logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Целевые установки урока: 

а) учить детей соотнесению звучания и значения слов; б) развивать умение устанавливать количество звуков в слове, их последовательность и определять гласные и согласные, твердые и мягкие звуки; в) способствовать уточнению значения слов в связи с развитием умения классифицировать обозначаемые ими явления.

Ход урока

1. Работа по стр. 52 азбуки. Наблюдения над значением и звучанием слов.

— У сегодняшнего урока не совсем обычное начало. Аня и Ваня предлагают спеть любимую песню Петрушки – русскую народную песню «Калинка-малинка». Слышали ли вы эту песню? С помощью чего создаётся мелодия песни? (С помощью звуков музыки.) Какими звуками передаются слова песни? Кто может напомнить слова этой песни? (На доске записаны слова: «Калинка, калинка, калинка моя. В саду ягода-малинка, малинка моя.»)

— О каких ягодах поётся в песне? (О калине и малине.) Кто видел ягоды калины, пробовал их? Чем отличаются ягоды малины? Это разные ягоды, поэтому вы видите модели двух слов. Покажите, где в моделях отражено значение слов. (В рисунках.) Где обозначено звучание слов? (В звуковых схемах.) Сколько звуков в каждом слове? (По шесть звуков.) Сравните: одинаковые это звуки или разные? Произнесите протяжно слово малина, выделяя каждый звук. (В процессе проговаривания слова дети ведут пальчиком по звуковым схемам: м-а-л-и-н-а, к-а-л-и-н-а.)

Сравнивая звучание и значение слов малина и калина, учащиеся должны прийти к выводу: с изменением даже одного, первого, звука меняется всё слово, его смысл.

— Стоило изменить один звук, и горькая ягода превратилась в сладкую.

— Стоило изменить один звук в слове, и значение слова изменилось, «горькая ягода» превратилась в «сладкую малину».

2. Логические упражнения.

— Русские народные песни исполняются на русских народных инструментах. Что у Петрушки в руках? (Балалайка.) Назовите и другие народные инструменты, которые изображены на рисунке. (Дудочка, бубен, трещотка, гармошка, свистулька.) Попробуйте объяснить, почему у них такие названия, отражаются ли в них особенности звучания инструментов. (Дудочка — дудит: ду-ду-ду; бубен — бъёт: бу-бу-бу; свистулька — свистит: с-с-с; трещотка — трещит: тррр.)

3. Танцевальная физкультминутка под музыку песни «Калинка-малинка» с подпеванием слов, в сопровождении движениями, жестами.

4. Конкурс знатоков: кто назовет больше слов, обозначающих ягоды, кто назовёт самую крупную ягоду.

5. Работа по стр. 53 азбуки. Логические упражнения на классификацию.

— Оказывается, самые крупные ягоды — это арбузы, дыни, тыквы. Они растут на поле, которое называется бахча, поэтому называются бахчевыми культурами. Покажите их на рисунках. Что нарисовано «лишнее» среди бахчевых культур? (Капуста. Это не ягода, а овощ.)

6. Соотнесение значений слов со звуковыми схемами на основе их частичного анализа.

— Посмотрите, модели слов распались: в рамочках слов осталось лишь значение, а звучание выпало. Необходимо собрать модели. С какого звука, гласного или согласного, начинается слово «арбузы»? (С гласного.) Найдите звуковую схему, начинающуюся с гласного звука. Произнесите слово по схеме, выделяя каждый звук. (А-р-б-у-з-ы.)

С каких звуков, гласных или согласных, начинаются слова «дыни», «тыквы»? (С согласных звуков.) А какое слово, на ваш взгляд, короче: «дыни» или «тыквы»? (Дыни.) Найдите самую короткую звуковую схему. Сколько в ней звуков? (Четыре.) Проверьте, подходит ли это слово к звуковой схеме? (Д-ы-н-и.)

Кто сам сумеет найти звуковую схему к слову «тыквы» и доказать правильность ответа?

7. Работа в паре.

Учащиеся озвучивают слова по звуковым схемам, определяют, кто и почему образовал пары. Для этого выделяются последний звук в первом слове и начальный звук во втором слове: тигр — рак, волк — кот, лиса — сом. Делается вывод, что последняя пара слов лиса — сом составлена неверно так как первое слово заканчивается звуком [а]: не лис, а лиса.

Задание может быть усложнено и направлено на сравнительный анализ слов не только по их звучанию, но и значению:

— Если бы нужно было составить пары слов не по их звучанию, а по их значению, как бы вы расставили слова? Какое бы слово вы поставили рядом со словом «рак»? (Слово «сом», так как и сом, и рак живут под водой.) Какое бы слово вы поставили рядом со словом «волк»? (Слово «лиса», так это названия животных, которые живут в лесу.) Можно ли составить пару из слов «тигр» и «кот»? (Да, это названия животных из семейства кошачьих.)

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.