logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Цели:

1. Познакомить детей с творчеством Ш. Перро и с его сказкой «Ослиная шкура».

2. Совершенствовать навыки чтения.

3. Воспитывать культуру поведения, любовь к предмету.

Оборудование: сказки Ш. Перро, картинки волшебных предметов, учебник.

 

Ход урока

 

I. Оргмомент

II. Речевая разминка

1.Произнесите нараспев гласные:

а-у, а-о, ы-и, э-а,; аоуиэ; аиуоэ; ауиоыэ

2. Работа с чистоговоркой.

Произнесите хором и по одному:

Продавец продает сухие продукты:

Сухарики, сушки и сухофрукты.

Сухие баранки и крекеры есть,

Но в сухомятку не нужно их есть.

III. Проверка домашнего задания

Выразительное чтение 4-ой части арабской сказки «Синбад-мореход».

- Куда пропали однажды все мужчины с острова? (У всех мужчин раз в год вырастают крылья и они улетают. Когда они через шесть дней возвращаются, крылья у них отпадают.)

Чтение 5-ой части.

- Какой запрет нарушил Синбад? (Он должен был молчать во время полёта.)

Выборочное чтение 6-ой части.

Найдите и прочитайте:

- Как Синбад спас ювелира?

- В какой стране Синбад очутился?

- Как Синбад разбогател?

IV. Подготовка к восприятию нового произведения

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой сказкой «Ослиная шкура», автор которой Шарль Перро.Но вначале отгадайте загадки.

1. Я на балу никогда не бывала,

Чистила, мыла, варила и пряла.

Когда же случилось попасть мне на бал,

То голову принц от любви потерял,

А я башмачок потеряла тогда же.

Кто я такая? Кто тут подскажет?

(Золушка)

2.Я хозяину достался,

От отца в наследство,

И в печали он остался,

Но от бедности есть средство.

Людоеда перехитрю я,

Короля жнецы обманут,

А маркиз с красой-принцессой

В замке счастливо жить станут.

(Кот в сапогах)

Растут братишки – как все схожи.

Сильны, удалы и пригожи!

Вот только младший сплоховал.

И неказист и ростом мал.

Зато умён, зато смышлён.

И сердцем добрым наделён.

И если вдруг беда нагрянет,

Опорой старшим братьям станет.

От людоеда он спасёт,

Богатство дому принесёт.

(Мальчик-с-пальчик)

- Вы читали сказки об этих сказочных персонажах? Как называются эти сказки?

- Посмотрите, они стоят на нашей выставке. Какие сказки Ш. Перро вы можете ещё назвать? (Спящая красавица», «Красная Шапочка», «Феи», «Синяя борода» и др.)

Рассказ учителя. Ш. Перро родился 12 января 1628 года в знатной семье в Париже. В его семье было 5 братьев. Все они получили хорошее образование: занимались наукой, искусством. А младший – Шарль стал генеральным секретарем королевских построек, членом Французской академии, придворным поэтом.

С детства он был очарован народными сказками. И таким сильным было его увлечение, что он сам занялся сочинением сказок. Вначале, боясь испортить себе репутацию, он выпускал их под именем брата. Но потом обман раскрылся, придворная знать не стала над ним смеяться, а, наоборот, осыпала его почестями.

Сборник сказок Ш. Перро дошёл до нас под названием «Сказки матушки гусыни». Сказки сразу завоевали любовь и взрослых, и детей.

Во все времена сказки Ш. Перро привлека­ли внимание писателей, композиторов, режисёров. А. С. Пушкин воспользовался сюжетом и создал «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях», В. А. Жуковский написал сказки в стихах по мотивам историй «Спящая красавица» и «Кот в сапогах». В 1866 г. были изданы «Вол­шебные сказки Перро» в переводе И. С Тургене­ва. Русские композиторы П. И. Чайковский и С. С. Прокофьев создали балеты «Спящая кра­савица» и «Золушка». В 1946 г. Е. Шварц написал киносценарий и снял фильм по сказ­ке «Золушка».

IV. Чтение сказки по цепочке

Читаем 1-ую часть сказки по цепочке.

- Какими словами начинается сказка? Прочитайте.(Жил однажды богатый и могущественный король.)

- О чём горевали король и королева? (О том, что у них не было детей.)

- Как у них появилась дочь? (Умер друг короля, и после него осталась дочь, молодая принцесса, которую король с женой перевезли к себе.)

- Какое несчастье обрушилось на королевскую семью? (Однажды опасно заболела королева и умерла. Король очень горевал.)

- Какой наказ дала королю перед смертью жена? Прочитайте.

- О чем просили короля его министры? Почему? (Они просили его поскорее жениться, так как король очень изменился, не пил, не ел и очень постарел.)

Читаем 2-ую часть сказки.

- Почему король согласился жениться на своей воспитаннице? (Она показалась ему лучше и красивее его жены.)

- Каким мы теперь видим короля? (Упрямым, не терпящим возражений.)

- Как вы это понимаете? (Король не слушал принцессу, приказал ей готовиться к свадьбе, хотя она не хотела выходить замуж за старого короля.)

- К кому обратилась принцесса за помощью? (К своей тётке, волшебнице Сирени.)

- Какие платья требовала от короля принцесса по совету своей тёти? (Она заказала три платья: вначале голубого, небесного цвета, затем – лунного цвета и блестящее как солнце.)

- Как вы понимаете выражение небесный свод? (Небо.)

- Слово раздосадована? (Рассержена.)

- Что посоветовала волшебница, когда её затея с платьями не удалась? (Попросить шкуру его любимого осла.)

- Почему осёл был необыкновенным? Прочитайте.

- Что посоветовала волшебница Сирень, когда и эта затея не удалась? Прочитайте.

Читаем 3-ю часть сказки.

- Почему королевские всадники не смогли найти принцессу? (Волшебница сделала её невидимой для глаз королевских слуг.)

- Кем стала принцесса? (Она стала работницей в каком-то большом доме.)

- Что ей приходилось делать? Прочитайте.

- Как относилась к ней прислуга?Как понимаете это слово? (Прислуга – это слуги. Вначале они над ней насмехались.)

- Какая радость скрашивала ей жизнь? (По праздникам, когда её никто не видел, она наряжалась в свои красивые платья.)

V. Обобщающая беседа

Мы прочитали с вами на уроке три части сказки «Ослиная шкура».

- Разгадали ли мы тайну названия сказки? (Да. Принцесса была вынуждена скрываться под ослиной шкурой, чтобы её не нашёл король.)

- Какие из этих волшебных предметов встретились нам в этой сказке? И кому они принадлежат? Показываю картинки:

сапоги-скороходы

волшебная палочка

веретено

волшебный сундук

волшебный ключ

(Волшебная палочка принадлежит волшебнице Сирени. Волшебный сундук она дала принцессе вместе с платьями.)

VI. Итог урока

- Сказку какого автора мы читали? Где и в какой семье он родился? Как называется сборник сказок Ш. Перро?

VII. Дома читать 4-ю и 5-ю части сказки.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.