освоим,
Знаний мир в себе откроем!

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.