logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Цели и задачи:

закрепить знания учащихся о правилах дорожного движения;

обогащать словарный запас учащихся, учить давать полные ответы на поставленные вопросы;

учить сравнивать, анализировать, делать обобщение;

воспитывать интерес детей к окружающему миру, формировать реалистическое представление о нем.

Оборудование: компьютерная презентация, дорожные знаки, мозаика, карточки для заданий.

 

Ход урока

 

I. Оргмомент.

II. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы совершим путешествие по городу правильного движения.

(Ученики читают стихи).

Город, в котором мы с тобой живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
Вот она, азбука, - над головой:
Знаки развешены вдоль мостовой.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.

Что же такое азбука города? (Правила дорожного движения).

Почему мы изучаем азбуку города?

Вбегает Незнайка.

Незнайка. Здравствуйте, ребята! Вчера я узнал, что в вашей школе будет путешествие по городу правильного движения. А я так люблю путешествовать! Я к вам так спешил, что, когда бежал через дорогу, чуть не столкнулся с машиной. Вот я какой молодец, успел!

УчительГде же ты переходил дорогу, Незнайка?
Незнайка. Да вот прямо напротив школы.
Учитель. Ребята, какие правила нарушил Незнайка? (Перебегал дорогу в неположенном месте). Давайте возьмем его в путешествие. Путешествовать будем по станциям.

Название станций.

Схема города.

УчительПосмотрите, как выглядит город с большой высоты. Огромное количество дорог, как паутина, висит над городом. По дорогам движется транспорт. А по тротуарам идут люди. И для каждого из них есть свои правила. Это правила дорожного движения, все должны их знать.

III. Путешествие по станциям.

1 станция "Историческая”.

4 слайд. Станция "Историческая” с рисунком паровой машины и механической повозки.

Учитель. Когда же появились первые правила дорожного движения? Чтобы ответить на этот вопрос, мы обратимся к нашей помощнице.

Ученик-старшеклассник. Попытки ввести правила езды по улицам и дорогам в России делались еще тогда, когда все передвигались по улицам на конных экипажах. В 1730 году был издан указ, который гласил: "Ежели кто на лошадях резво ездить будет, тех через полицейские команды ловить и лошадей отсылать на конюшню государыни”.

В 1812 году были введены правила, устанавливающие правостороннее движение, ограничение скорости, введение номерных знаков для экипажей.

Новые правила установились с появлением первых паровых и бензиновых автомобилей. Многие из них сейчас у нас могут вызвать лишь улыбку. В Англии, например, впереди парового экипажа должен был идти человек с красным флагом и предупреждать встречных о приближении паровика. Во Франции скорость движения автомобилей не должна была превышать скорость пешехода. В Германии владелец машины обязан был накануне заявить полиции, по какой дороге он поедет. В ночное же время езда на автомобиле вообще запрещалась. Если водителя в пути заставала ночь, ему предписывалось остановиться и ждать утра.

УчительИтак, на этой станции мы узнали историю возникновения правил. А сейчас давайте проверим, что вы уже знаете о правилах дорожного движения.

2 станция "Вопросительная”.

Станция "Вопросительная”.

- Как называется участок дороги для передвижения пешеходов? (Тротуар)
- Что означают сигналы светофора?
- Сколько сигналов у светофора для пешехода?
- Кого называют пешеходом?
- Где переходят улицу пешеходы?
- Для чего служит проезжая часть улицы?
- Где можно кататься на велосипеде?
- Что такое перекресток?
- Где можно играть в мяч?

Учитель. Незнайка, посмотри, ребята отвечают правильно на все вопросы о правилах дорожного движения.

НезнайкаДа, молодцы, ребята. Мне приснился сон, будто ко мне в гости пришли какие-то знаки и сказали, что они дорожные. Их так много. А вот зачем они все нужны, я у них спросить не успел, проснулся. Может быть, вы мне скажете?

УчительДавайте, ребята, поможем Незнайке разобраться с дорожными знаками.

3 станция "Знаковая”.

Станция "Знаковая”.

Учитель. Знание дорожных знаков также важно, как и знание правильного поведения на дороге. Одно без другого существовать не может. Дорожные знаки регулируют движение транспорта и пешеходов. И вновь мы обращаемся к нашей помощнице.

Историческая справка, рисунок верстового столба и указатель километров.

Ученик-старшеклассник. Самые распространенные знаки – это указатели километров. Они расставлены на невысоких столбиках вдоль каждого шоссе. На голубой дощечке такого знака с обеих сторон цифры. Подъезжая к указателю, путешественник видит, сколько километров он уже проехал. Указатели расстояний – самые старые их всех дорожных знаках. Они появились на русских дорогах почти 300 лет назад, когда расстояния измеряли еще не километрами, а верстами. Поэтому и назывались они тогда верстовыми столбами.

Первые такие столбы были установлены по приказу царя Алексея Михайловича вдоль дороги из Москвы в любимое царское имение Коломенское. А затем выкрашенные в черную и белую полоску верстовые столбы появились на всех больших дорогах России.

Учитель. Складывая буквы, вы, ребята, научились читать. Точно также по дорожным знакам "читают” улицу водители. Дорожные знаки рассказывают, где, куда, с какой скоростью, кому можно двигаться. Именно поэтому их называют дорожной азбукой.

Станция "Знаковая”.

Учитель. Со многими знаками вы уже знакомы. Я загадаю вам загадки о дорожных знаках, а вы отгадайте, о каком из них идет речь, и покажите.

Странная зебра: не ест и не пьет,
Но без питья и еды не умрет.

(Пешеходный переход).

Каким может быть пешеходный переход?

(Наземным, подземным, надземным).

Я хочу спросить про знак.
Нарисован знак вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то.
Что это за знак?

(Осторожно, дети).

Шли из школы мы домой,
Видим – знак на мостовой!
Круг, внутри велосипед,
Ничего другого нет.
Что это за знак?

(Движение велосипеда запрещено).

Мы с подругою в тревоге:
Нужен доктор на дороге.
Не смотрите грустным взглядом,
Помощь близко! Помощь рядом!

(Пункт медицинской помощи).

Круглый знак, а в нем окошко,
Не спешите сгоряча,
А подумайте немножко:
Что здесь, свалка кирпича?

(Въезд запрещен).

Учитель. Вам не кажется, что мы с вами засиделись? Давайте отдохнем. Я придумала новый знак. О чем он нам говорит?

Физкультминутка.

Игра "Будь внимательным”. По сигналу "Светофор” стоим на месте, руки вверх, "Переход” – шагаем, "Автомобиль” – держим в руках руль.

УчительНезнайка, ты не заметил, что все знаки разной формы?
Незнайка. А почему?
Учитель. Они делятся на разные группы:

1 группа – "Предупреждающие”.

"Предупреждающие знаки”.

Они имеют вид треугольника с красной окантовкой. Они предупреждают водителя об опасности. Найдите знаки этой группы.

"Запрещающие знаки”.

Незнайка, что общего у этих знаков? О чем они предупреждают? (Об опасности).

2 группа – "Запрещающие”.

 "Запрещающие”.

Они приказывают водителю, что можно делать, а чего нельзя. Эти знаки круглые, с красной окантовкой. Найдите такие знаки.

 "Запрещающие знаки”.

Только два знака этой группы отличаются от остальных. Незнайка, может быть, ты назовешь эти знаки?

НезнайкаЭто знаки "Въезд запрещен”, "Остановка запрещена”.

3 группа – "Предписывающие”.

 "Предписывающие”.

Эти знаки, как и запрещающие, имеют силу приказа. Они приказывают: "Делай это так!” Все эти знаки имеют форму круга и окрашены в синий цвет. Найдите эти знаки.

 "Предписывающие знаки”.

Запомнил, Незнайка? В какой геометрической фигуре расположены эти знаки? Что у них общего?

4 группа "Указательные”.

"Указательные”.

Это друзья водителей и пешеходов. Они сообщают о многих полезных вещах. Синие прямоугольные таблички с различными надписями и изображениями часто понятны без объяснений. Найдите и назовите указательные знаки.

 "Указательные знаки”.

Незнайка, ты теперь понял, почему все знаки разной формы?

Выполните задание. Соедините рисунок со знаком. Объясните, почему поставили этот знак? К какой группе знаков он относится?

Название следующей станции узнаем, если правильно выполним задание.

Что изображено на рисунке? Перечислите.

Как все эти автомобили назвать одним словом? (это транспорт)

 " Транспортная”.

4 станция "Транспортная”.

Весь наземный транспорт делится на группы: пассажирский, грузовой, специальный.

( "Виды транспорта”)

Распределите на группы весь этот транспорт.

Что относится к пассажирскому транспорту? Грузовому? Специальному?

У вас в конвертах картинки с изображением транспорта, разрезанные на несколько частей. Соберите картинки. К какому виду относится этот транспорт?

Выполните задание, найдя лишнее:

троллейбус, грузовик, трамвай;

самосвал, такси, бензовоз, фургон;

метро, электропоезд, трамвай, автобус;

автобус, такси, маршрутное такси, троллейбус;

фургон, грузовик, пожарная машина, цистерна.

IV. Итог занятия. Незнайка, понравилось тебе наше путешествие по городу правильного движения? Ребята, а чему же мы научили Незнайку? (Познакомили с дорожными знаками, узнали, когда появились дорожные знаки и правила, рассказали о различных видах транспорта)Всем спасибо. Вы были молодцы!

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.