
Цели урока:
Ознакомление с конкретным смыслом деления с остатком.
Ознакомление с тем, что остаток при делении всегда меньше делителя.
Закрепить внетабличные случаи деления и умножения.
Развивать интеллект, творческие способности учащихся, вычислительные навыки, математическую речь, умение анализировать, сравнивать, обобщать.
Воспитывать активную личность, чувство товарищества, интерес к предмету.
Технология: в рамках проблемно - диалогического обучения.
Методы обучения: проблемно- поисковые, практические, наглядные.
Оборудование: учебник "Математика 3 класс", игрушечный микрофон, карточки с выражениями; для практической работы комплект карандашей, схематические рисунки, карточки задания для работы центрах активности, карточка для рефлексии учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент (дети сидят на ковре в классе, перед каждым учеником лежит комплект карточек) Всем, всем добрый день! (класс хором приветствует всех присутствующих)
|
1мин.
|
II. Математический микрофон Учитель передаёт игрушечный микрофон ученику. Говорящий произносит правило математическое, если он теряется, то класс задаёт ему вопрос. Ученик даёт ответ, но если он снова в затруднении и не может ответить на поставленный вопрос, то ответ даётся детьми хором.
|
3мин.
|
III. Актуализация знаний. Учитель: - Над какой большой темой мы работаем вот уже несколько уроков? (Деление.) -А что вы узнали о делении? УЧЕНИКИ: Оно табличное и не табличное. Учитель: - Вспомните, что ещё вы знаете о делении? как называются числа при делении; как найти неизвестный компонент; деление связано с умножением и т.д. - Давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили этот материал. Перед вами лежит комплект карточек, разложите его перед собой. - Что общего в выражениях, записанных на карточках? 36:3 (12) 36:12 (3) 36:9 (4) 36:2 (18) 36:6 (6) 63:7 (7) 36:5 (5 ост.1) УЧЕНИКИ: Ø Все эти примеры на деление. Ø Для записи делимого взяты одинаковые цифры. - Какое выражение здесь лишнее? Найдите значение первого выражения - Какой результат: - Чему равно значение последнего выражения? (когда покажут разные значения) - Посмотрите внимательно на выражения, на какие две группы можно их разбить? - По какому признаку вы поделили выражения? УЧЕНИКИ: табличное деление внетабличное деление 36:9 36:3 36:6 36:12 63:7 36:2 36:5 ? Побуждающий диалог. - Попробуйте найти значение выражения, используя известные вам способы деления. Как будете делить? - Можно ли найти значение этого выражения, используя приём внетабличного деления? (Нет.) - Назовите два приёма внетабличного деления. УЧЕНИКИ: заменяем делимое суммой разрядных слагаемых; заменяем делимое суммой удобных слагаемых. - А табличного деления? (Нет.) - Получилось найти значение выражения? (Нет.) - Почему возникло затруднение? - Чего мы не знаем? - Давайте попробуем сформулировать тему урока?
|
4мин.
|
IV. Постановка проблемы. - Составьте задачу о карандашах, решением которой будет являться данное выражение. 36:5 - Слушаем, какие задачи вы составили. - Давайте решим эту задачу практически. - Ты будешь учителем. Сколько у тебя карандашей? (36) - Сколько понадобится учеников? (5) - Раздели 36 карандашей между пятью учениками поровну. - Как ты будешь делить? - По сколько карандашей получил каждый ученик? - Посчитайте полученные карандаши. - А почему ты этот карандаш никому не дал? (будет не поровну) - Сколько карандашей у тебя осталось? (1) - Что такое 1? (остаток) - То, что мы сейчас делали, давайте запишем выражением: - Сколько карандашей было? (36) - Что мы с ними делали? (делили) - Скольким детям раздавали карандаши? (5) - По сколько карандашей получил каждый? (по 7) - Сколько карандашей осталось? (1) - Как вы думаете, как записать, что одна тетрадь осталась? - В математике принято количество оставшихся предметов записывать так: 36:5=7(ост.1) - Попробуйте прочитать это выражение, используя названия компонентов. - Так какая же тема урока? Деление с остатком. ПРЕЗЕНТАЦИЯ Может ли остаток быть 4 или 5?
|
4мин. 3 мин 1 мин
|
Переход с ковра к рабочему месту. Звучит музыка. (вискас для котят) Откройте тетради у вас уже записано число и классная работа.
|
1мин. Итого 15 мин
|
V. Первичное закрепление через работу с учебником. - Откройте учебник на странице 24. Проверьте свои выводы по учебнику. (Читают самостоятельно) - Какой сделаем вывод? (Мы рассуждали правильно.) - Обратите внимание, как выполнено письменное деление. Вспомним алгоритм письменного деления. - Сегодня мы будем с вами делить, используя рисунок. С.24 №2 -Посмотрите внимательно на записанные №2 выражения. - Какое выражение здесь лишнее? (12:3) - Найдите значение выражений. (игра «Бегущий мелок») УЧЕНИКИ: 1 ученик. - Рисую 7 кружков. - Найдём ближнее число к 7, которое делится на 3, это число 6:3=2 - Сколько раз по3 содержится в 6? (2) - Выполнили деление. - Деление не закончено. - Есть остаток. -Пишу решение. 7:3=2(ост.1) Учитель: -Назовите компоненты при делении с остатком УЧЕНИКИ: - Делимое, делитель, частное и остаток. 2 ученик. - Рисую 10 кружков. - Ближайшее число к 10, которое делится на 4, это число 8:4=2 - Выполнили деление. - Деление не закончено. - Есть остаток 2. Читаю пример: 10:4=2 (ост.2) 3 ученик. - Рисую 10 кружков. - Ближайшее число к 10, которое делится на 6, без остатка 6:6=1 - Из10 вычитаю 6, получаю остаток 4. - Читаю пример: 10:6=1 (ост.4) 4 ученик. Рисую 11 кружков. - Ближайшее число к 11, которое делится на 4, без остатка это 8:4=2 - Есть остаток 11-8=3 - Читаю пример: 11:4=2 (ост.3) 5 ученик. Рисую 12 кружков. - Делю на 3. - Это табличное деление. 12:3=4 - Остатка нет. Учитель: - Каким действием проверяется действие деление? - Как найти неизвестное делимое? 7=2х3 - Как назвать это выражение? (равенство) - Это равенство? - Что нужно сделать, чтобы равенство стало верным? (прибавить остаток) 7=2х3+1
|
5мин 7:3 10:4 10:6 11:4 12:3
|
VI. Работа по центрам. Учитель: Дети у нас осталось время. Предлагаю работу по центрам активности, в которых повторим случаи внетабличного умножения и деления. Открываем: 1. Центр умножения 2. Центр деления 3. Центр уравнения 4. Центр задач (на нахождение площади или периметра). Ø Вам необходимо побывать во всех центрах. Ø Выбираете понравившуюся карточку. Ø Запись ведёте в рабочей тетради. Ø Уравнение для экономии времени решаете в карточке, указываете имя. Ø Кто закончит работу переходит на ковёр. Ø На всю работу у вас 10 мин.
|
10 мин Итого 30 мин
|
VII. Рефлексия. Учитель: - Что вы делали сегодня на уроке? - Какое новое математическое открытие для себя совершили? - Какая тема урока? - Может остаток быть больше делителя? - Работая по центрам, кто побывал только в1? 2? 3? 4? - Какой центр был для вас самым лёгким? - Какой самым трудным? Учитель: Оценки за сегодняшний урок поставлю всем работающим около доски, но после проверки работы в тетради. Рефлексия мотивации. У вас есть стикер. Наклейте его в карточку. Можно наклеить только в одну колонку: урок понравился, работал с интересом или работал потому, что надо.
|
5мин 2мин
|
VI. Домашнее задание. (записано на ллистеа-4) Откройте дневники запишите: Творческое: Составить два примера на деление с остатком, сделать схематический рисунок к ним. Программное: С.24 №3,5. Для увлечённых математикой: придумать задачу на деление с остатком, оформить тест и рисунок к ней на листе А-4. СПАСИБО ЗА РАБОТУ! Урок окончен.
|
3 мин Итого 40 мин
|