logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Цель:Формирование православного мировоззрения, способствующего гармоничному развитию личности, через прикосновение к народному искусству.

Задачи:

Воспитательная: привить любовь к Православному Отечеству, с его великой, древней, многонациональной культурой, несущей в своих традициях высокие нравственные идеалы.

Обучающая: обучить приемам росписи по дереву и закрепить знания о народном промысле «Полховомайданская роспись».

Развивающая: обогатить интеллект ребенка, раскрыв перед ним неисчерпаемую сокровищницу народной памяти.

Методы:

На усвоение знаний:

простота и доступность изложения материала;

включение диалога «учитель-ученик»

На прочность знаний:

применение наглядных пособий;

применение ТСО;

параллельное изучение данной темы на других предметах.

На повышение интереса к предмету:

Использование нетрадиционных форм урока, такие как: урок-игра, урок-сказка, урок-путешествие.

Включение в ход урока сценок, песен, тематических физпауз, музыкального сопровождения.

1. Молитва на всякое доброе дело.

2. Организационный момент:

Учитель: Сегодняшний наш урок будет необычным: мы совершим с вами путешествие во времени. В таком путешествии могут участвовать только самые внимательные и прилежные дети.

3. Раскрытие темы:

Учитель: Ребята, посмотрите на это красивое Пасхальное яичко. О чем мы вспоминаем, глядя на него?

Ученик: О Пасхе.

Учитель: Правильно, мы вспоминаем о самом главном Православном празднике Пасха. А как его еще называют?

Ученик: ВоскресениеХристово.

Учитель: Совершенно верно! В этот день воскрес Христос. И мы в память такого великого события говорим друг другу при встрече: «Христос Воскресе!»

Класс: Воистину Воскресе!

Учитель: При этих словах мы обмениваемся крашенными или расписными яичками и целуемся, выражая радость о воскресшем Господе. Такова древняя православная традиция.

Сегодня мы с вами будем расписывать Пасхальное яйцо, поэтому тема нашего урока такая (учитель указывает на доску). Прочтите.

Ученик: Роспись Пасхальных яиц.

Учитель: Умение и знания, полученные на этом уроке, пригодятся вам в жизни для того, чтобы возрождать и преумножать прекрасные традиции наших отцов и дедов. А как вы думаете, дети, почему именно яйцо стало главным Пасхальным подарком?

Ученик: Яйцо - это символ жизни.

Учитель: Да, потому что яйцо – это символ (знак) жизни. В нем зарождается жизнь, а Христос – это и есть Жизнь! Кто верует в Него и живет по Его заповедям, тот
никогда не умрет душою, но будет жить вечно.

Первые христиане обменивались только красными яичками в знак того, что Христос своей кровью омыл наши грехи. А теперь каких только яичек нет?! Это потому, что люди хотят с любовью украсить то, что им дорого.

Вот бы нам, дети, попасть в то далекое время, когда воскрес Христос. Хотя бы не в Иерусалим, где это произошло, а к примеру... в город Рим и посмотреть как откликнулось величайшее событие вселенной в других странах. Рим был столицей огромной Римской Империи.

А знаете что: в Божьем мире случается много чудес! Почему бы и у нас не случиться чуду?! Тем более что мы перед уроком помолились.

Давайте представим, что это не класс, а... машина времени! Таня, садись за пульт управления. Нажимай пуск. Внимание, мы взлетаем. Раздается захватывающие фантастическая музыка.

4. Сценка.

На троне сидит император. К нему медленно приближается женщина в длинной одежде и покрывале, тихим фоном звучит музыка духовная или классическая.

Учитель: Дети! Мы попали в I век нашей эры! Смотрите: да это же сам кесарь Тиберий – правитель Римской империи!

Кто-то к нему приближается... Неужели, это – Мария Магдалина, верная ученица Христа? Так и есть – она! После вознесения Господа Иисуса Христа, ученики и ученицы Его разошлись по всему миру проповедовать Евангелие.

Мария кланяется: Приветствую тебя, о император Тиберий! Прими от меня сей дар (протягивает яйцо).

Кесарь (гневно): Женщина! В своем ли ты уме?! Как ты дерзнула поднести мне простое яйцо? Иль тебе неизвестны законы нашей империи?! Всяк входящий к императору должен принесть дорогой дар: злато, либо масти благовонные, либо драгое каменье.

Мария: Владыка! Преложи гнев на милость. Ныне нет дороже подарка, чем этот! Потому что он – есть знаменье светлого Христова Воскресенья. Христос Воскресе! (опять протягивает яйцо)

Кесарь: Как может воскреснуть распятый? Я поверю в это, если только совершится чудо, и твое белое яйцо станет красным.

Мария поднимает глаза к небу: Господи и Владыко живота моего! Иисусе мой Сладчайший! Молю тебя: сотвори чудо! Да отверзуются очи духовные мужа сего, дабы смог он просветить свою великую державу светом Истины твоея!

(Звучит громкая торжественная музыка, яйцо краснеет). 

Мария: Благодарю тебя. Господи! (поднимает яйцо высоко).

Кесарь вскакивает, ходит вокруг Марии, берет у нее яйцо:

– Что это?! Не верю глазам своим? Неужель и впрямь воскрес Сын Божий?!

Мария: Вот и ты, император, познал славу Божию. Христос Воскресе!

Кесарь: Воистину Воскресе!

(Звучит завершающий победный музыкальный аккорд)

– Ну вот, ребята, мы и побывали в том далеком времени, когда воскрес Христос. Это было 2000 лет назад!

Учитель: Теперь, когда мы будем расписывать Пасхальные яички, думаю, вы должны отнестись ответственно к этой работе, потому что знаете, какое великое событие стоит за всем этим. Перед работой нам надо немного размяться. Раньше девицы водили хороводы в течение всей светлой недели. Будем и мы водить хоровод.

5. Физпауза.

Дети водят хоровод с движениями, соответствующими тексту песенки, которую они поют на мелодию песни «В лесу родилась елочка», чтобы получились упражнения для всех групп мышц.

Речка в проселочке звонко так журчит. Пасха веселая в двери к нам стучит. 2р. 
Солнышко ясное радостно играет. Батюшка красные ризы надевает. 2р. 
Господа щебетом прославляют птички. Будем сегодня мы всем дарить яички. 2р.

6. Практическая работа.

Учитель: А теперь приступим к работе. Украсим наше яичко элементами полховомайданской росписи. Мы с вами изучали этот промысел. Давайте повторим:

Какие элементы росписи использовали полховомайданские мастера?

В какой технике они работали?

Какие краски использовали? (Выставляется зрительный ряд).

Где и когда зародился полховомайданский промысел?

Мозговой штурм: Время нашей работы строго ограничено – 20 минут.

Мы с вами будем работать не кисточками, а маркерами. Возьмите черный маркер и нанесите на одну половину яйца полховомайский узор. Какой именно, выбирайте на свой вкус. Можно и пофантазировать

Дифференцирование: кто чувствует в себе силу, пусть изобразит два основных элемента росписи, дополнительные элементы (цветы) и листочки. Кто предполагает, что не успеет это сделать, пусть ограничится одним основным элементом, дополнительными элементами и листочками. А кто сегодня чувствует себя неуверенно, пусть изобразит только основной элемент и листочки. (учитель напоминает о законах композиции и показывает этапы работы) .

Теперь манилиново-розовым цветом закрашиваем лепестки. Краска такого цвета называется «фуксин».

Затем, зеленым маркером раскрасим листья. Сделаем красные ягодки, а потом черным маркером нарисуем прожилки внутри цветов и листьев.

С обратной стороны красиво напишем буквы ХВ ( Христос Воскрес). Вот наше яичко и готово!

7. Сравнительный анализ.

Не называя имен, дети указывают, чья работа им больше понравилась и почему. Учитель выставляет оценки.

8. Вопросы на закрепление:

Почему главным Пасхальным подарком является яйцо?

Почему первые христиане обменивались только красными яйцами?

Что обозначают буквы ХВ на яйце?

9. Благодарственная молитва.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.