logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Цели и задачи:

1. Познакомить детей со сказкой Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».

2. Развивать правильность, беглость, выразительность и сознательность чтения; развивать речь и мышление.

3. Воспитывать внимательное отношение к окружающим людям, вещам.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг Андерсена, кроссворд, учебник.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Речевая разминка

1. Прочитайте хором цепочки слов:

Козы – косы, ветер – вечер, трава – травы, вбежал – взбежал.

Вслух – глух – слух; вьют – вьюн – вьюга.

Есть – ест, угол – уголь, галка – галька, полка – полька.

2. Произнесите чистоговорку хором и по одному.

Сова советует сове,

Спи соседка на софе.

На софе так сладко спится,

О совятах сон приснится.

3. Читаем хором наизусть стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро».

III. Постановка целей урока

- Прочитайте слова на доске. Какое слово в ряде слов лишнее? Почему?

Зачин, присказка, волшебные предметы, рифма, троекратный повтор. (Слово рифма, так как оно относится к поэзии, а не к сказке.)

Пушкин, Ершов, Барто, Линдгрен, Перро. (Слово Барто, так как остальные – имена писателей-сказочников, а Барто писала стихи.)

Дюймовочка, Русалочка, Герда, Василиса Прекрасная, Элиза. (Василиса Прекрасная, так как остальные слова – имена героев сказок Андерсена.)

- Какие слова остались? Что их объединяет? (Эти слова относятся к сказкам.)

- Из сказок какого писателя сказочные герои в последней строке? (Ханса Кристиана Андерсена.)

Сегодня на уроке мы будем читать сказку Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». Но сначала посмотрим, хорошо ли вы знаете сказки этого писателя.

Кроссворд

По горизонтали:

1. Как звали сестру одиннадцати принцев-лебедей? 2. Какое волшебное средство нашёл солдат в дупле старого дерева? 3. Как звали подругу Кая? 4. Какие цветы любили Кай и Герда? 5. Кто помог Русалочке получить ножки вместо рабьего хвоста? 6. Кто смастерил злое зеркало, осколок которого попал Каю в сердце? 7. Какое слово должен был составить из льдинок Кай? 8. За кого мышь должна была выдать Дюймовочку? 9. Что подарила фея Счастья людям?

По вертикали: 10. Журнал, в котором были опубликованы сказки Андерсена для детей России в 19 веке.

Ответ:

По горизонтали: 1. Элиза. 2. Огниво. 3. Герда. 4. Розы. 5. Ведьма. 6. Тролль. 7. Вечность. 8. Крот. 9. Калоши.

По вертикали: 10. «Звёздочка».

IV. Подготовка к чтению сказки

1. Рассказ учителя. (Вывешивается портрет писателя.)

Х.К. Андерсен родился в городе Оденсе в Дании. Он жил в бедной семье, мать его была прачкой, отец – сапожником.

В детстве он слышал истории и сказки отца и старушек-соседок. Андерсен по-своему переделывал эти сказки, придумывал новые необычайные приключения героям сказок и … рассказывал свои сказки старому коту по имени Карл.

В 14 лет, после смерти отца, он уезжает в Копенгаген. Андерсен работал, чтобы свести концы с концами, но сочинять продолжал. И его юношеские сказки уже публикуются в печати.

У Андерсена не было семьи, поэтому он много путешествовал в разные страны. Он знакомится с замечательными художниками, писателями, композиторами. Всё это накладывает отпечаток на его творчество. Как и другие сказочники, он брал многие сюжеты для своих сказок из народных, но его фантазия любую обыкновенную вещь в сказке делала волшебной, удивительной.

Сказки писателя сделали его любимцем народа ещё при жизни. По сюжетам его сказок ставятся спектакли, снимаются художественные и мультипликационные фильмы.

В честь его дня рождения – 2 апреля – проводится Международный день детской книги, где присуждается Международная Золотая медаль Х.К. Андерсена лучшему современному автору раз в два года.

V. Чтение сказки и анализ содержания. Словарная работа

- Дома вы уже познакомились со сказкой «Стойкий оловянный солдатик».

- Скажите, как вы понимаете слово стойкий? (Непоколебимый, упорный, твёрдый.)

- В каком значении, по-вашему, употреблено слово в заглавии? (Непоколебимый.)

- Перечитайте молча первую часть сказки и приготовьтесь к пересказу.

- Что такое батист? (Тонкий, прозрачный материал.)

- Розетка? (Брошка.)

-Табакерка?(Коробочка для табака.)

- Перескажите эту часть.

- Читаем 2-ю часть сказки по цепочке.

- Что делали ночью игрушки? (Они играли в гости, в войну и в бал.)

- Кто сидел в табакерке? (Маленький, чёрный тролль.)

- Кто такой тролль? (Злой волшебник.)

- Почему он стал угрожать солдатику? (Солдатик не сводил глаз с танцовщицы, а троллю это не понравилось.)

- Что случилось утром? (Солдатик упал с окна третьего этажа.)

- Как вы понимаете выражение с маху врезался? (Упал со всей силы, больно ударился.)

- Каким мы видим теперь солдатика? (Сильным, отважным, терпеливым.)

- Прочитайте 3-ю часть сказки молча.

- Ребята, в этой части нам встретилось слово пошлина. Крыса кричала, что солдатик не внёс пошлины, не показал паспорта. Пошлина – это денежная сумма, которую надо заплатить, чтобы проехать через границу в чужую страну. А солдатик попал во владения крысы, т.е. в чужие владения.

- Какая главная мысль этой части? (Несмотря на все неприятности, солдатик не был сломлен. Он не испугался крысы и не струсил, когда вода из канавки устремилась в большой канал.)

- Как можно озаглавить эту часть? (Шутки гадкого тролля. Встреча с крысой. Приключения солдатика на бумажной лодке.)

- Читаем выразительно 4-ю часть. Что случилось с солдатиком? (Его проглотила большая рыба.)

- Как держался солдатик внутри её брюха? (Он был стойким.)

- Почему автор восхищается стойкостью солдатика? (Солдатик очень скромный, он не думает о своих бедах и не плачет.)

- Работаем с 5-й частью. Прочитайте, что чувствовал солдатик, оказавшись в печке?

- Что осталось от танцовщицы и от солдатика? Прочитайте.

- Грустная или весёлая эта сказка? (Грустная.)

VI. Обобщающая беседа

Ребята, почему Андерсен называет своего героя – оловянного солдатика – «замечательным путешественником»? (Солдатик побывал в настоящем плавании на своей бумажной лодочке, преодолел все опасности и вернулся домой живой и невредимый.)

- Оловянный солдатик – это игрушка, но Андерсен оживляет его и наделяет душой, мыслями, характером. Расскажите, каким был оловянный солдатик. Почему его назвали стойким?

- Рассказывают, что однажды шел Г.Х. Андерсен по улице. Маленький мальчик сидел у дома. Когда он увидел любимого сказочника, то подарил ему оловянного солдатика. Утверждают, что так и родилась эта сказка.

- Обратите внимание на заглавие сказки. Какие два значения имеет слово стойкий? В этой сказке есть двойной смысл. Первый понятен читателям сразу: стойкость – умение уверенно стоять на одной ноге. Второй – это сила духа солдатика.

VII. Итог урока

- Какую сказку читали на уроке? Что нового узнали об Андерсене?

VIII. На дом: читать отрывок из книги А.Волкова «Волшебник изумрудного города»

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.