logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Классификация простых и составных задач, решаемых в начальной школе, производится по признаку отношения к теории, т.е. задачи подразделяются на стандартные и нестандартные. Некоторые методисты называют эти задачи соответственно алгоритмическими и эвристическими. При этом стоит отметить, что данное деление является условным, в связи с тем, что любая из задач может содержать как стандартный, так и нестандартный (творческий) компонент.

Л.М. Фридман, Е.Н. Турецкий в школьном курсе математики выделяют следующие виды задач, отвечающие таким признакам:


Математические задачи, для решения которых в школьном курсе математики имеются готовые правила (в виде словесного алгоритма, формулы, тождества и т.д.) или эти правила непосредственно следуют из правил, теорем, определений программного минимума называют стандартными. При этом предполагается, что для решения этих задач имеются вполне определенные правила-алгоритмы (отсюда – алгоритмические).

Начальный курс математики содержит в себе несколько основных групп задач, решение которых основывается на одних и тех же связях между данными и искомым, а отличаются лишь конкретными числовыми данными и сюжетом (стандартные). Именно эти группы задач методисты начальной школы называют задачами одного вида.

Вообще задачи, связанные между собой таким образом, можно называть стандартными, задачами одного вида (видовыми) или задачами одного типа (типовыми). Однако, часто термин «тип» используется как собирательный для нескольких видов задач.

Например, задачи на четвертое пропорциональное (тип) подразделяются на 6 видов (Бантова М.А., Бельтюкова В.Г.), которые в других источниках называют видом и подвидами, поэтому имеет смысл внимательно просматривать сам первоисточник, чтобы определиться со смыслом используемой терминологии.

Приведем пример задач одного вида.

1. В одной коробке 6 карандашей, во второй – в 3 раза больше. Сколько карандашей в двух коробках вместе?

2. В первом аквариуме 8 рыбок, а во втором – в 2 раза больше. Сколько рыбок в двух аквариумах?

Данные задачи отличаются сюжетом: в первой речь идет о карандашах в коробках, а во второй – о рыбках в аквариумах. Числовые данные в данной ситуации тоже различны, однако обе задачи имеют одинаковую теоретическую основу – увеличение в несколько раз и нахождение численности объединения двух непересекающихся множеств. По способу решения они имеют один алгоритм – сначала требуется найти, сколько предметов во втором случае, а потом – сколько вместе. Поэтому их можно назвать задачами одного вида.

Упражнения

1. Какие задачи называют стандартными? Приведите примеры стандартных задач.

Основные приемы работы над задачами одного вида

Прежде всего, отметим, что работа над задачами не является разучиванием способов решения. Современные методисты придерживаются мнения, что работа над задачами не должна сводиться к тренингу по решению задач сначала одного вида, потом другого и т.д. Однако ознакомить учащихся с решением задач каждого вида программного минимума учитель обязан.

В результате знакомства с каждым из видов задач дети должны уметь осознанно устанавливать все возможные связи между данными и искомыми.

Современная методика предлагает делать это по следующему плану:

1. Пропедевтика (подготовительная работа) к введению задач данного вида.

2. Этап ознакомления с основными способами решения задач данного вида.

3. Этап закрепления умения решать задачи данного вида.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.