logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 Задачи:

Сформировать представление о красоте, могуществе своей Родины, о необходимости ее защиты.

Развивать умения выражать свои мысли, анализировать.

Воспитывать у детей чувство патриотизма.

Оборудование: на доске – тема занятия, флаг и герб государства, презентация.

Ход беседы

Этапы деятельности

Методические приемы, содержание

Техника организации

Вступительная беседа

1. Организация класса к классному часу

2. Объявление темы.

- На земном шаре так много различных стран и государств. А в какой же стране живем мы с вами? (Россия).Правильно, ребята! На сегодняшнем занятие мы с вами поговорим о нашей Родине о том, за что можно её любить?.

В. Чтение и анализ стихотворения.

- Вы все, наверное, знаете, что многие писатели и поэты прославляли нашу могучую, прекрасную Россию в своих известных произведениях. Один из таких поэтов-патриотов – Прокофьев, написавший стихотворение о нашей Родине. Послушайте его внимательно и попробуйте объяснить его смысл:

"Родина”

На широком просторе
Предрассветной порой
Встали алые зори
Над родимой страной.
С каждым годом все краше
Дорогие края...
Лучше Родины нашей
Нет на свете, друзья!

- К чему призывает нас автор? (призывает нас любить, беречь свою Родину, т.к. лучше ее просторов не найти)

- А зачем нам любить нашу Родину? (Родина – это место рождения, там живут родные, любимые нами люди)

-Какие чувства вызывают последние строки стихотворения? (чувство гордости, патриотизма)

Название темы урока

Территория России

Стихотворение

Работа по теме

История знает немало случаев, когда сильное государство подвергалось нападению внешнего врага, в результате войны завоевывалось противником, оккупировалось, распадалось и исчезало с лица земли. Так погибли Римская Империя, Монгольская Империя, и множество других сильнейших государств. Россия за свою историю многократно подвергалась нападению извне, участвовала в кровопролитных войнах, но никогда не была завоёвана и покорена врагом. В тяжёлые времена наш народ как один человек поднимался на защиту Родины. Сегодня предлагаю вспомнить только некоторые моменты из истории нашей страны, которые свидетельствуют о том, что, объединившись, русский народ способен противостоять любому врагу.

Задание: "Славные имена”

Давайте вспомним имена известных русских былинных богатырей.

1. Илья Муромец

2. Добрыня Никитич

3. Никита Кожемяка

4. Святогор

5. Алёша Попович

- Что мы о них читали на уроках литературного чтения?

Картина "Три богатыря”

Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
И уж есть за что, Русь могучая, 
Полюбить тебя, назвать матерью.
Стать за честь твою против недруга.
За тебя в нужде сложить голову.

Портреты героев

Чтение стихотворения - ученик

13 век

В первой половине XIII века Русская земля не была едина. Каждый князь стремился лишь к своей выгоде, к увеличению своих земель и богатств.

Когда явились на русские земли монголо-татарские орды, отдельные княжества оказывали завоевателям отчаянное сопротивление, но гибли поодиночке. К 1240 году все русские земли были покорены Батыем.

Горьким было то время. Наше Отечество было разорено, на Руси не строились храмы и города, народ платил дань завоевателям, отдавая в рабство своих детей, братьев, сестёр. Казалось, на этом и завершится история русского народа, растворится он среди других, подобно множеству исчезнувших племён, от которых даже имён не осталось.

Тогда-то и стало понятно, что необходимо объединение Русской земли. Постепенно княжества стали собираться вокруг Москвы.

Куликово поле

Победа на Куликовом поле стала началом возрождения Руси. Она показала, что русские люди больше не намерены терпеть иноземное иго, готовы на любые жертвы в борьбе за своё право на свободу.

Несмотря на то, что до полного освобождения Руси от ненавистного врага было еще целых 100 лет, стало ясно главное – только объединившись можно отстоять свою страну.

Минин и Пожарский

В сентябре 1611 г. староста Кузьма Минин выступил в с призывами помочь Московскому государству, не жалея никаких средств и жертв. Начальником народного ополчения стал князь Дмитрий Михайлович Пожарский, способный военачальник и человек с незапятнанной репутацией.

Народное ополчение

В январе 1612 года ополчение двинулось из Нижнего Новгорода к Москве, встречая по пути поддержку населения. Вокруг ополчения объединилось больше половины тогдашней России. 22 октября начался штурм Кремля и, спустя несколько дней, поляки сдались, и ополчение вступило в освобожденную Москву при звоне колоколов и ликовании народа.

Праздничный колокольный звон

Победа ополчения Минина и Пожарского показала, что государство Московское не было созданием и вотчиною своего "хозяина” - государя, но было общим делом и общим созданием всего народа великого Российского Царствия.

Так единение всех русских людей в очередной раз спасло страну от гибели

Иван Сусанин

Возможно, и не настал бы конец Смуты, если б не подвиг Ивана Сусанина.

- Как засели в Кремле поляки, было решено боярами венчать на царство костромского боярина Михаила Романова. Но поляки узнали об этом и решили убить будущего царя. Михаил в это время прятался в Ипатьевском монастыре в Костроме. Предупредили его об опасности. Помог Михаилу крестьянин ....., вывез он его в своей одежде и спрятал. А сам надел сапоги боярские, взял собак и отправился в лес. Собак отпустил, а сам давай ходить по лесу, по болоту, все следы запутал, снял потом сапоги и закинул их в самое топкое болото. Вернулся (он) в деревню, а тут и поляки: "Где Михаил?” Не хотел (крестьянин) отвечать, да поляки начали его нагайками стегать. Тогда говорит (он): "Ладно, покажу, но только вы отдохните сначала с дороги”. Сели поляки за стол, подпоил их (крестьянин). К вечеру захмелевшие поляки собрались обыскивать деревню, но (крестьянин) говорит: "Нет Михаила в деревне, на охоту пошёл” Не поверили сначала поляки, но как следы от богатых сапог увидели, так велели (крестьянину) вести их на поиск Михаила. Долго бродили поляки по лесу, пока (крестьянин) не завёл их в болото. Тут только поняли поляки, что их обманули, и убили (своего проводника). Но это уже не спасло их от гибели.

В городеКостроме поставили памятник народному герою.

Москва в 13 веке

Фотографии сражения на Куликовом поле

Портреты Минина и Пожарского

Портрет Ивана Сусанина

Карточка для чтения, зачитывают ученики

Фотография памятника

Война 1812 года

Французский император Наполеон, покорив почти всю Европу, решил убрать последнее препятствие к мировому господству. Русские люди показали много примеров самоотвержения. Наполеон, покоривший всю Европу, не смог противостоять единому народу России.

Портреты полководцев.

Портрет 1 (Александр Васильевич Суворов, 18 век)

Он начал службу солдатом и дослужился до высшего воинского звания – генералиссимуса. За всю свою жизнь он не проиграл ни одного сражения. Он говорил: "Побеждают не умом, а уменьем”. Его солдаты, которых называли чудо-богатырями, взяли штурмом неприступную турецкую крепость Измаил, разгромили французов в Италии, одержали много других побед. Также он вывел свою армию из окружения, пробившись через перевалы Альпийских гор.

Портрет 2 (М.И. Кутузов).

Происходил из старинного дворянского рода, ведущего свое начало от дружинника Александра Невского Гаврила Олексича, его праправнук получил прозвище от тюркского "вспыльчивый”, другой родственник за свой рост прозывался "Голенище”, нашему же герою был присвоен титул "Смоленский”, в результате чего фамилия стала тройной. За блестящие победы он был произведен в генерал-фельдмаршалы, знал семь языков, служил в пехотном полку А.В. Суворова.

Портрет Наполеона

Портрет Суворова

Портрет Кутузова

Фотографии военных лет + фонограмма песни "Священная война”

4 года.1418 дней, 34000 часов, и более 20 миллионов погибших людей. Если по каждому из них объявить минуту молчания, то страна будет молчать 38 лет. Но Отечественная война - это не только кровь, страдания и смерть, это ещё и взлёты человеческого духа, высшее мерило мужества, благородства, верности. В этой войне наш народ совершил подвиг, в котором слиты воедино: величайшее мужество воинов, партизан, участников подполья и самоотверженных тружеников тыла. Вновь перед лицом опасности наша страна объединила все свои силы на борьбу с врагом.

Задание "Мы помним ваши имена”.

- Давайте вспомним имена героев Великой Отечественной войны.

Александр Матросов

Алексей Петрович Маресьев

Зоя Космодемьянская

Олег Кошевой и др.

На захваченной советской земле, в немецком тылу создавались многочисленные подпольные организации, которые отважно боролись с захватчиками, своим примером призывая к борьбе всех остальных. Они на самых видных местах вывешивали алые стяги, расклеивали листовки; уничтожали продукты питания и боеприпасы, чтобы они не достались врагу; освобождали пленных советских солдат; спасали от угона в Германию детей и подростков.

Пионеры-герои

Воевали не только взрослые, но и дети. 20 000 пионеров получили медаль "За оборону Москвы”, 15 249 юных ленинградцев награждены медалью "За оборону Ленинграда”. Бессмертный героизм и мужество проявили тысячи ребят. Многие из них не пощадили жизни ради победы.Лёня Голиков, Зина Портнова, Володя Казначеев, Аркадий Каманин, Витя Хоменко, Вася Коробко, Саша Бородулин, Марат Казей, Валя Котик, Нина Куковерова, Галя Комлева и многие другие.

Не раз покушались недруги на нашу страну. Велики были земли, в разное время захваченные врагом, неисчислимы жертвы, принесенные за Родину, но никогда, никому не удалось посеять вражду между русским народом. Этим единством всегда была сильна Русская земля.

После победы во Второй мировой войне поняли это и наши враги. Поняли, что нет силы, способной одолеть этот непокорный русский народ.

Фотографии времен великой отечественной войны

Дети называют героев, а потом слайдами мы дополняем их

Фотографии пионеров-героев

Заново приходилось все строить и поднимать страну.

Было очень тяжелое послевоенное время. Голод. Но наша страна и это выдержала.

12 апреля 1961 года впервые в мире на космическом корабле "Восток” совершил полет первый космонавт планеты. Им был наш гражданин Юрий Алексеевич Гагарин.

Наше время города, постройки и т.д.

Фотографии Гагарина

3. Закрепление материала.

Pефлексия.

4. Обобщение. Вывод материала

Продолжите предложение.

- Теперь давайте немного поразмышляем. На доске написана фраза: "Для меня Родина – это ...”. Давайте постараемся ее продолжить. (Выслушиваются ответы).

- Молодцы, ребята, я вижу, что все вы патриоты и очень рада этому.

Завершить нашу беседу мне бы хотелось словами нашего президента В.В. Путина "У России великая история и великое будущее...”.

И это действительно так, об истории нашей страны мы с вами немного поговорили, а вот будущее в ваших руках.

Фотографии нынешнего времени

 

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.