logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Цели:

знакомство со структурой письма и его стилистическими особенностями; овладение речевым этикетом и культурой выражения чувств;

обучение написанию письма другу, родным и близким людям.

Оборудование: картинка с изображением почтальона; конверты с письмами; карточки с письмами для каждого учащегося; карточки с деформированным текстом письма; С.И. Ожегов "Словарь русского языка”; таблицы со схемами текстов писем для каждого учащегося.

Ход урока

I. Вводная беседа. Актуализация темы урока

Стук в дверь. Входит ученик, переодетый в форму почтальона Печкина.

– Кто там?
– Это я – почтальон Печкин, принёс загадку вам.
– Как? Почтальон и загадку нам принёс, какую?
– Вот загадка,– почтальон достаёт из сумки конверт и читает.
– Без крыльев, а летит, без языка, а говорит? А если загадку отгадаете, дам то, что принёс.

Учащиеся: Это письмо.

– Да, правильно, письмо. (Почтальон даёт конверт.)

Учитель: А кто из вас догадался, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?

– Ребята, а знаете ли вы, что такое письмо? (Ответы детей.)

– Для того чтобы узнать точное значение этого слова, давайте обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова.

Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.

– Письма имеют большое значение в жизни людей. С помощью писем люди общаются на расстоянии, сообщают новости из своей жизни, поддерживают друг друга в трудные минуты и разделяют радость.

– Письма имеют свою богатую историю. Самые первые письма были "живые”: народы Старого Света посылали гонцов с письмом или устным сообщением. Потом появились "предметные” письма, т.е. с помощью каких-то предметов сообщались какие-то факты. Например, североамериканские индейцы посылали топорик в знак объявления войны, трубку и табак – в знак мира. Отсюда возникло устойчивое словосочетание "трубка мира”, а у славян, т. е. у русских – встречать гостей с хлебом – солью.

II. Сообщение темы урока

– Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с разными письмами, с правилами написания письма, узнаем, кому и для чего их пишут, и научимся писать письма своим близким и друзьям.

1. Какие бывают письма.

– Прочитайте письмо и определите, кому, для какой цели оно написано:

Первое письмо

Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути – 
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам недёшево. 
        С. Маршак 
        (письмо-пожелание)

– Это письмо-пожелание, в нем автор желает своим друзьям быть здоровыми, добрыми, умными…

Второе письмо

Мой дорогой-дорогой дедушка!
Поздравляю тебя с днём рождения.

Я очень хочу, чтобы ты никогда не болел, чтобы почаще бывал у нас дома. И ещё хочу, чтобы у тебя на работе всё всегда хорошо получалось. А я постараюсь тебя не огорчать.

Целую и обнимаю тебя.
Твой внук Николай.

– Это письмо-поздравление, в котором внук Николай поздравляет своего дедушку с днем рождения и шлет ему свои пожелания.

Третье письмо

Дорогие друзья!

Я хочу рассказать вам о чудной истории, произошедшей со мной.
Я изобрела необыкновенный способ путешествия на утках. У меня были свои собственные утки, которые носили меня, куда мне было угодно. Я побывала на юге, где так хорошо, где такие прекрасные теплые болота и так много съедобных насекомых.
Я скоро заеду к вам.

До встречи!
Лягушка-путешественница.

– Это письмо друзьям: письмо-информация. В нем сообщение о том, как лягушка изобрела способ путешествия на утках, где она побывала и что видела.

Какие бывают письма?
Кому они могут быть адресованы?
Кого мы называем отправителем письма, а кого получателем или адресатом?

Письма бывают разные: письма-информации, письма-поздравления, письма-пожелания.
Письма могут быть адресованы разным людям: родным и близким, друзьям в своей стране и за рубежом.
Получателя письма называют адресатом – от немецкого слова "адрес”.

2. Особенности текста письма.

Структура письма.

– Можно ли считать письмо текстом? Почему? 

(Предложения связаны по смыслу, есть законченная мысль.)

– Письмо, как и любой другой текст, имеет три части: начало (зачин), основную часть и концовку. Но письмо имеет и свои особенности.

Возможные части текста письма

Примеры

Обращение

Мои дорогие мама и папа!

Начальная фраза о состоянии переписки

Давно не было письма…

Получил(а) ваше письмо, сразу не ответил(а), потому что…

Раскрывается основное содержание письма, сообщается о новостях

Опишу вам, как идёт жизнь в пионерском лагере…

Я хочу рассказать вам…

У нас много новостей расскажу вам всё по порядку

Вопросы адресату

Как Вы живёте?
Как Ваше здоровье?
Какие у Вас новости? Что нового?

Благодарности

Спасибо за внимание…
Спасибо за то, что положили мне тёплые вещи

Просьба писать письма

Я прошу Вас писать мне…
Жду ответа

Передача привета

Передай большой привет…

Прощание

До свидания…
До скорой встречи…

Концовка и подпись

Крепко целую…
Любящая(ий) Вас …

Дата и место написания, если и нет в начале письма

15 июня 2008 года
с. Ленск

3. Работа по редактированию письма.

– Прочитайте письмо. Найдите его начало, основную часть, концовку.

"Дорогие мои родители! Папа и мама!

Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он тёплый. В нём одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили. И трактор – тр-тр Митю. Трактор хороший, только он бензин не любит, а любит суп. Мама и папа я без вас очень скучаю. Особенно по вечерам. Но я вам не скажу, где живу. А то вы меня заберёте, а Матроскин и Шарик пропадут.

Ваш Дядя Фёдор.”

– Письмо Дяди Фёдора начинается с обращения к родителям.
– Подтверждает ли Дядя Фёдор свою мысль "Я живу хорошо”? 
(Да, Дядя Фёдор пишет о хороших событиях в его жизни).
– Какие части включает концовка письма? (Подпись.)

4. Групповая работа

Дети получают конверты, в которых находятся карточки с разными фразами из письма. Необходимо составить текст письма, расположив карточки в нужном порядке.

Проверка работы.

– Какова особенность письма как текста?
– Это текст всегда эмоционально окрашенный, т.к. он несёт в себе переживания и чувства отправителя, которыми он делится с адресатом.

5. Оформление письма.

– Раз письмо является средством общения, то оно должно соблюдать правила: (на доске)

письмо пишут четким, разборчивым почерком;

письмо пишут на аккуратном листе бумаги;

с левого края писчей бумаги оставляют свободное поле шириной до 2,5 см; такие же поля – сверху и снизу;

письмо не пишут сплошным текстом; в нем может быть много абзацных выделений (красных строк).

III. Итог урока

– Для чего люди пишут письма?
Как бы вы начали письмо?
Что бы написали в основной части?
Как бы вы его закончили?

IV. Домашнее задание

– Напишите письмо своим родным и близким.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.