logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Целевые установки урока: 

а) привлечение внимания учащихся к ориентировочной функции знаков в общении; б) раскрытие роли предметов как возможных ориентиров; в) знакомство с возможными способами обозначения ориентиров (словесно, жестами, графически);

г) развитие умения учащихся использовать и обозначать ориентиры в общении; д) конкретизация, расширение представлений учащихся о знаках на примере знаков дорожного движения; е) развитие умения читать знаки дорожного движения; ж) знакомство с элементарными правилами дорожного движения.

Ход урока

1. Обращение к личному опыту учащихся.

Учитель побуждает детей вспомнить случаи, когда они объясняли прохожему, как найти магазин или улицу.

— Как вы объясняли? Что использовали? (Объясняли словами, использовали жесты.)

2. Анализ коммуникативно-речевой ситуации, изображённой на рисунке в азбуке.

Рассматривая с учащимися рисунок и отвечая на вопросы азбуки, учитель обращает внимание учащихся на различные варианты объяснения дороги к собачьей площадке. Если девочка предлагает пойти налево по направлению к деревугрибку, клумбе, то мальчик — прямо: через футбольное поле, между турником и футбольными воротами.

3. Разыгрывание разговора между детьми в «лицах»:

— Передайте словами, жестами состоявшийся разговор между ребятами

4. Введение понятия «ориентир». Определение роли ориентиров.

— Мальчик и девочка называли хозяину собаки те предметы, или ориентиры, на которые он должен был обращать внимание, чтобы идти в правильном направлении. Ориентиры нужны, чтобы нагляднее представить и лучше запомнить путь.

5. Закрепление полученных представлений на примерах сказочных героев.

— Кому из вас знакома сказка «Маша и медведь»? Почему девочка заблудилась в лесу? (Она не замечала дороги, рвала ягодку за ягодкой.) Почему медведь, в избушке которого она оказалась, не объяснил девочке дорогу домой? (Не хотел отпускать.) А ведь в сказке, когда медведь несёт короб с Машенькой к её дому, названы некоторые ориентиры. Вот послушайте: «Идёт медведь между ёлками, бредёт между берёзками, в овражки спускается, на пригорки подымается …». На что в лесу ориентируется медведь, чтобы не сбиться с дороги?

— Обратите внимание на рисунки вверху страницы. Кто читал сказку про Мальчика-с-пальчика? Какие метки он использовал для обозначения дороги из леса? (Хлебные крошки.) У Мальчика-с-пальчика каждая хлебная крошка служила ориентиром. Что же произошло с крошками? (Их склевали птицы.)

6. Знакомство со способами обозначения ориентиров.

— Как быть в том случае, если слов и жестов недостаточно для объяснения дороги, к тому же дорога длинная, запутанная и человек не надеется на свою память? (Дорогу можно зарисовать, обозначив самые важные ориентиры и направление пути.)

7. Творческое задание.

— Как вы объясните новым школьным друзьям дорогу к своему дому? Какие ориентиры укажете, обозначите?

Образец выполнения задания может дать сам учитель, объяснив, как в случае необходимости учащимся можно найти дорогу к его дому. Описание пути сначала даётся словами, жестами, а затем — в сопровождении графических обозначений на доске. Например:

— Выходя из школы (школа обозначается прямоугольником с буквой «Ш»), идёте налево (рисуется стрелка), доходите до автобусной остановки (рисуется круг с буквой «А») и напротив неё увидите мой дом (рисуется квадрат с буквой «Д»).

Учащиеся выполняют задание в парах: сначала устно, а потом в письменной форме на основе графических знаков (в блокнотах, альбомах).

8. Ввод в тему «Дорожные знаки». Обращение к личному опыту учащихся.

— Мало знать дорогу, уметь находить её – нужно ещё выбирать безопасный путь, особенно в городе. Почему? (Там много машин.) Какие знаки помогают человеку выбирать безопасный путь? (Знаки дорожного движения.) Кто общается с помощью знаков дорожного движения? (Водители и пешеходы.) От того, знают ли пешеходы знаки дорожного движения, следуют ли им, зависят их здоровье и жизнь.

9. Работа по стр. 36 азбуки. Анализ дорожной ситуации.

— О чём задумались Аня и Ваня? (Как найти безопасный путь к школе? Наверное, они не знают, что сообщают дорожные знаки. Поможем ребятам прочитать их: «Здесь пешеходная дорожка», «Здесь дорожка для велосипедистов», «Пешеходный переход автомобильной дороги», и т.д.).

10. Повторение правил дорожного движения.

— Узнали ли Вы милиционера из книги С.Михалкова? Какой совет он даёт пешеходам? Какие ещё правила дорожного движения вы знаете?

11. Беседа о назначении светофора. Чтение и заучивание строчек:

Три цвета есть у светофора, они понятны для шофёра:

«Красный цвет – проезда нет, жёлтый – будь готов к пути, а зелёный цвет – кати!»

12. Задание творческого характера.

— Нужно ли знать дорожные знаки сельскому жителю? Придумайте историю «Сельский житель в городе».

13. Работа в парах.

— Но есть особые машины, которым разрешён проезд даже на красный сигнал светофора. (Учащиеся по рисункам определяют, какие машины изображены, принимая во внимание не только условные знаки (на пример, крест — «скорая помощь»), но и цвет машины: пожарная машина — красного цвета. Дети должны усвоить, по каким номерам телефона следует звонить в экстренных случаях.)

14. Чтение отрывка из произведения С.Михалкова «Дядя Стёпа».

— Послушайте о том, как дядя Стёпа помог пожарным: «Что за дым над головой? …»

15. Практикум на перемене. Учащиеся должны не только понимать значение дорожных знаков, но и овладеть ими на поведенческом уровне. Для этого на перемене в рекреации организуются сюжетно-ролевые игры, в которых дети выступают в качестве пешеходов, водителей транспорта, полицейского и др.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.