logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Цели урока: 

Ознакомление с конкретным смыслом деления с остатком.

Ознакомление с тем, что остаток при делении всегда меньше делителя.

Закрепить внетабличные случаи деления и умножения.

Развивать интеллект, творческие способности учащихся, вычислительные навыки, математическую речь, умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Воспитывать активную личность, чувство товарищества, интерес к предмету.

Технология: в рамках проблемно - диалогического обучения. 
Методы обучения: проблемно- поисковые, практические, наглядные. 
Оборудование: учебник "Математика 3 класс", игрушечный микрофон, карточки с выражениями; для практической работы комплект карандашей, схематические рисунки, карточки задания для работы центрах активности, карточка для рефлексии учащихся. 

Ход урока 

I.      Организационный момент 
(дети сидят на ковре в классе, перед каждым учеником лежит комплект карточек) 
Всем, всем добрый день!  
(класс   хором приветствует всех присутствующих) 
 

1мин.

II.  Математический микрофон 
Учитель передаёт игрушечный микрофон ученику. Говорящий произносит правило математическое, если он теряется, то класс задаёт ему вопрос. Ученик даёт ответ, но если он снова в затруднении и не может ответить на поставленный вопрос, то ответ даётся детьми хором.

3мин.

  
III. Актуализация знаний. 
Учитель: 
- Над какой большой темой мы работаем вот уже несколько уроков? (Деление.) 
-А что вы узнали о делении? 
УЧЕНИКИ: 
Оно табличное и не табличное. 
Учитель: 
- Вспомните, что ещё вы знаете о делении? 
как называются числа при делении; 
как найти неизвестный компонент; 
деление связано с умножением и т.д. 
- Давайте  проверим, насколько хорошо вы усвоили этот материал. 
Перед вами лежит комплект карточек, разложите его перед собой. 
- Что общего в выражениях, записанных на карточках? 
36:3     (12) 
36:12   (3) 
36:9     (4) 
36:2     (18) 
36:6     (6) 
63:7     (7) 
36:5     (5 ост.1) 
УЧЕНИКИ: 
Ø    Все эти примеры на деление. 
Ø    Для записи делимого взяты одинаковые цифры. 
- Какое выражение здесь лишнее? 
Найдите значение первого выражения 
- Какой результат: 
- Чему равно значение последнего выражения? 
(когда покажут разные значения) 
- Посмотрите внимательно на выражения, на какие две группы можно их разбить? 
- По какому признаку вы поделили выражения? 
УЧЕНИКИ: 
табличное деление             внетабличное деление 
    36:9          36:3 
    36:6          36:12 
    63:7          36:2 
   36:5 ? 
Побуждающий диалог. 
- Попробуйте найти значение выражения, используя известные вам способы деления. Как будете делить? 
- Можно ли найти значение этого выражения, используя приём внетабличного деления? (Нет.) 
- Назовите два приёма внетабличного деления. 
УЧЕНИКИ: 
заменяем делимое суммой разрядных слагаемых; 
заменяем делимое суммой удобных слагаемых. 
- А табличного деления?   (Нет.) 
- Получилось найти значение выражения? (Нет.) 
- Почему возникло затруднение? 
- Чего мы не знаем? 
- Давайте попробуем сформулировать тему урока? 
 

4мин.

  
IV. Постановка проблемы. 
- Составьте задачу о карандашах, решением которой будет являться данное выражение.      36:5 
- Слушаем, какие задачи вы составили. 
- Давайте решим эту задачу  практически. 
- Ты будешь учителем. Сколько у тебя карандашей? (36) 
- Сколько понадобится учеников? (5) 
- Раздели 36 карандашей между пятью учениками поровну. 
- Как ты будешь делить? 
- По сколько карандашей получил каждый ученик? 
- Посчитайте полученные карандаши. 
- А почему ты этот карандаш  никому не дал? (будет не поровну) 
- Сколько карандашей у тебя осталось? (1) 
- Что такое 1? (остаток) 
- То, что мы сейчас делали, давайте запишем выражением: 
- Сколько карандашей  было? (36) 
- Что мы с ними делали? (делили) 
- Скольким детям раздавали карандаши? (5) 
- По сколько карандашей  получил каждый? (по 7) 
- Сколько карандашей  осталось? (1) 
- Как вы думаете, как записать, что одна тетрадь осталась? 
- В математике принято количество оставшихся предметов записывать так:     36:5=7(ост.1) 
- Попробуйте прочитать это выражение, используя названия компонентов. 
- Так какая же тема урока? 
Деление с остатком. 
ПРЕЗЕНТАЦИЯ 
Может ли остаток быть 4 или 5? 

4мин. 
  
  
  
3 мин 
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  1 мин

Переход с ковра к рабочему месту. 
Звучит музыка. (вискас для котят) 
Откройте тетради у вас уже записано число и классная работа.


1мин. 
Итого 
15 мин

  
V.  Первичное закрепление через работу с учебником. 
  
- Откройте учебник на странице 24. 
Проверьте свои выводы по учебнику.  (Читают самостоятельно) 
- Какой сделаем вывод?   (Мы рассуждали правильно.) 
- Обратите внимание, как выполнено письменное деление. 
Вспомним алгоритм письменного деления. 
- Сегодня мы будем с вами делить, используя рисунок. 
  
С.24 №2 
 -Посмотрите  внимательно на записанные №2 выражения. 
- Какое выражение здесь лишнее?    (12:3) 
- Найдите  значение выражений. 
(игра «Бегущий мелок») 
УЧЕНИКИ: 
1 ученик. 
- Рисую 7 кружков. 
- Найдём ближнее число к 7, которое делится на 3, это число 6:3=2 
- Сколько раз по3 содержится в 6? (2) 
- Выполнили деление. 
- Деление не закончено. 
- Есть остаток. 
 -Пишу решение.   7:3=2(ост.1) 
Учитель: 
-Назовите компоненты при делении с остатком 
УЧЕНИКИ: 
- Делимое, делитель, частное и остаток. 
2 ученик. 
- Рисую 10 кружков. 
- Ближайшее число к 10, которое делится на 4, это число 8:4=2 
- Выполнили деление. 
- Деление не закончено. 
- Есть остаток 2. 
 Читаю пример: 10:4=2 (ост.2) 
  
3 ученик. 
- Рисую 10 кружков. 
- Ближайшее число к 10,  которое делится на 6,  без остатка  6:6=1 
- Из10 вычитаю 6, получаю остаток  4. 
- Читаю пример:  10:6=1 (ост.4) 
  
4 ученик. 
Рисую 11 кружков. 
- Ближайшее число к 11, которое делится на 4, без остатка это 8:4=2 
- Есть остаток 11-8=3 
- Читаю пример: 11:4=2 (ост.3) 
  
5 ученик. 
Рисую 12 кружков. 
- Делю на 3. 
- Это табличное деление. 12:3=4 
- Остатка нет. 
  
Учитель: 
- Каким действием проверяется действие деление? 
- Как найти неизвестное делимое? 
7=2х3 
- Как назвать это выражение? (равенство) 
- Это равенство? 
- Что нужно сделать, чтобы равенство стало верным? (прибавить остаток) 
  
7=2х3+1 
  
 

  
5мин 
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
7:3 
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
10:4 
  
  
  
  
  
  
  
  
10:6 
  
  
11:4 
  
  
  
  
  
12:3

VI. Работа по центрам. 
Учитель: 
Дети у нас осталось время. Предлагаю работу по центрам активности, в которых повторим случаи внетабличного умножения и деления. 
Открываем: 
1.    Центр умножения 
2.    Центр деления 
3.    Центр уравнения 
4.     Центр задач (на нахождение площади или периметра). 
  
Ø    Вам необходимо побывать во всех центрах. 
Ø    Выбираете  понравившуюся карточку. 
Ø    Запись ведёте в рабочей тетради. 
Ø    Уравнение для экономии времени решаете в карточке, указываете имя. 
Ø    Кто закончит работу переходит на ковёр. 
Ø    На всю работу у вас 10 мин.

10 мин 
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
Итого 
30 мин

VII.  Рефлексия. 
  
Учитель: 
- Что вы делали сегодня на уроке? 
- Какое новое математическое открытие для себя совершили? 
- Какая тема урока? 
- Может остаток быть больше делителя? 
- Работая по центрам, кто побывал  только в1?  2?  3?   4? 
- Какой центр был для вас самым лёгким? 
- Какой самым трудным? 
Учитель: 
Оценки за сегодняшний урок поставлю всем работающим около доски, но после проверки работы в тетради. 
Рефлексия мотивации. 
У вас есть стикер. Наклейте его в карточку. Можно наклеить только в одну колонку: урок понравился, работал с интересом  или  работал потому, что надо. 
 

5мин 
  
  
  
  
  
  
  
  
  
2мин

VI. Домашнее задание.  (записано на ллистеа-4) 
Откройте дневники запишите: 
 Творческое: Составить два примера на деление с остатком, 
сделать схематический рисунок к ним. 
  Программное: С.24 №3,5. 
Для увлечённых математикой: придумать задачу на деление с остатком, оформить тест и рисунок к ней на листе А-4. 
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!   Урок окончен.

3 мин 
  
  
  
  
  
  
Итого 40 мин

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.