logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Цели и задачи:

знакомство с разнообразием способов изображения снега на примере творчества русских художников;

обучение технике передачи морозных узоров;

развитие чувства формы и линии, образного представления и творческого восприятия действительности;

воспитание эмоциональной отзывчивости, эстетического чувства, бережного и внимательного отношения к природе.

Оборудование:

музыкальный центр, фонограмма произведения А.Вивальди «Времена года. Зима»;

компьютер;

стихотворения о зиме;

листы бумаги формата А3;

гуашь, кисти, баночки с водой.

Зрительный ряд:

фотографии и иллюстрации с изображением зимы;

репродукции картин русских художников: В.М. Васнецов «Снегурочка», И.И.Шишкин «Зима в лесу», «На севере диком…», «Лес зимой», А.К.Саврасов «Зимний пейзаж. Иней», «Зимний пейзаж», И.Э. Грабарь «Февральская лазурь», «Сказка инея и восходящего солнца»;

методические таблицы «Цветовой круг», «Теплые и холодные цвета».

Предварительная работа: ознакомление с холодной гаммой цветов, наблюдение за снегом в разное время суток, чтение стихотворений о зиме.

Возраст обучающихся: 9-10 лет

Ход занятия

I. Организационный момент

Педагог: Здравствуйте, ребята! Я приветствую вас на занятии. Садитесь поудобнее. Подарите друг другу улыбки.

Педагог: Закройте, пожалуйста, глаза.

Звучит музыка (отрывок из концерта А.Вивальди. Зима –Larqo)

Педагог: Скажите, каким цветом вы изобразили бы эту музыку?

II. Подготовительный этап

Ответы детей

1. Сообщение темы занятия Педагогом.

Педагог: Ребята! Вы догадались, какова тема нашего занятия?

Дети: Зима.

Педагог: Да, ребята, тема нашего занятия – Зима - Волшебница зима!

2. Вступительная беседа.

Педагог: Скажите, в чём особенность зимы?

Дети: Зимой на улице много снега.

Педагог: А какого цвета снег?

Дети: Белого.

Педагог: Конечно, белого. Для всех, но не для художников. Художники всё видят особенным образом. Это очень интересно посмотреть на снег глазами художника.

Педагог: По дороге в Центр на наше занятие вы общались с зимней природой, наслаждались свежим морозным воздухом. Вы обратили внимание на снег? Каким вы его сегодня увидели? Обучающиеся делятся своими впечатлениями.

Педагог: Я предлагаю вам написать на листочках цвет снега, который вы увидели.

Дети пишут на листочках цвет снега, который они сегодня увидели, и переворачивают листочки.

3. Поэтическая страничка

Краски все для всех сама.

Дети читают стихотворения о зиме.

В. Фетисов

Заготовила зима

Полю – лучшие белила,

Зорям – алые чернила.

Всем деревья чистые

Блёстки серебристые.

А на улице - ребят

Разукрасила подряд.

Как художник, красит разным:

Кто играет – красит красным.

Кто боится шевелиться – краска синяя годится.

Ни за что не выпросишь

По-другому выкрасить!

Семен Островский

Трудно в такое поверить, ребята, -

Снег был цветным, а не белым когда-то.

Был изумрудный, оранжевый, красный…

Но никогда – серый, чёрный и  грязный.

Нет, отродясь не бывало в те лета

Снега холодного, белого цвета.

Снег был теплее, снег был добрее,

Был не колючий - пушистый, скорее.

И у него даже запах был нежный,

Неповторимый, особенный - снежный.

Но с  той поры много лет пролетело.

снег полинял. Словно мел, с тал он белым.

Только от прошлого некуда деться.

Снова брожу я по улицам детства.

Там я когда-то, честное слово,

Спрятал немного снега…Цветного.

4. Художественная страничка

а) Беседа

Педагог: Такими увидели краски зимы поэты. А вы?

Дети зачитывают цвета, которые они записали на листочках.

Педагог: Оказывается, зима разноцветная!

Дети: Это похоже на волшебство.

Педагог: Как интересно, что все видят мир по-разному. А сейчас давайте посмотрим, какой увидели зиму художники.

б) Просмотр слайдов с репродукциями картин «Снегурочка»  В.М. Васнецова, «Зима в лесу», «На севере диком…», «Лес зимой» И. И. Шишкина, «Зимний пейзаж. Иней», «Зимний пейзаж» А. К. Саврасова, «Февральская лазурь», И. Э. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца».

Педагог: Ребята, вы обратили внимание, что художники используют разные краски для изображения зимы? Цвет снега может говорить о многом. Цвет выражает состояние художника.

в) Наблюдение за цветами и оттенками на картинах русских художников.

г) Сравнение белого листа бумаги со снегом, изображённым на репродукциях.

Педагог подносит белый лист бумаги к репродукциям.

Педагог: Посмотрите, ребята, разве снег, изображённый на картинах, такой же белый, как этот лист бумаги?

Дети: Нет, каждый художник нарисовал снег по-своему. (Обучающиеся говорят, какие цвета использовали художники для изображения снега)

Педагог: Молодцы, ребята. Вы увидели зиму, как настоящие художники. Скажите, а какие чудеса происходят зимой?

Дети: Зима урывает снежным одеялом деревья, дома – всё вокруг, сковывает льдом реки и озёра, рисует волшебные узоры на окнах.

5. Театрализованная миниатюра

В студию заходит Дед Мороз.

Педагог: Постойте, Вы кто такой?

Дед Мороз: Художник, Мороз Иванович.

Педагог: Как Вы сюда попали?

Дед Мороз: Через форточку. До меня дошёл слух, что вы волшебными узорами интересуетесь. Я и решил вам показать, какие узоры существуют в природе.

Я вообще-то часто выставляюсь. Но вы, наверное, не замечали. Мои орнаменты можно встретить на окнах автобусов, проводах электропередач. Они вывешиваются на ветвях кустарников и деревьев. Не желаете поучиться?

Дети: Да!

Дед Мороз: Тогда давайте вместе посмотрим на узоры, которые я оставил на окнах.

Обучающиеся вместе с Педагогом и Морозом Ивановичем рассматривают узоры на окнах.

Дед Мороз: Понравились мои узоры?

Дети: Да!

Дед Мороз: Тогда нарисуйте свои, а лучшие из них я обязательно возьму с собой, чтобы создать волшебную новогоднюю сказку. А сейчас, мне пора уходить – много работы! Столько окон ещё не украшено, а ведь впереди праздник, Новый год! До свидания, ребята!

Дети: До свидания! Мы вам обязательно поможем и постараемся нарисовать много разных узоров.

Сначала дети карандашом наносят узоры, затем выполняют работу в холодной гамме цветов.

III. Творческая деятельность обучающихся

Педагог: Не забывайте, что чем тоньше линии, тем воздушный узор, тем довольнее останется Мороз Иванович.

VI. Итоги занятия

1. Экспресс-выставка. Защита работ, выбор лучших работ.

Готовые работы выкладываются на парты возле окна.

Педагог: Давайте оставим наши узоры так лежать на ночь. Мороз Иванович, как обещал, заберёт их.

2. Игра «Снежинки».

Педагог: Ребята, представьте, что у каждого из вас в руках снежинка. Подарите эту снежинку тому, чья работа на занятии понравилась вам больше всего. Одно условие: никто не должен остаться без снежинки.

3. Игра «Неоконченная фраза»

Дети заканчивают фразу: «Сегодня на занятии я узнал…» (что снег разноцветный, что цвет передаёт настроение художника, что морозных узоров можно придумать очень много, что музыка тоже имеет цвет и др.)

4. Ритуал прощания. Игра «Возьмемся за руки, друзья!»

Педагог: Давайте встанем в круг и возьмёмся за руки. Каждый по очереди поблагодарит рядом стоящего за совместную работу.

Звучит музыка (отрывок из концерта А.Вивальди Зима – Alleqro Non Molto)

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.