logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Цель: Формирование и развитие основ народной культуры родного края.

Задачи:

ознакомить с традиционной культурой родного края, с историей традиционного женского головного убора;

развивать образное и конструктивное мышление, творческую активность, художественный вкус;

совершенствовать навыки конструирования из бумаги женского головного убора и украшение его декоративными деталями;

воспитывать интерес к истории родного края.

Актуальность: Сибирь всегда отличалась от многих регионов России особой национальной культурой Возрастает интерес к историческим корням, к возрождению народных традиций, обрядов, обычаев. В последние годы в связи с глобальными политическими и экономическими изменениями в нашей стране актуальным является задача сохранения и развития культуры, национальных традиций.

Материал для учителя: кроссворд, презентация «Женский головной убор», картины с изображением женщин в головном уборе.

Материал для учащихся: картон, цв. бумага, клей, ножницы, фольга, ткань, тесьма, кружева, бисер.

План урока

Беседа по теме урока.

Запись в тетради названий женских головных уборов.

Постановка творческой задачи.

Практическая работа.

Итоги урока. Выставка работ.

 

Ход урока

 

I. Вводная беседа.

Красива и своеобразна была русская одежда.

Сегодня мы поговорим с вами о элементе женского костюма – женском головном уборе народов Сибири, неотъемлемой части женской одежды.

Женский костюм – это целый мир; в нём, как в природе, всё взаимосвязано.

В старину в Сибири всю одежду женщины испокон веков делали сами. Они вкладывали в эту работу настоящий талант художника.

Почти все операции по изготовлению одежды производились в доме: обработка льна, тканьё, плетение, вышивание. Девочки в 10-12 лет начинали готовить себе приданое. Они должны были уметь ткать, шить одежду, вышивать.

На яркую и богато украшенную одежду сибирских женщин обращали внимание и восхищались ею путешественники- исследователи. Большинство исследователей, отмечали необычную для Сибири пышность и нарядность женской одежды, особенно головной убор.

– Что сейчас носят женщины на голове? (Шапки, платки, шляпы, береты…)

– Какой из головных уборов пришёл к нам из древности? (Платок)

Платок (от слова «плат» – кусок ткани) был самым желанным подарком. По древнему русскому обычаю женская голова всегда должна была быть покрытой. У женщины было много платков: в одном она ходила в церковь, в другом на покос, в третьем – по дому, был и для приёма гостей, праздничный. Праздничные головные уборы передавались из поколения в поколение и были частью приданого.

 

 

Кроме платков в Сибири носили кокошники.

Кокошник – от слова «кокош». Кокошью звали курицу (по их возгласам: «ко-ко-ко»). Кокошник состоял из двух частей – сам убор в виде оны и позатыльник в виде шапочки, к которой крепится прямоугольная сетка, чтобы закрыть и голову, и шею. Сам кокошник расшивался золотом и бисером, в виде сложного орнамента.



Распространёнными головными уборами были: повойник, чехлик, капорик, шашмура и др.

Шашмура – головной убор в виде мягкой шапочки, была двух видов: с круглым дном и опушкой и в виде косынки с хвостом и завязками.

Но был и головной убор для девушек, который назывался красота.

Красота – девичья головная повязка. Символ свободы и независимости. Единственный головной убор, из-под которого видны волосы. Замужняя женщина прятала волосы под головной убор.

Часто головные уборы расшивались жемчугом как живым символом жизни.

II. Запись в тетради учащимися названий головных уборов.

III. Учащимся предлагается создать эскиз головного убора.

IV. Практическая работа.

Учащиеся из подготовленного материал составляют выбранный ими головной убор, используя аппликацию, вышивку и другие виды украшения.

V. Итог урока.

Учащимся предлагается разгадать кроссворд.

Головной убор, название которого произошло от курицы. (Кокошник)

Девичий головной убор, символ воли. (Красота)

Самый желанный подарок для женщины в старину. (Платок)

Головной убор в виде мягкой шапочки. (Шашмура)

Проводится просмотр и выставка готовых работ и обсуждение.

– Какие головные уборы вы узнали?

– Почему у женщин было много головных уборов?

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.