logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Целевые установки урока:

а) переключение внимания детей с общения непосредственного на общение, опосредованное предметами, графическими знаками;

б) формирование представления о замещающей функции знака; практическое введение понятия «знак»;в) раскрытие роли рисунков как простейших графических знаков; г) развитие речемыслительных умений учащихся в классификации, подведении видового понятия под родовое; д) расширение знаний учащихся о круге детских книг и развитии интересов к чтению литературных произведений; е) привлечение внимания учащихся к мотивированным по характеру словам-наименованиям; ж) соотнесение двух способов письменного обозначения: рисунками и буквами.

Ход урока

1. Анализ коммуникативных ситуаций по использованию в общении предметов в качестве знаков.

— Представьте, что вы увидели поле, окружённое колышками и верёвкой. Что этим хотел сказать человек? (Не ходить — это моё поле.)

— Вы зашли в кинозал, и увидели, что на одном из кресел лежит газета. Что хотел с помощью этой газеты сообщить человек, который ненадолго вышел из зала? (Не занимать – это моё место.)

Может быть заменить пример, в кинозале все садятся на места согласно купленным билетам (ряд и место указаны), оставленная газета скорее будет восприниматься как забытая кем-то или мусор.

2. Возвращение к материалу предыдущего урока.

— Мудрецы сказочной страны, в которой побывал Гулливер, были в чём-то правы. Оказывается, в некоторых ситуациях, когда человек отсутствует, оставленные им предметы помогают сообщить его намерения, важную информацию окружающим.

3. Привлечение внимания к культуре общения.

— Порой предметы, оставленные человеком, сообщают информацию другим людям, даже если человек этого не хотел. Например, ученик ехал на автобусе, а, когда вышел, — возле его сидения осталась гора шелухи от семечек. О чём сообщила остальным пассажирам оставленная шелуха? (Ехал невоспитанный, некультурный человек.)

4. Формирование представлений о знаках-рисунках.

— Мудрецы сказочной страны додумались до того, что многие предметы в разных странах похожи, поэтому общение с помощью предметов может быть использовано людьми, даже говорящими на разных языках. Если у входа в здание висит сапог, о чём он может сообщать? (Здесь можно купить, отремонтировать обувь.) Но ведь не всегда и не любой предмет удобно выставить, вывесить на улице. К примеру, если выставить хлеб перед входом в булочную, он быстро испортится. Какой же может быть выход? (Сделать вывеску с нарисованным хлебом.)

5. Работа по стр. 28 азбуки. Определение темы урока.

— Рассмотрите страницу азбуки. Прочитайте формулировку темы нашего урока. Что мы должны сравнить между собой? (Рисунки и предметы в общении.)

6. Закрепление полученных представлений о знаках-рисунках на основе анализа проблемной ситуации, предложенной в азбуке.

— Наш приятель Петрушка поехал за границу. Что же произошло с ним в чужой стране, в незнакомом городе? (У него разорвался сапог.) Придумайте историю о том, почему у Петрушки разорвался сапог. (Петрушка поехал выступать с концертной программой. Его русские пляски так понравились иностранцам, что ему пришлось провести много дополнительных концертов. Сапоги не выдержали нагрузки и развалились.)

— Какой вопрос встал перед Петрушкой? (Как ему найти сапожную мастерскую в иностранном городе без знания языка?) О чём сообщают Петрушке вывески на зданиях города? Подскажите ему, где он сможет починить сапог.

7. Подведение к выводу.

— Чем удобны на зданиях вывески с рисунками? (Даже не знающие языка и плохо читающие люди могут понять, о чём они сообщают.)

8. Обращение к личному опыту учащихся.

— Есть ли вокруг вас здания, на вывесках которых кроме букв или вместо них имеются рисунки? Как вы узнаёте, о чём сообщается на этих вывесках: с помощью рисунков или уже умеете читать буквы?

9. Творческое задание (на доске, в альбомах).

— Придумайте вывески с рисунками, сообщающими, что в этом здании находится театр, а в том – цирк.

10. Работа по стр. 29 азбуки. Анализ заданной ситуации.

— Чаще всего рисунки имеются на вывесках магазинов. Но сообщить о том, что продаётся в магазине, могут и витрины. Что такое витрина? (Это место, где размещены товары — чаще всего за окном.) Бывает, что реальные товары заменяются их изображениями, рисунками на стекле. У одного из таких магазинов, витрины которого оформлены рисунками, оказались Ваня и Аня. Однако, по их виду, они в чём-то сомневаются. Давайте разберёмся вместе с ними.

11. Логические упражнения

— В какой магазин пришли Аня и Ваня? Кто сможет прочитать название магазина? («Всё для дома».) А что можно купить в этом магазине, судя по витринам? (Перечисляются конкретные наименования и даются их обобщающие названия: велосипед, ракетка — спортивные товары; утюг, пылесос — электробытовые товары и т.д.) Соответствует ли название магазина тому, что сообщают витрины об имеющихся товарах? Какая же из двух витрин: левая или правая — сообщает о том, что в этом магазине можно купить товары для дома?

— Вы видите товары, которые разложены на прилавке. Назовите их. Помогите Ане найти инструменты для шитья, а Ване — столярные инструменты.

12. Подбор наименования предмета по его описанию.

— Попытаемся узнать, что хочет отремонтировать Ваня. Для этого отгадайте загадку: «Четыре братца под одной крышей живут». (Стол.) Ваня будет помогать папе ремонтировать ножку стола.

Чтобы узнать, что будет шить Аня, отгадайте другую загадку: «Два брюшка, четыре ушка» (Подушка.) Аня будет вместе с мамой делать вышивку на подушке.

13. Коммуникативно-ролевая игра «В магазине».

— Аня и Ваня вели себя в магазине как культурные покупатели. А вы знаете правила культуры общения в магазине? Какие? (Использовать слова вежливости, не указывать пальцем на товары, иметь приветливое выражение лица и т.д.)

— Сыграем в игру «В магазине». Что будет продаваться в нашем магазине? Что можно использовать вместо настоящих товаров, чем их можно заменить? Кто хочет быть покупателем? Кто продавцом?

Игра предполагает освоение учащимися знаковой функции замещения: карандаши и ручки могут использоваться в качестве овощей, линейка и пенал — вместо фруктов, и т.п.

Учащиеся приходят с помощью учителя к следующим выводам: в общении мы часто используем предметы и рисунки не по прямому их назначению, а в качестве меток, указания на что-то, для обозначения чего-то, т.е. в качестве знака.

14. Работа по стр. 30 азбуки. Чтение названия страницы «В Цветочном городе».

— Куда привела нас азбука? Почему у этого города такое название? Кто живёт в этом городе? Совершим путешествие по этому городу.

15. Чтение начала произведения Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»: «В одном городе …».

— В какой книге можно прочитать историю о коротышках? Кто её автор? Кому читали эту книгу? О каких приключениях Незнайки и его друзей вы можете рассказать?

16. Выборочное чтение-рассматривание книги Н. Носова.

— В этой книге можно прочитать: «Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец. В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики».

17. Ответы на вопросы азбуки «Кто живёт в этих домиках?», «Догадайтесь о любимых занятиях коротышек по их именам».

Организуется совместная работа учащихся, умеющих читать и не умеющих. С одной стороны обращается внимание на предмет, оставленный у дома, например: медицинский чемоданчик может сообщать о том, что здесь живёт коротышка, который лечит. С другой стороны, осмысливается имя коротышки «Пилюлькин»: пилюля — это лекарство, таблетка круглой формы. В итоге высказывается предположение, что Пилюлькин – это доктор.

18. Подтверждение ответов детей выборочным чтением книги.

«… Самым главным был малыш-коротыш, по имени Знайка. Его прозвали Знайкой за то, что он знал очень много. А знал он много потому, что читал разные книги … Жил известный доктор Пилюлькин, который лечил коротышек от всех болезней … Жил здесь также знаменитый механик Винтик … Жил охотник Пулька. У него была маленькая собачка Булька и ещё было ружьё, которое стреляло пробками ... Жил музыкант Гусля … Но самым известным среди них был малыш, по имени Незнайка. Его прозвали Незнайкой за то, что он ничего не знал.»

19. Работа по стр. 31 азбуки. Распределение знаков из рамки по домикам коротышек.

В рамке помещены знаки-копии, то есть точные отображения предметов (ружьё), и знаки-символы, обобщённые по смыслу (скрипичный ключ). Выполнение задания надо начать с первых.

— Как могут гости Цветочного города, не умеющие читать, узнать кто живёт в каждом домике? Предметы не оставишь на улице: ружьё может случайно выстрелить, книжка — испачкаться. (Надо на вывесках рядом с именами коротышек поместить рисунки.)

Проводится отбор рисунков, замещающих предметы: ружьё — для домика охотника Пульки, гаечный ключ — для домика автомеханика Винтика, книга — для домика Знайки. Разъясняется значение рисунков-символов:

— Кто знает, что обозначает змея на чаше? (Это древний знак врачевания.) Есть ли в рамке знак, имеющий отношение к музыке? (Скрипичный ключ.)

— Для какого коротышки не хватило знака и почему? (Для Незнайки, так как неизвестно, чем он любит заниматься.) Какой знак предложили бы вы для домика Незнайки? (Можно нарисовать знак вопроса.)

 20. Чтение учителем отрывков из книги Н.Носова.

Кем только не пробовал стать Незнайка: и врачом, и художником, и музыкантом, и поэтом, но у него ничего не получалось. Вот послушайте историю о том, как Незнайка стать поэтом.

21. Творческое задание.

— Незнайка пришёл к нам сегодня на урок. (На доске — изображение Незнайки.) Он спрашивает: «А вы сами пробовали сочинять стихи?». Давайте попробуем. Я буду начинать строчку, а вы — заканчивать в рифму:

— В огород забрался … Незнайка подсказывает: «Кот. Бегемот.» А вы как думаете? (Крот.)

— В приоткрытое окошко залетела ночью … Незнайка говорит: «Кошка. Картошка.» А вы что скажете? (Мошка.)

— У меня всегда в порядке книжки, ручки и …Незнайка продолжает: «Лошадки, шоколадки». А вы как продолжите? (Тетрадки.)

22. Побуждение учащихся к домашнему чтению книги.

— В конце книги Незнайка взялся за ум, стал учиться читать и писать, потому, что подружился во время путешествия на воздушном шаре с девочкой Синеглазкой. Наверное, около дома Незнайки лежит письмо от неё.

Попросите родителей почитать вам дома эту интересную книгу.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.