logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Целевые установки урока: 

а) разведение понятий «слово» и «предмет»; б) сравнение роли предмета и слова в общении, раскрытие преимущества словесного способа общения; в) воспитание внимательного отношения к значению слова, обогащение словарного запаса детей.

 

Ход урока

 

1. Игра «Слово и предмет».

Учитель поочередно называет слова, обозначающие разные предметы в классе. Учащиеся находят и показывают соответствующие предметы. В ряде случаев учитель называет тот предмет, которого нет в классе. Подчёркивается, что слово, то есть название предмета, есть, а сам предмет отсутствует, но это не мешает представить его значение.

2. Работа по стр. 26 азбуки. Рассматривание иллюстрации к произведению Дж. Свифта «Путешествие Гулливера».

Учитель поясняет:

— Во время своего путешествия Гулливер познакомился с новым способом общения, изобретенным учеными одной сказочной страны, — с помощью самих предметов, а не слов?


3. Постановка проблемы: «Слова или предметы?»

Рассматривая иллюстрации, изображающие мудрецов в окружении вещей, учащиеся решают, действительно ли этот способ общения удобен. (Во всех отношениях легче просто назвать предметы, чем носить их, да и не все мысли, разумеется, можно выразить с помощью предметов.)

4. Доказательства сделанного вывода на основе анализа ситуаций общения с помощью предметов.

— Посмотрите на рисунки в нижней части страницы. Аня и Ваня решили попробовать поговорить друг с другом, используя предметы, а не слова.

— Догадайтесь, что хочет сказать Ваня Ане, протягивая ей теннисный мячик и ракетку. (Пойдём играть в теннис. А может быть, он хочет сказать: «Пойдём смотреть соревнования по теннису»?)

— Что хочет сказать Аня Ване, подавая ему зонтик и резиновые сапоги? (На улице идёт дождь, надень сапоги и возьми зонтик. Но может быть, это означает совсем другое: «На улице установилась сухая погода. Убери сапоги и зонтик в шкаф»?)

— Легко ли детям понять друг друга?

5. Игровые ситуации на использование предметов в общении вместо слов.

— Попробуем и мы пообщаться таким способом.

На столе учителя лежат предметы: ручка, скакалка, мяч и т.п. Учитель показывает тот или иной предмет ученикам, а они должны догадаться, что он этим хочет сказать. Например, показ ручки вызывает несколько вариантов сообщения: «Я нашла ручку. Чья это ручка?», «Возьмите ручки, будем писать» и т.д.

Ученики приходят к выводу, что достичь взаимопонимания нелегко.

6. Чтение отрывков из сказки С. Маршака «Кошкин дом».

Сравнение:

    Кошка                              Козел

Вот это стул —                     Вот это стул —

На нём сидят.                       Его едят.

Ситуации в гостиной приводят к важному выводу: для взаимопонимания нужно уметь правильно соотносить слово-название и предмет, знать точное значение слова.

— Почему собеседники не поняли друг друга? (Они по-разному понимали значение слова «стол»).

— Значения каких слов не знали гости и почему? (У них не было стола и стула.)

7. Работа по обогащению и уточнению словаря детей. На стр. 27 азбуки даны рисунки предметов, названия и значения которых дети часто путают: акваланг, скафандр, шифоньер, бульдозер, дуршлаг. Проводится работа над правильным произношением, объяснением, для чего нужны эти предметы.

Сноска:

Отрывок из произведения Дж. Свифта: «Так как слова суть только названия вещей, то автор проекта высказывает предположение, что для нас будет гораздо удобнее носить при себе вещи, необходимые для выражений наших мыслей и желаний...»

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.