logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Цель: Развитие логического мышления, сообразительности, внимания. Умение ориентироваться на доске.

Задачи:

Совершенствовать знания;

Развивать cмекалку и воображение обучающихся;

Уметь самостоятельно выполнять задание.

Пособия: демонстрационная магнитная шахматная доска, шахматы для учащихся, бумага, карандаши, карточки с шахматной нотацией, игра "Почтальон”, разрезные шахматные фигуры из картона, бросовый материал – косточки.

 

Ход урока

 

1. Организационный момент:

Рассаживание учащихся. Подготовка рабочего места.

2. Знакомство с ходом и содержанием занятия:

Сегодня мы с вами закрепим, что такое шах, способы защиты Короля от шаха. Вы будете создавать ситуации для защиты Короля, поработаем над шахматными терминами, закрепим шахматную нотацию

3. Работа над ключевыми терминами:

– Объясните слово "шах”? (Угроза Королю.)
– Кому объявляют шах? (Королю.)
– В шахматной игре мат – это? (Конец игры, когда нет ни одной защиты Королю от шаха.)
– Что такое рокировка? (Одновременный ход Короля и Ладьи).
– Какая фигура может сделать "вилку”? (Любая.)

Выходит учащийся в костюме шахматной доски и читает стих:

Вся в квадратах белых, чёрных
Деревянная доска,
А ряды фигур точёных –
Деревянные войска.
Люди их передвигают,
Коротают вечера,
Дети в шахматы играют –
Гениальная игра!

Разминка:

Какая фигура на доске самая сильная? (Ферзь.)

Какая фигура может поставить шах и мат Королю? (любая, даже пешка.)

Какие бывают слоны и почему они так называются? (Чернопольные и белопольные, одни ходят по белым полям, а другие по чёрным.)

Патовое положение на доске. (Ничья.)

Кто попадает на поле превращения? (Пешка.)

Игра на внимание "Найди ошибку”.

(на демонстрационной доске расставлены фигуры – два слона чёрного цвета на двух белых полях, два Короля стоят рядом, первоначально не правильно поставлены Король и Ферзь). Учащимся даётся задание посмотреть внимательно на фигуры и исправить ошибки.

Игра "Сложи фигуру”.

Даётся задание выложить из косточек шахматную фигуру, а также собрать из 3–4 разрезанных частей и назвать её.

Игра на смекалку.

– У какого слона нет хобота? (У шахматного.)

– Какой Король не умеет говорить? (Шахматный.)

– Что за чудо– поле, где тесно мышке, а свободно Слону? (Шахматное поле.)

– На каком Слоне нельзя прокатиться? (На шахматном.)

– Какая клетка всегда только квадратная? (Шахматная.)

– Если их соединить, угол можно получить (горизонталь и диагональ, горизонталь и вертикаль, вертикаль и диагональ).

– Какая фигура грамоту знает,
Что ни ход, то буква? (Конь.)

Физкультминутка "Буратино”.

Буратино потянулся (Все поднимают руки вверх.)
Раз нагнулся, два нагнулся (Наклоняются вперёд.)
Руки в стороны развёл, (Руки в стороны развести.)
Видно ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать 
На носочки надо встать. (Поднимаются на носочки и руки тянут вверх.)

Практическая работа.

Расставить шахматы на доске так, чтобы была видна ситуация шаха Королю (учащиеся расставляют).
А теперь вспомним, какие три защиты Короля от шаха вы знаете. Назовите их:

– первая защита – отойти на свободное соседнее поле;
– вторая защита – закрыться своей фигурой;
– третья защита – "срубить обидчика”.

Эти три защиты применяем у себя на шахматной доске.

Игра "Почтальон”

Педагог просит на демонстрационной доске назвать на нескольких клетках адрес, например, а1, в2, с3, е8, h7, f4 и.д., затем предлагает записать адреса клеток на листе бумаги, а потом "разнести” карточки по адресам у себя на шахматной доске.
У каждого учащегося на столе в конвертах мелкие карточки с адресом шахматного поля (учащиеся раскладывают свои карточки). 
Чтение шахматной нотации. Педагог предлагает прочитать по шахматному любой ход шахматной фигуры, например,

Kh3 – g5 + Kр

(Это означает, что Конь аш 3 идёт на поле жэ 5 и ставит шах Королю).

Далее чтение следующих ходов фигур:

– Фе8 – е4

– Л а3 : Сf3 +х Кр,

– Сg8 – а7 +Кр,

– Крh6 : Лh7

– Kd1 – е3 х Кр

Подведение итога занятия.

Давайте вспомним, с чего мы начали своё занятие? Как правильно назвать нашу работу?

Рефлексия по занятию.

какие трудности возникли в ходе работы?

что было проще выполнять?

какой этап наиболее интересен вам?

Всем спасибо. Увидимся на следующем занятии.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.