logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Цели:

Учить создавать текст по авторскому образцу, распознавать типы речи и строить пересказ в соответствии с типом речи.

Развивать монологическую речь учащихся, обогащать словарный запас

Воспитывать любовь к природе, животному миру, бережное и разумное отношение ко всему живому.

Оборудование: учебник, портреты писателей. Мультимедийный проектор, электронный учебник «КМ», раздел биология (фрагмент фильма «Белка»)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Настройтесь на урок чтения. Постарайтесь работать активно, продумывать свои ответы. 
– Подготовка речевого аппарата к работе.

II. Вступительная беседа

– Какую тему изучаем? (И ВОТ УЖЕ ТРЕЩАТ МОРОЗЫ)
– В какое время года этот происходит?

III. На уроках природоведения мы с вами говорили о том, что по-разному приспосабливаются дикие животные к жизни зимой. Одни впадают в спячку, другие делают запасы, третьи ведут активный образ жизни в поисках пищи.
– Что вы знаете о зимовке белочки? Расскажите.
Сегодня на уроке мы узнаем подробнее о том, как зимует белочка. А расскажут нам об этом хорошо знакомые писатели, большие любители и почитатели русской природы – Г. Скребицкий и В. Чаплина (на доске портреты писателей). О жизни и творчестве этих писателей я вам уже рассказывала на уроке внеклассного чтения. Давйте вспомним, что вы помните об этом?
Работа над научно – художественной статьёй «Как зимует белочка»
1. Чтение текста учителем
– Понравился текст? Кто понравился в тексте? Почему? Что вам показалось самым интересным в рассказе?

2. А сейчас мы с вами просмотрим небольшой видеофильм, который содержит научную информацию и поможет нам получить дополнительные знания об этом зверьке. А я хочу, что бы особое внимание вы обратили на гнездо зверька.

Просмотр фрагмента из фильма «Белка»

3. Чтение текста учащимися вслух цепочкой по абзацам. Ответы на вопросы учебника.

Лексическая работа.

Непогода – плохая погода, ненастье.
Лазейка – узкое отверстие, через которое можно пролезть.
Лазейка – уловка, хитрый, ловкий приём для выхода из неприятного, затруднительного положения.

Перед нами стоит непростая задача – часть этого текста мы должны будем подготовить для подробного пересказа. Работать будем по памятке (памятка на доске):

КАК ПОДГОТОВИТЬ ТЕКСТ К ПЕРЕСКАЗУ

1. Чтение текста. Лексическая работа. Логический анализ.
2. Определение типа речи, темы, идеи
3. Структурный анализ текста (деление на части, составление плана)
4. Языковой анализ текста.

О ком вы прочитали? Какова главная мысль? В чём нас автор хотел убедить?

ТЕМА: «Белочка зимой»
ИДЕЯ: «Этому зверьку зима не страшна»

5. Подумайте, на сколько логических частей можно разделить текст? Докажите. Озаглавьте.

(Текст можно разделить на три части.)

В 1-й части говорится о белке, во 2-й о её гнезде, в 3-й части о её запасах.

ПЛАН
1 часть. Белочка зимой.
2 часть. Гнездо зверька.
3 часть. Запасы белки

Возьмите простые карандаши, отметьте отрывок, который будем готовить к подробному пересказу. Прочитайте отрывок. О чем в нём рассказывается?
Озаглавьте. (Гнездо белки)
Сейчас мы подробно разберём этот отрывок. К какому типу речи он относится? (рассуждение) доказываем по алгоритму

РАССУЖДЕНИЕ

I. Вступление (содержится цитата, утверждение, которое требует доказательства)
II. Основная часть (содержит аргументы, факты, доказательства)
III. Заключение.Вывод.

Учащиеся доказывают, что этот текст – рассуждение. Делят его на части, составляют план.

Гнездо белки

1. Белочке зимой мороз не страшен

2. Гнездо зверька:

– большой шар с лазейкой
– выстлано мягкой подстилкой
– лазейку белочка закрывает

3. В таком гнезде можно спать спокойно.

– Давайте ещё раз посмотрим фрагмент фильма о гнезде белочки.

Просмотр фрагмента из фильма «Белка»

– Соотнесите картинку с текстом о гнезде. Ученые, которым удалось сфотографировать гнездо зверька и писатели, которым удалось увидеть это, дают возможность и нам с вами получить представления о маленькой белочке

IV. Языковой анализ текста

Цель: сопоставление имеющихся вариантов слов с возможными вариантами.

– Сейчас мы будем учиться находить синонимы к авторским словам, доказывать, почему слова автора наиболее удачные в данной ситуации, запоминать авторские слова, пробовать употреблять их в речи.

1. Читаем 1 часть. Какие слова авторские нужно запомнить? Всю цитату, которую будем доказывать. Подчеркните. Обратите внимание на то, как автор сказал о метели. Почему это состояние природы он назвал непогодой? Значит, об этом нужно сказать обязательно. Какими словами можно заменить слово непогода? (ненастье) Какое слово всё-таки точнее передаёт состояние природы?

(Уместнее употребить авторское слово непогода, т.к.под ненастьем мы понимаем дождливую погоду, а в тексте речь идёт о зиме)

2. Прочитайте описание гнезда. Какие автор употребил слова? С чем сравнил? Подчеркните слова, которые рассказывают из чего сделано гнездо. Какое слово убеждает в том, что гнездо очень практичное, удобное? Каким словом это можно заменить? В какое слово передаёт восхищение авторов? (Да как сделано – то ловко!)

устроено – сделано, устроить – наладить, организовать
уют – приятно устроенный быт, обстановка
ловко – искусно, удобно

3. Рассмотрим гнездо внутри. Что сказано о подстилке? Важно ли это сказать? Почему? Эти слова указывают на уют, тепло. Почему это надо запомнить? (зимой не хватает тепла, прячемся и мы от холода)

4. Какие слова подчёркивают, что ей там очень хорошо? Почему она закрывает лазейку?

5. А знаете ли вы, кто враги у белочки? А в гнезде у неё чаще всего две лазейки. Это помогает ей спастись от врагов?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Как белочка спит? Свернувшись клубочком, накрывшись хвостиком Какой у неё хвостик?

калачиком – клубочком, прижав подогнутые конечности к телу, свернувшись в комок

V. Попробуйте с открытой книгой, стараясь запомнить подчёркнутые слова, себе пересказать текст.

VI. Пересказ текста вслух.(1-2 человека)

Учащиеся анализируют пересказы учащихся по алгоритму:

Получился ли текст данного типа речи?

Установлены ли причинно-следственные связи?

Раскрыта ли тема, идея?

Подробно ли рассказал? Не упустил что-то важное?

Понравился ли язык при пересказе?

Какие авторские слова заменил? Удачно или нет?

VII. Итоги

– Что интересного узнали на уроке о белочке? 
– Чему учились?

На доске выставка книг разных авторов о животных, которые могут взять дети в библиотеке и дополнительно почитать. Учитель даёт рекомендации.

Оценки за работу на уроке.

Карточка комплексного опроса

Фамилия, имя ученика

Вступ.беседа

Ответы на воп. по восп.текста

Чтение текста

Лексическая работа

Структурный анализ текста

Языковой анализ текста

Пересказ текста

Оценка

1. 

+

+

+

+

+

5

2. 

+

+

+

+

+

5

3. 

+

+

+

+

+

5

4.

+

+

+

+

5

5. 

+

+(1ош)

+

4

6.

Неточ.

+

+

3

7. 

+

+

+

4

8. 

+

+

+

+

+

5

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.