logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Место в системе уроков: 2 тема раздела "Гласные после шипящих. Сочетания чк, чн" (всего 12 часов).

Цель урока: актуализировать знания о правописании гласных после шипящих в сочетаниях жи, ши, же, ше.

Задачи урока:

формировать умение анализировать текст;

формировать умение планировать деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку деятельности; 
формировать умение участвовать в беседе (с партнером, в коллективной работе класса); 
формировать целеустремленность и настойчивость в достижении целей.

Ход урока

1. Организационный момент. 
Проверка готовности к уроку. Запись даты и заголовков в тетради.

2. Формулирование темы урока.

– Посмотрите слайды. Отгадайте, зачем я показываю вам эти картинки? (На прошлом уроке мы повторяли тему "Шипящие согласные".) 
– Кто считает, что справился с домашней работой по этой теме? 
– Вы можете проверить качество выполнения работы. (Проверяют.) 
– Оцените аккуратность выполнения работы и качество. (Рисуют кружочки: слева под работой – за аккуратность, справа – за качество.) 
– Мы подчеркнули буквы. А кто может правильно назвать звуки этих букв? Давайте напишем над буквами фонетические символы. (Называют звуки и записывают фонетические символы у доски по очереди. Попутно обсуждается правильное произношение шипящего в слове скучная.
– Прочитаем фонетические символы.([ш], [ч’], [ж], [щ’]) 
– Все шипящие согласные прозвучали? А буквы все встретились? (Нет буквы ш.) 
– Какая из шипящих согласных самая близкая родственница букве ш? Почему? (Ж, потому что они обе обозначают твердый согласный звук, и их звуки составляют пару по звонкости-глухости.) 
– Запишем в начале одной строчки строчную букву ш, а другой – ж
– Предположите, какая тема сегодняшнего урока. 
– Чему можем сегодня поучиться?(Предлагают варианты.)

3. Чистописание.

– Предлагаю сначала поупражняться в красивом письме слогов с буквами ж и ш. Какие слоги логично взять?(жи, ши, же, ше
Показ на доске образца написания соединений, запись по половине строчки каждого слога. 
– Проанализируйте свою работу и оцените на полях кружочком. ФИЗМИНУТКА

4. Постановка проблемы, актуализация знаний.

– Вот сейчас все вы успешно написали две строчки опасных слогов, и ничего страшного с вами не случилось. Наверное, они вовсе не опасные? (Опасные, потому что можно сделать ошибку.) 
– А почему можно сделать ошибку? Давайте вспомним, что мы узнали о звуках ж и ш в 1 классе. (С опорой на схему, составленную в 1 классе, дети вспоминают особенности букв ж и ш.) 
– Давайте прочитаем схему. (Слайд 7) (Буквы ж и ш обозначают твердые согласные звуки. Гласные звуки после твердых согласных обозначаются буквами а, у, ы, э, о. Но буквы ж и ш "не слушаются твердых командиров", а звуки [ы] и [э] надо как-то записывать, и поэтому приходится звать на помощь «мягких командиров» – буквы и и е.) 
– Итак, жи, ши – какой гласный слышим?([ы]) 
– А пишем?(и) 
– Же, ше – какой гласный здесь?([э] после твердого согласного, а пишем е.) 
– Давайте скажем правило. (Хором говорят правило с разной интонацией, в зависимости от смайлика на слайде.) Жи, ши пиши с и! Же, ше пиши с е!

5. Закрепление.

1) Упражнение на орфографическую зоркость.

– Как вы думаете, какой следующий этап урока?(Надо потренироваться применять правило.) 
– Давайте тренироваться. Что нам поможет отвечать всем и молча?(Карточки.) 
– Как только услышите опасный слог, поднимайте соответствующую карточку. 
Жить, лужайка, шитье, шесть, ерши, щит, шея, шишки, лыжи, шуба, Кощей, Женя.(Женя 
– тоже лишнее слово, потому что на карточках буква маленькая). 
– Оцените свою работу: нарисуйте на полях кружочек рядом с первым.

2) Упражнение в применении правила.

– Найдите в учебнике упражнение № 54. Прочитайте задание и расскажите, как будете его выполнять.

(Дети предлагают план выполнения задания: Сначала я спишу слова, вставляя пропущенные буквы, потом … и т.д.)

Самостоятельная работа, один человек у доски за шторкой.

Проверка самостоятельной работы (свериться с доской). 
– Как всем быстро прочитать придуманные предложения? (В парах.) 
(Читают предложения в парах.) 
– Кто может объяснить, зачем вы ставили в словах ударение? 
(Вставляли буквы только в ударных слогах, в слове жираф слог жи безударный, и первый вопрос – и или е.) 
– Оцените качество выполнения этого задания: нарисуйте на полях кружочек в последней строчке упражнения. ФИЗМИНУТКА 

3) Применение правила в новой ситуации.

– Наш друг Незнайка тоже занимался темой «Шипящие согласные» и вот что записал в своей тетрадке: 

душистые стриж 
колючие ландыш 
длинные ёж 
проворные уж

(Возможно, сначала дети заметят только отсутствие согласования в числе, тогда нужно прочитать, ставя существительные в форму множественного числа, и будет понятно, что прилагательные не подходят к существительным по смыслу.)

Запись словосочетаний с комментированием у доски. Стрижи и ужи демонстрируются на слайдах.  
– Ну как, помогли мы Незнайке? Какой ценный совет вы можете ему дать? 
– А теперь оцените свою работу кружочком на полях.

4) Применение правила в упражнении по развитию речи.

– Кто хочет выполнить трудное задание? 
– Прочитайте и сформулируйте задание.

х…р…ш… зимние деньки на земле пуш…стый снег Ж…ня взял лыж… и выш…л во двор

(Нужно разбить текст на предложения, а потом правильно записать, вставляя пропущенные буквы.) 
– Выполнять будете самостоятельно. Но сначала найдите слово, в котором вы не сможете объяснить орфограмму, и обоснуйте свой выбор.(вышел)

– Проверьте свою память и интуицию: какая буква, по вашему мнению, пропущена? (Вставляют букву на карточке.)

Самостоятельная работа. 
Проверка в парах. 
Проверка со слайда.

Оцените свою работу кружочком на полях.

6. Итог урока.

Посмотрите на все кружочки, которые вы себе рисовали, и скажите себе, как вы сегодня работали. 
Нравится правило жи, ши, же, ше
Чем бы хотелось заняться на следующем уроке? Дома?

7. Домашнее задание.

– Дома вы можете выбрать одно из упражнений: № 55 или № 57. Познакомьтесь с заданиями. Какое вам кажется сложнее?

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.