logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Целевые установки урока: 

а) дать представление о твердых и мягких согласных, учить различать их; б) ввести условное обозначение мягкого согласного звука;

в) освоение звукового анализа слов с мягкими согласными звуками; чтение слов по следам анализа; г) развивать умения учащихся в классификации звуков, анализе звукового состава слова; д) показать изобразительные возможности звуков речи.

Ход урока

1. Работа по стр. 50 азбуки. Постановка новой учебной задачи.

— Что вы уже знаете о звуках речи? (Они произносятся с помощью органов речи, бывают гласными и согласными.) А что нового мы должны узнать о звуках речи на этом уроке? Кто поможет мне прочитать название страницы азбуки? (Твёрдые и мягкие согласные.) Как это понимать?

2. Формирование мотивации чтения.

— Ответ на этот вопрс Петрушка предлагает поискать в книжке-сказке Бориса Заходера. Прочитайте название сказки, записанное рисунками и условными значками. (Кит и кот.) Кто такой кит? Опишите его внешний вид, сравните размеры кита и кота.

— А теперь посмотрите на иллюстрацию к сказке. Соответствует ли она тому, что вы рассказывали о ките? Надо прочитать текст сказки, и тогда всё прояснится. Кто хочет начать читать?

3. Чтение текстовых отрывков в азбуке учащимися, умеющими читать, с помощью учителя.

4. Выяснение содержания прочитанного в связи с лексической работой.

— Что значит «В сказке нет порядка»? Какими ещё словами можно подчеркнуть размеры огромного кота, а какими — маленького кита?

Анализируются противоположные по значению слова (огромный — маленький) и близкие по значению слова: (большущийкрупныйгигантскийкрохотныймалюсенький).

5. Чтение и рассматривание книги-сказки Б. Заходера «Кит и кот».

— Петрушка считает, что нужно прочитать всю сказку, и тогда можно будет в ней разобраться. Вы согласны с ним?

Текст сказки (в сокрашении):

В этой сказке нет порядка:

Что ни слово – то загадка!

Вот что сказка говорит:

Жили-были КОТ и КИТ.

Кот — огромный, просто страшный!

Кит был маленький, домашний.

Кит мяукал, кот пыхтел.

Кит купаться не хотел,

Как огня, воды боялся.

Кот всегда над ним смеялся!

Время так проводит кит:

Ночью бродит, днём храпит

Кот плывёт по океану,

Кит из блюдца ест сметану.

Ловит кит мышей на суше.

Кот на море бьёт баклуши.

Кит царапался, кусался,

Если ж был неравен спор 

От врагов своих спасался,

Залезая на забор.

Добрый кот ни с кем не дрался,

От врагов уплыть старался:

Плавниками бьёт волну

И уходит в глубину.

...

В этой сказке нет порядка.

В ней ошибка, опечатка:

Кто-то, против всяких правил,

В сказке буквы переставил,

Переправил «кит» на «кот»,

«Кот» на «кит», наоборот!

6. Осмысление прочитанного:

— В чём же загадка этой сказки? (В опечатке, то есть в ошибке, в перестановке букв.) Вы тоже будьте внимательны, когда мы будем работать с этими словами.

7. Звуковой анализ слов кот и кит. Обозначение твердых и мягких согласных.

— Сравните звуковые схемы слов «кот» и «кит». Чем они похожи? (Каждое слово состоит из трёх звуков.) А одинаковы ли звуки в этих словах?

Учащиеся с опорой на схему называют отдельные звуки в словах кот и кит, подводятся к выводу, что звуки разные. Учитель привлекает особое внимание к первому звуку в каждом слове, просит произнести их и сравнить работу органов речи. Учащиеся артикулируют эти звуки и отмечают, что звуки [к] и [к’] похожи, но все же различаются, так как при произнесении второго звука спинка языка поднимается вверх к нёбу. Учитель подытоживает ответы детей: звук [к] — твердый, а звук [к’] — мягкий. Затем он показывает условный значок для обозначения мягкости согласных и поясняет, что поперечная линия потому изогнутая, что обозначает, как язычок, образуя преграду выходящему воздуху при произнесении звука, изгибается кверху.

8. Упражнения в произнесении твёрдых и мягких согласных звуков.

Учащиеся вслед за учителем называют сначала твёрдый звук, потом — соответствующий мягкий звук: [д] — [д’], [т] — [т’],

[л] — [л’], [р] — [р’], [н] — [н’], [з] — [з’], [с] — [с’] и т.п.

9. Упражнения в распознавании твёрдых и мягких звуков.

Учитель произносит слова парами: мыло — милый, рыба — ряба, дыня — день, сила — соль, зубы — зебра, лёд — лодка.

Учащиеся слушают слова, произносят их в полголоса для себя и на основе слуховых и речедвигательных ощущений определяют, с какого звука – твёрдого или мягкого согласного — начинается слово. Форма проверки: сигнальные карточки с уловными значками твёрдых и мягких согласных звуков.

10. Повторение изученного о звуках.

Выставляются «бусинки» — условные обозначения гласных и согласных, твёрдых и мягких, звуков.

— Какие бывают звуки. Покажите условный значок гласного звука. В чём особенности произнесения гласного звука? Произнесите гласные звуки: аа… уу… оо… ыы… ии… ээ… Почему гласные звуки легко тянутся, поются? (Потому что при их произнесении воздух проходит свободно, отсутствует преграда.)

Чем отличается произнесение согласного звука от гласного? Почему согласные звуки обозначены по-разному? Что обозначает изогнутая поперечная линия? Произнесите согласные звуки и понаблюдайте за работой язычка: д — дь, т — ть, н — нь, с — сь, з — зь.

11. Упражнение в классификации звуков. Работа в парах.

— Определите, с какого звука начинается ваше имя и покажите нужную бусинку. Предварительно проверьте друг друга в парах.

12. Работа с наборным полотном «Сорока».

— Интересно, какое имя у сороки, которая придумала, как можно обозначать звуки. Она подсказывает нам: её имя состоит из четырёх звуков, начинается с мягкого согласного «рь» и заканчивается на гласный звук «а». (Рита.) Давайте украсим сороку «бусинками» с её именем.

На наборном полотне вывешиваются «бусинки» с объяснением каждого звука, его определением как гласного-согласного.

13. Рассказ по иллюстрации к произведению Дмитрия Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и про мохнатого Мишу — короткий хвост».

— Знаете ли вы эту сказку? Сегодня я почитаю её на уроке, но не всю, а лишь маленькие отрывки, а остальное попробуйте додумать, сочинить сами. Согласны?

Кто забрёл на болото и, как вы думаете, зачем? Почему испугались комары? Вот как об этом говорится в сказке: «Пришёл в наше болото медведь и завалился спать. Как лёг в траву, так сейчас же задавил пятьсот комаров, как дохнул — проглотил целую сотню». Какая картина возникает у вас перед глазами?

Учитель обращает внимание детей на подбор слов для описания действий медведя со звуком [р] (разлёгся, захрапел).

— Как повели себя комары?

Подбираются слова со звуками [з], [з’]: разозлились, загудели, стали громко зудеть (зудит, т.е. издает звуки ззз).

— Как маленьким комарам удалось выгнать большого медведя из болота? (Их было много.) Писатель так рассказывает об этом: прилетел не один Комар Комарович — длинный нос, а прилетели с ним и дедушка, Комарище — длинный носище, и младший брат, Комаришко — длинный носишко.

— Какой комар, большой или маленький, представляется вам при произнесении твёрдого звука [з]? А при произнесении мягкого звука [з’]?

Учащиеся произносят эти звуки и соотносят твердый звук [з] с большим комаром, а мягкий [з’] — с маленьким:

— Посмотрите на иллюстрацию: чем пытался медведь отбиваться от комаров? Послушайте, как говорится об этом в сказке: «Долго ли, коротко ли сражался Миша с комарами, только шуму было много. Далеко был слышен медвежий рёв. А сколько он деревьев вырвал, сколько камней выворотил!»

Рассказывание сказки завершается передачей с помощью звуков [р], [р’] медвежьего рёва:

— Покажите с помощью произнесения твёрдого звука [р], как сердился медведь, рычал, угрожая комарам. Изобразите с помощью произнесения мягкого звука [р’] жалобное ворчание медведя, убегающего от комаров.

14. Физкультминутка: изображение комариков в движениях, зудении.

15. Стимулирование домашнего чтения:

— Кто хочет прочитать эту сказку целиком дома с родителями, может взять книжку с нашей книжной полки.

16. Звуковой анализ слов.

Называются предметы, изображенные на с. 51 (мак, мяч, лук, люк). Рассматриваются модели этих слов: объясняются их значения, анализируется звуковой состав. Сравниваются звуки [м] и [м’] в словах мак, мяч и звуки [л] и [л’] в словах лук и люк. Упражнение в подборе слов к схемам: (лук, сыр, мир). Читающие дети могут написать под схемой буквы.

17. Работа в парах.

С помощью «бусинок», обозначающих твёрдые и мягкие согласные, учащиеся выкладывают звуковые ряды, соответствующие словам «пар», «пир».

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.