Цели и задачи:
знакомство с разнообразием способов изображения снега на примере творчества русских художников;
обучение технике передачи морозных узоров;
развитие чувства формы и линии, образного представления и творческого восприятия действительности;
воспитание эмоциональной отзывчивости, эстетического чувства, бережного и внимательного отношения к природе.
Оборудование:
музыкальный центр, фонограмма произведения А.Вивальди «Времена года. Зима»;
компьютер;
стихотворения о зиме;
листы бумаги формата А3;
гуашь, кисти, баночки с водой.
Зрительный ряд:
фотографии и иллюстрации с изображением зимы;
репродукции картин русских художников: В.М. Васнецов «Снегурочка», И.И.Шишкин «Зима в лесу», «На севере диком…», «Лес зимой», А.К.Саврасов «Зимний пейзаж. Иней», «Зимний пейзаж», И.Э. Грабарь «Февральская лазурь», «Сказка инея и восходящего солнца»;
методические таблицы «Цветовой круг», «Теплые и холодные цвета».
Предварительная работа: ознакомление с холодной гаммой цветов, наблюдение за снегом в разное время суток, чтение стихотворений о зиме.
Возраст обучающихся: 9-10 лет
Ход занятия
I. Организационный момент
Педагог: Здравствуйте, ребята! Я приветствую вас на занятии. Садитесь поудобнее. Подарите друг другу улыбки.
Педагог: Закройте, пожалуйста, глаза.
Звучит музыка (отрывок из концерта А.Вивальди. Зима –Larqo)
Педагог: Скажите, каким цветом вы изобразили бы эту музыку?
II. Подготовительный этап
Ответы детей
1. Сообщение темы занятия Педагогом.
Педагог: Ребята! Вы догадались, какова тема нашего занятия?
Дети: Зима.
Педагог: Да, ребята, тема нашего занятия – Зима - Волшебница зима!
2. Вступительная беседа.
Педагог: Скажите, в чём особенность зимы?
Дети: Зимой на улице много снега.
Педагог: А какого цвета снег?
Дети: Белого.
Педагог: Конечно, белого. Для всех, но не для художников. Художники всё видят особенным образом. Это очень интересно посмотреть на снег глазами художника.
Педагог: По дороге в Центр на наше занятие вы общались с зимней природой, наслаждались свежим морозным воздухом. Вы обратили внимание на снег? Каким вы его сегодня увидели? Обучающиеся делятся своими впечатлениями.
Педагог: Я предлагаю вам написать на листочках цвет снега, который вы увидели.
Дети пишут на листочках цвет снега, который они сегодня увидели, и переворачивают листочки.
3. Поэтическая страничка
Краски все для всех сама.
Дети читают стихотворения о зиме.
В. Фетисов
Заготовила зима
Полю – лучшие белила,
Зорям – алые чернила.
Всем деревья чистые
Блёстки серебристые.
А на улице - ребят
Разукрасила подряд.
Как художник, красит разным:
Кто играет – красит красным.
Кто боится шевелиться – краска синяя годится.
Ни за что не выпросишь
По-другому выкрасить!
Семен Островский
Трудно в такое поверить, ребята, -
Снег был цветным, а не белым когда-то.
Был изумрудный, оранжевый, красный…
Но никогда – серый, чёрный и грязный.
Нет, отродясь не бывало в те лета
Снега холодного, белого цвета.
Снег был теплее, снег был добрее,
Был не колючий - пушистый, скорее.
И у него даже запах был нежный,
Неповторимый, особенный - снежный.
Но с той поры много лет пролетело.
снег полинял. Словно мел, с тал он белым.
Только от прошлого некуда деться.
Снова брожу я по улицам детства.
Там я когда-то, честное слово,
Спрятал немного снега…Цветного.
4. Художественная страничка
а) Беседа
Педагог: Такими увидели краски зимы поэты. А вы?
Дети зачитывают цвета, которые они записали на листочках.
Педагог: Оказывается, зима разноцветная!
Дети: Это похоже на волшебство.
Педагог: Как интересно, что все видят мир по-разному. А сейчас давайте посмотрим, какой увидели зиму художники.
б) Просмотр слайдов с репродукциями картин «Снегурочка» В.М. Васнецова, «Зима в лесу», «На севере диком…», «Лес зимой» И. И. Шишкина, «Зимний пейзаж. Иней», «Зимний пейзаж» А. К. Саврасова, «Февральская лазурь», И. Э. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца».
Педагог: Ребята, вы обратили внимание, что художники используют разные краски для изображения зимы? Цвет снега может говорить о многом. Цвет выражает состояние художника.
в) Наблюдение за цветами и оттенками на картинах русских художников.
г) Сравнение белого листа бумаги со снегом, изображённым на репродукциях.
Педагог подносит белый лист бумаги к репродукциям.
Педагог: Посмотрите, ребята, разве снег, изображённый на картинах, такой же белый, как этот лист бумаги?
Дети: Нет, каждый художник нарисовал снег по-своему. (Обучающиеся говорят, какие цвета использовали художники для изображения снега)
Педагог: Молодцы, ребята. Вы увидели зиму, как настоящие художники. Скажите, а какие чудеса происходят зимой?
Дети: Зима урывает снежным одеялом деревья, дома – всё вокруг, сковывает льдом реки и озёра, рисует волшебные узоры на окнах.
5. Театрализованная миниатюра
В студию заходит Дед Мороз.
Педагог: Постойте, Вы кто такой?
Дед Мороз: Художник, Мороз Иванович.
Педагог: Как Вы сюда попали?
Дед Мороз: Через форточку. До меня дошёл слух, что вы волшебными узорами интересуетесь. Я и решил вам показать, какие узоры существуют в природе.
Я вообще-то часто выставляюсь. Но вы, наверное, не замечали. Мои орнаменты можно встретить на окнах автобусов, проводах электропередач. Они вывешиваются на ветвях кустарников и деревьев. Не желаете поучиться?
Дети: Да!
Дед Мороз: Тогда давайте вместе посмотрим на узоры, которые я оставил на окнах.
Обучающиеся вместе с Педагогом и Морозом Ивановичем рассматривают узоры на окнах.
Дед Мороз: Понравились мои узоры?
Дети: Да!
Дед Мороз: Тогда нарисуйте свои, а лучшие из них я обязательно возьму с собой, чтобы создать волшебную новогоднюю сказку. А сейчас, мне пора уходить – много работы! Столько окон ещё не украшено, а ведь впереди праздник, Новый год! До свидания, ребята!
Дети: До свидания! Мы вам обязательно поможем и постараемся нарисовать много разных узоров.
Сначала дети карандашом наносят узоры, затем выполняют работу в холодной гамме цветов.
III. Творческая деятельность обучающихся
Педагог: Не забывайте, что чем тоньше линии, тем воздушный узор, тем довольнее останется Мороз Иванович.
VI. Итоги занятия
1. Экспресс-выставка. Защита работ, выбор лучших работ.
Готовые работы выкладываются на парты возле окна.
Педагог: Давайте оставим наши узоры так лежать на ночь. Мороз Иванович, как обещал, заберёт их.
2. Игра «Снежинки».
Педагог: Ребята, представьте, что у каждого из вас в руках снежинка. Подарите эту снежинку тому, чья работа на занятии понравилась вам больше всего. Одно условие: никто не должен остаться без снежинки.
3. Игра «Неоконченная фраза»
Дети заканчивают фразу: «Сегодня на занятии я узнал…» (что снег разноцветный, что цвет передаёт настроение художника, что морозных узоров можно придумать очень много, что музыка тоже имеет цвет и др.)
4. Ритуал прощания. Игра «Возьмемся за руки, друзья!»
Педагог: Давайте встанем в круг и возьмёмся за руки. Каждый по очереди поблагодарит рядом стоящего за совместную работу.
Звучит музыка (отрывок из концерта А.Вивальди Зима – Alleqro Non Molto)
Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж
Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/