logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Некоторые авторы относят составление краткой записи к задаче к этапу поиска способа решения задачи, а не к этапу анализа условия задачи (М.А. Бантова). На наш взгляд, это действительно так, т.к. составление краткой записи задачи часто позволяет определить ее решение (неявный поиск способа решения).

Работая над планом решения задачи, ученик должен выделить все возможные связи между величинами, которые прослеживаются в данной задаче (даже, если затем их не нужно будет задействовать в решении).

Во время разбора задачи можно составить иллюстрацию к ней. Иллюстрация к задаче, её краткая запись, составление схемы или чертежа, таблицы являются вспомогательными средствами, но, чаще всего именно они помогают ученику вникнуть в смысл задачи, выявить зависимости между величинами и найти план решения задачи.

Краткая запись, выступая в роли наглядной и словесной опоры для памяти учеников, способствует более быстрому и всестороннему усвоению задачи, осмыслению числовых данных. Выделение из текста числовых данных и их рациональная запись делает более ясным то, что дано в задаче и что в ней отыскивается. Краткая запись дает возможность расчленить задачу на условие и искомое, облегчает анализ задачи.

Однако следует помнить о том, что краткая запись служит интересам ребенка при решении задачи, а не целью при решении (вспомогательное средство!!!). Недопустимо снижать отметку ребенку при решении задачи, если краткая запись выполнена не так, как этого требует учитель или не выполнена совсем. Поэтому, при оценивании правильного решения задачи не следует осуждать ребёнка за то, что он сделал краткую запись не по образцу, показанному учителем, а так, как ему удобно, главное, что задача решена правильно. Мне как маме двух детей, не раз приходилось сталкиваться с проблемой: ребенок уже решил задачу, проанализировав ее, пронаблюдав все связи, выполнив необходимые действия, получил ответ, но никак не может составить именно краткую запись. Иногда это заканчивалось слезами, иногда – нежеланием дальше работать над данной задачей.

Интересную методику обучения схематизации задач при помощи приема противопоставления различных форм наглядной интерпретации задач, предлагает Н.Б. Истомина (в учебниках математики Н.Б. Истоминой).

Использование элементов данной методики при работе по традиционным программам позволит усовершенствовать умения и навыки учеников по решению задач.

В процессе этой работы у учащихся должно быть выработано умение чертить отрезки, складывать и вычитать отрезки; умение описывать предметные и текстовые ситуации, схематизировать и математизировать их.

Два ученика Маша и Миша иллюстрируют тексты задач, при этом каждые по-разному. В одном из ответов содержится типичная ошибка, допускаемая детьми. При этом, на наш взгляд, можно показывать одновременно и несколько правильных интерпретаций.

Необходимо проводить работу, направленную на понимание соотношения целого и его частей. Со старшими дошкольниками по формированию элементарных математических представлений такая работа проводилась. С первоклассниками ее можно организовать на примерах отрезков.

Например:


«Посмотри на схему. Что будешь искать: целое или часть?»

После введения понятия буквенного выражения можно использовать схемы с буквами. Также можно использовать и такие упражнения: «В корзине 15 грибов. Из них 5 белых, а остальные лисички. Обозначь все грибы кругами и покажи, сколько в корзине лисичек».

Маша выполнила задание так:


А Миша так:


Кто выполнил задание верно?

Однако, к помощи Миши и Маши авторами приема рекомендуется прибегать только тогда, когда учащиеся сами не могут справиться с заданием.

Рассмотрим составную задачу: «В вазе 15 конфет. Из них 4 шоколадных, 5 ирисок, а остальные – леденцы. Сколько леденцов в вазе?»

Стандартная модель (краткая запись) выглядит так:


От исходной модели можно перейти непосредственно к схемам решения:


Или


На наш взгляд, последняя схема позволит быстро найти путь к решению задачи.

Многоступенчатость составления краткой записи позволяет ребенку рассмотреть задачу со всех «сторон», позволяет найти различные способы решения задач.

Также можно обучать учеников составлению графов-моделей (схем) задачи, начиная с решения простых задач на нахождение суммы и остатка.

Идея построения граф-схемы задачи основывается на том, что в условии задачи рассматриваются связанные зависимостью элементы. Эти зависимости выражаются отношениями, которые обычно связывают три величины. Такие связанные тройки величин представляют собой либо простую задачу, либо простые задачи, входящие в составную задачу. Они и являются основными компонентами структуры задачи. Схематично каждая из связок представляется в виде своеобразного «треугольника». Структура составной задачи на схеме обычно выглядит как объединение конечного числа таких «треугольников».

Например, рассмотрим задачи «В коробке было 5 карандашей. Миша положил туда еще 2 карандаша. Сколько карандашей стало?» и «В коробке лежало 5 карандашей. 2 карандаша взяли. Сколько карандашей осталось в коробке?».

Разбор задач на нахождение суммы и остатка проведем от данных к вопросу и от вопроса к данным, при этом, обучая детей составлять схемы разбора и решения задачи. В схемах можно использовать также и знаки арифметических действий, что позволяет трансформировать их в план-схему решения задачи.


Схемы (а) и (с), а также (б) и (д) совпадают. Практически по каждой из схем можно составить два числовых выражения со знаком (+) и (–). Поэтому детям можно предложить добавить в схемы знаки арифметических действий, чтобы схема относилась к конкретной задаче.


При обучении детей составлению граф-схем необходимо помнить, что схема составляется не после того, как задача прочитана детьми и проанализирована, а во время чтения текста и анализа условия. Таким образом, сначала появляется схема типа (а) – (д), а затем они трансформируются в схемы (а1) – (д1).

Упражнения

1. Пронаблюдайте в учебниках [Б1], [Б2], [Б3] как вводятся различные виды краткой записи задач, граф-схемы разбора задач.

2. Составьте и решите такую составную задачу, чтобы она содержала в себе следующие две простые задачи: а) увеличение числа в несколько раз; б) нахождение суммы.

3. Даны задачи: «Масса дыни 1 кг 200 г. Ваня съел 1/6 дыни, а Маша – 1/5 дыни. На сколько граммов дыни больше съела Маша?» и «У Андрея 123 марки, это в 3 раза больше, чем у Алеши. На сколько марок у Алеши меньше, чем у Андрея?» Запишите задачи кратко, решите по действиям. Сделайте схемы разбора задач. Выделите на схеме простые задачи. Определите их вид.

4. Составьте схему для решения задачи и решите ее арифметически: «Для изготовления стекла для бутылок берут 25 частей кварцевого песка, 9 частей соды, а извести на 4 части меньше, чем соды. Сколько надо взять песка, если извести и соды взяли 700 ц?»

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.