Место в системе уроков: 2 тема раздела "Гласные после шипящих. Сочетания чк, чн" (всего 12 часов).
Цель урока: актуализировать знания о правописании гласных после шипящих в сочетаниях жи, ши, же, ше.
Задачи урока:
формировать умение анализировать текст;
формировать умение планировать деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку деятельности;
формировать умение участвовать в беседе (с партнером, в коллективной работе класса);
формировать целеустремленность и настойчивость в достижении целей.
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку. Запись даты и заголовков в тетради.
2. Формулирование темы урока.
– Посмотрите слайды. Отгадайте, зачем я показываю вам эти картинки? (На прошлом уроке мы повторяли тему "Шипящие согласные".)
– Кто считает, что справился с домашней работой по этой теме?
– Вы можете проверить качество выполнения работы. (Проверяют.)
– Оцените аккуратность выполнения работы и качество. (Рисуют кружочки: слева под работой – за аккуратность, справа – за качество.)
– Мы подчеркнули буквы. А кто может правильно назвать звуки этих букв? Давайте напишем над буквами фонетические символы. (Называют звуки и записывают фонетические символы у доски по очереди. Попутно обсуждается правильное произношение шипящего в слове скучная.)
– Прочитаем фонетические символы.([ш], [ч’], [ж], [щ’])
– Все шипящие согласные прозвучали? А буквы все встретились? (Нет буквы ш.)
– Какая из шипящих согласных самая близкая родственница букве ш? Почему? (Ж, потому что они обе обозначают твердый согласный звук, и их звуки составляют пару по звонкости-глухости.)
– Запишем в начале одной строчки строчную букву ш, а другой – ж.
– Предположите, какая тема сегодняшнего урока.
– Чему можем сегодня поучиться?(Предлагают варианты.)
3. Чистописание.
– Предлагаю сначала поупражняться в красивом письме слогов с буквами ж и ш. Какие слоги логично взять?(жи, ши, же, ше)
Показ на доске образца написания соединений, запись по половине строчки каждого слога.
– Проанализируйте свою работу и оцените на полях кружочком. ФИЗМИНУТКА
4. Постановка проблемы, актуализация знаний.
– Вот сейчас все вы успешно написали две строчки опасных слогов, и ничего страшного с вами не случилось. Наверное, они вовсе не опасные? (Опасные, потому что можно сделать ошибку.)
– А почему можно сделать ошибку? Давайте вспомним, что мы узнали о звуках ж и ш в 1 классе. (С опорой на схему, составленную в 1 классе, дети вспоминают особенности букв ж и ш.)
– Давайте прочитаем схему. (Слайд 7) (Буквы ж и ш обозначают твердые согласные звуки. Гласные звуки после твердых согласных обозначаются буквами а, у, ы, э, о. Но буквы ж и ш "не слушаются твердых командиров", а звуки [ы] и [э] надо как-то записывать, и поэтому приходится звать на помощь «мягких командиров» – буквы и и е.)
– Итак, жи, ши – какой гласный слышим?([ы])
– А пишем?(и)
– Же, ше – какой гласный здесь?([э] после твердого согласного, а пишем е.)
– Давайте скажем правило. (Хором говорят правило с разной интонацией, в зависимости от смайлика на слайде.) Жи, ши пиши с и! Же, ше пиши с е!
5. Закрепление.
1) Упражнение на орфографическую зоркость.
– Как вы думаете, какой следующий этап урока?(Надо потренироваться применять правило.)
– Давайте тренироваться. Что нам поможет отвечать всем и молча?(Карточки.)
– Как только услышите опасный слог, поднимайте соответствующую карточку.
Жить, лужайка, шитье, шесть, ерши, щит, шея, шишки, лыжи, шуба, Кощей, Женя.(Женя – тоже лишнее слово, потому что на карточках буква маленькая).
– Оцените свою работу: нарисуйте на полях кружочек рядом с первым.
2) Упражнение в применении правила.
– Найдите в учебнике упражнение № 54. Прочитайте задание и расскажите, как будете его выполнять.
(Дети предлагают план выполнения задания: Сначала я спишу слова, вставляя пропущенные буквы, потом … и т.д.)
Самостоятельная работа, один человек у доски за шторкой.
Проверка самостоятельной работы (свериться с доской).
– Как всем быстро прочитать придуманные предложения? (В парах.)
(Читают предложения в парах.)
– Кто может объяснить, зачем вы ставили в словах ударение?
(Вставляли буквы только в ударных слогах, в слове жираф слог жи безударный, и первый вопрос – и или е.)
– Оцените качество выполнения этого задания: нарисуйте на полях кружочек в последней строчке упражнения. ФИЗМИНУТКА
3) Применение правила в новой ситуации.
– Наш друг Незнайка тоже занимался темой «Шипящие согласные» и вот что записал в своей тетрадке:
душистые стриж
колючие ландыш
длинные ёж
проворные уж
(Возможно, сначала дети заметят только отсутствие согласования в числе, тогда нужно прочитать, ставя существительные в форму множественного числа, и будет понятно, что прилагательные не подходят к существительным по смыслу.)
Запись словосочетаний с комментированием у доски. Стрижи и ужи демонстрируются на слайдах.
– Ну как, помогли мы Незнайке? Какой ценный совет вы можете ему дать?
– А теперь оцените свою работу кружочком на полях.
4) Применение правила в упражнении по развитию речи.
– Кто хочет выполнить трудное задание?
– Прочитайте и сформулируйте задание.
х…р…ш… зимние деньки на земле пуш…стый снег Ж…ня взял лыж… и выш…л во двор
(Нужно разбить текст на предложения, а потом правильно записать, вставляя пропущенные буквы.)
– Выполнять будете самостоятельно. Но сначала найдите слово, в котором вы не сможете объяснить орфограмму, и обоснуйте свой выбор.(вышел)
– Проверьте свою память и интуицию: какая буква, по вашему мнению, пропущена? (Вставляют букву на карточке.)
Самостоятельная работа.
Проверка в парах.
Проверка со слайда.
Оцените свою работу кружочком на полях.
6. Итог урока.
Посмотрите на все кружочки, которые вы себе рисовали, и скажите себе, как вы сегодня работали.
Нравится правило жи, ши, же, ше?
Чем бы хотелось заняться на следующем уроке? Дома?
7. Домашнее задание.
– Дома вы можете выбрать одно из упражнений: № 55 или № 57. Познакомьтесь с заданиями. Какое вам кажется сложнее?
Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж
Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/