logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Метод проектов как педагогическая технология

Надеемся, что вы уже имеете представление о технологии обучения в сотрудничестве. На этом занятии  вам предстоит познакомиться с методом  проектов. Это будет первое знакомство. Постепенно мы разберемся  с этим методом  более подробно, чтобы вы могли сделать для себя обоснованный вывод, насколько рассматриваемые в данном разделе новые педагогические технологии отвечают вашим представлениям о педагогическом мастерстве и соответствуют тем задачам, которые вы как профессионал, ставите перед собой в учебно – воспитательном процессе, научно – исследовательской и опытно – экспериментальной работе.

Вам предстоит:

Познакомиться с исторической справкой о возникновении метода проектов, ибо хотя мы и говорим здесь о новых педагогических технологиях, надо всегда иметь в виду, что истинные инновации в области педагогики -  чрезвычайно редкое явление. Как правило, это – рассмотрение на новом витке педагогических, социальных, культурных достижений, давно забытых старых педагогических истин, использовавшихся ранее, в других условиях, в иной интерпритации методов и приемов обучения. Именно осмысление и применение их в новой учебной, культурно – социальной ситуации и дает основание говорить о новых педагогических технологиях;

Узнать, что составляет сущность современной трактовки метода проектов;

Разобраться, какой может быть тематика проектов.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 1920-е годы нынешнего столетия в США. Его называли тогда методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь  его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего, когда? Вот тут – то и требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка,  для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые еще предстоит приобрести. Где, каким образом?  Учитель может подсказать новые источники информации или просто направить мысль учеников в нужную сторону для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Решение проблемы, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Разумеется, со временем реализация метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, она становится в настоящее время интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней – стимулировать интерес ребенка к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике – соединение академических знаний с прагматическими при соблюдении соответствующего баланса на каждом этапе обучения.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко, но недостаточно продуманно и последовательно внедряться в школу, и постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 году метод проектов был осужден. С тех пор в России больше не предпринималось сколько–нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался (в США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж.Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников). «Все, что я  познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как  я могу эти знания применить» -  вот основной тезис современного понимания метода проектов, который  и привлекает многие образовательный системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов – это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод – дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического  знания той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Дидакты и педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который  получается при решении той или иной практически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно – следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован  на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается  с групповым (cooperative learning)  подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема – то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

В последнее время метод проектов становится в нашей стране не просто популярным, но и «модным», что вселяет вполне обоснованные опасения, ибо где начинается дидакт моды, там часто отключается разум. Теперь  часто приходится слышать о широком применении этого метода в практике обучения, хотя на поверку выходит, что речь идет о работе над той или иной темой, просто о групповой работе, о каком-то  внеклассном мероприятии. И  все называют это проектом. На самом деле метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но если это метод, то он предполагает определенную  совокупность учебно–познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате  самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология  включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

Не существует сколько-нибудь достоверных
тестов на одаренность, кроме тех, которые
проявляются в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой поисковой
исследовательской работе.
А.Н.Колмогоров

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Целью обучения является развитие у ребенка самостоятельности, самоорганизации, способности самообучаться, умения практически применять знания и развитие творческих способностей учащихся. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. Возникает вопрос, каким образом повысить учебную мотивацию к предмету, развитие креативных способностей учащихся?

Одним из методов повышения интереса является вовлеченность учащихся в проектную работу.

Результаты  наблюдения  и анализа за деятельностью учащихся показали, что причинами снижения творчества школьников является:

- недостаточный интерес к содержанию изучаемого материала;

- отсутствие интереса к предлагаемым формам обучения;

- отсутствие практической значимости изучаемого материала;

- недостаточность научной дополнительной литературы по предмету.

А узкие рамки программных требований, загруженность учебного материала не позволяют реализовать эти задачи. Творческие способности, как и другие, развиваются только в деятельности их упражняющей. Успешное развитие творческих способностей возможно на основе системы заданий, требующих от  ученика творческого подхода. Задания должны быть посильны для основной массы учащихся, чтобы воспитывать у них уверенность в своих возможностях.

Для развития творческих способностей учащихся, привития интереса к предмету желательно применять различные формы проведения уроков, привлекать учащихся к подготовке докладов и рефератов. Если мы хотим на своих уроках пробудить в ученике творческое начало, а затем всячески его развивать, то главное здесь не эпизодическое решение более или менее творческих задач, а на каждом уроке организовывать такую деятельность учеников, в которой они вынуждены творить, быть может, не замечая этого.

Поиск решения указанных противоречий привел к необходимости осмыслить собственный опыт и определить основную цель педагогической деятельности: ориентировать содержание учебной деятельности на творчество через метод проектов.  Введение элективных курсов дало возможность для разрешения проблемы  развития творческих способностей школьников через разработку  работ  на основе методов проектов. 

Метод проектов – это то дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога. Я его применяю и при коллективной, и при индивидуальной работе учащихся. При дидактически правильном использовании метода в полной мере реализуется развивающая и воспитывающая составляющие учебного процесса.

При выборе форм и методов работы учитываю возрастные особенности учащихся, мотивы учения.    Формирование устойчивого интереса у учащихся к данной форме учения является обязательной педагогической задачей, которую я стараюсь решить. Навыки ученического самоуправления, формируемые и совершенствуемые при коллективных формах деятельности, создают предпосылки для максимального использования умственных способностей каждого учащегося, позволяют проявить ему свою неповторимую индивидуальность на отдельных этапах деятельности. При этом учащиеся сами определяют круг возможных проблем для индивидуального и для коллективного погашения возникающих проблем. Целесообразно знакомить учащихся и с индуктивными, и с дедуктивными способами разрешения проблем.

При использовании метода проектов возникает явно выраженное противоречие между необходимостью повышать общеобразовательный уровень учащихся и их личными потребностями и интересами. Я разрешаю учащимся выбирать задания, моделирующие интересующие их жизненные ситуации, но при обязательном условии согласования целей проектной деятельности со структурой образовательной программы.

 

«Плюсы» метода проектов

«Плюс» первый. Одна из причин внимания к новому методу- проблема мотивации учащихся к изучению предмета. Современные дети рациональны: они хотят четко понимать, зачем им нужно то или иное знание, что дает, где может пригодиться. Они хотят, чтобы и на уроках было интересно, ярко, броско , как в кино и на ТU.Новое поколение и новые реалии жизни требует новых методов обучения. Жизнь диктует перемены. Так и с методикой. Надо учить по-новому. Вне всяких сомнений-проектирование относится к методам обучения, отвечающим современной жизни.

«Плюс» второй. В  ходе проектной деятельности учащиеся не просто приобретают знания, они еще и учатся тому, как самостоятельно приобретать эти знания. Это важно, ведь быстро устаревающие знания, появление новых видов деятельности делают заучивание определенного объема информации бессмысленным. Знания приходится все время обновлять. Именно в этих условиях особенно актуально развитие умения учащихся к самообразованию, работать в группах, делиться знаниями с товарищами.

Проект - происходит от латинского projectus, буквальный перевод - «брошенный вперед» - уже объясняет многое. В свою очередь, проектирование можно рассматривать как деятельность или процесс разработки и создания проекта.

Под проектом будем понимать совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности.

Если  педагог ожидает выдающихся успехов у детей, они действительно этих успехов добиваются, даже если раньше считались не очень способными. Уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов обучения Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования нужно правильное руководство.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

1.Погружение в проект (формулирование проблемы, постановка цели).

2.Планирование (обсуждение вариантов, самообразование, продумывание хода деятельности).

3.Выполнение проекта (деятельность как система конкретных действий и операций) (проведение исследования, поиск информации).

4.Обобщение результатов и выводов.

5.Презентация результатов (защита проекта)(обсуждение, ответы на вопросы).

6. Оценка и рефлексия (анализ достижения цели).

               

Результаты выполняемых проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», то есть если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению».

Как правило, учитель может подготовить с учащимися одну работу, так что вполне можно организовать ежегодные ученические чтения, и это не станет перегрузкой ни для него самого, ни для членов жюри. На таких мероприятиях дети могут (и даже чувствуют потребность) делать устные сообщения по выбранной теме, учатся отвечать на вопросы оппонентов и отстаивать свою точку зрения. Таким образом, они учатся грамотно излагать прочитанное, четко формулировать поставленные цели и задачи, описывать ход проделанных экспериментов, характеризовать результаты своей деятельности и т.д. При этом ученику понадобится дома в течение нескольких месяцев работать над темой, готовить свой отчет и устный ответ, глубже осознавая материал, выбранный для рассмотрения.

В последние годы, в рамках модернизации российского образования, одной из главных задач является вооружение учащихся умениями и навыками самостоятельно добывать знания, развитие их познавательной самостоятельности и активности.

Организация научно – исследовательской деятельности школьников и приобщение учащихся к научно – исследовательской деятельности является одним из наиболее важных путей решения указанной выше задачи. Обучение приёмам научно – исследовательской деятельности способствует развитию творческого склада мышления, творческого подхода к явлениям действительности, формированию умений давать объективную оценку этим явлениям и способности ориентироваться в дополнительных источниках знаний и ресурсов.

Отсюда чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребёнка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые ещё предстоит приобрести. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания иногда из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

В настоящее время проектно – исследовательская деятельность становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть её остаётся прежней – стимулировать интерес учащихся к определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний и через научно – исследовательскую деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

Последние годы я преподаю математику в старших классах, поэтому в своей работе метод проектов применяю нечасто- несколько проектов в год. Так в прошлом году группой учащихся 8 класса был разработан творческий проект «Математическая шкатулка», учащиеся 11 класса подготовили 2 информационных проекта – «Логарифм - как много в этом слове…» и «Показательная функция». Работа велась в группах, с которыми были разобраны все этапы работы над проектом, проделана большая работа, были раскрыты творческие способности каждого ученика.

Посредством метода проектов мне удаётся установить прочные связи между теоретическими знаниями учащихся их практической преобразовательной деятельностью. Гуманистическая направленность деятельности учащихся на основе учёта человеческих факторов созидания создаёт предпосылки для формирования у школьников таких качеств личности, как решимость и воля в процессе внедрения собственных разработок в практику. Применение метода проектов существенно повышает эффективность образовательного процесса, решает стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности, задачи личностно-ориентированного обучения.

Основные требования к использованию метода проектов

Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы своего муниципалитета, создание серии репортажей по проблеме загрязнения окружающей среды в своем городе   и т.п.).

Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся  в развитии данной проблемы совместный  с партнером по проекту выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий охрана леса в разных местностях, план мероприятий и т.п.).

Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

Структурирование содержательной части проекта (с указанием  поэтапных результатов).

Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.

Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования методов «мозговой атаки», «круглого стола»)

 

 

Выдвижение гипотезы их решения

Обсуждение методов исследования (статистических, эскпериментальных, наблюдений и пр.)

Обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.)

Сбор, систематизация и анализ полученных данных

Подведение итогов, оформление результатов, их презентация

Выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях учителя определяют тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В других - тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Возможно, чтобы тематика проектов касалась какого - то теоретического вопроса школьной программы с целью углубления знаний отдельных учеников по этому вопросу, дифференциации процесса обучения (например, проблема гуманизма конца XIX – начала XX столетия причины и следствия распада империй проблема питания, экологии в мегаполисе и т.д.).

Чаще, однако, темы проектов относятся к какому – то практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни, и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний.

Ну, например, очень острая проблема городов – загрязнение окружающей среды отходами быта. Проблема как добиться полной переработки всех отходов Тут и экология, и химия, и биология, и социология, и физика. Или такая тема  Отечественные войны 1812 и 1941-1945 годов – проблема жертв народа и ответственности власти. Здесь не только история, но и политика, этика. Или проблема устройства парламентов  США, России, Швейцарии, Великобритании с позиций демократического устройства общества. Здесь потребуются знания из области государства и права, географии, демографии и пр. Или проблема отношения к различным видам труда в народных сказках. Это для младших школьников, а сколько здесь потребуется от ребят поисков, смекалки, творчества! Тем для проектов – неисчерпаемое множество и перечислить хотя бы наиболее, так сказать, «целесообразные» - дело совершенно безнадежное, поскольку это – живое творчество, которое нельзя никак регламентировать.

Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-либо  оформлены (видеофильм, альбом,  бортжурнал «путешествий», компьютерная газета, альманах, доклад и т.д.). В ходе решения  какой–либо проектной  проблемы учащимся приходится  привлекать знания и умения  из разных областей химии, физики, родного языка, иностранных языков, особенно, если речь идет о международных проектах.

Система оценки проекта

Оценивание проекта - имитация профессиональной экспертизы, происходящая на последнем этапе проектирования - презентации. Участники проекта должны отстоять свою работу, убедить комиссию в ее значимости, показать не только свою компетентность в специальных вопросах, касающихся проекта, но и раскрыть значение проекта с экономической и экологической точек зрения: насколько экологически безопасна работа, с какими затратами была связана, какую нишу может занять на сегодняшнем рынке. Таким образом, у участников проекта формируется целостное представление о проекте, происходит осознание законченности и значимости своей деятельности, повышается самооценка.
Критерии оценки должны быть выбраны из оптимальности их числа (не более 7-10) и быть доступны для учащихся каждого возраста. Должна оцениваться не столько презентация, сколько качество проекта в целом. Очевидно, что критерии должны быть известны всем проектантам задолго до защиты (презентации).
Для выработки системы оценок жюри требуется определиться по следующим позициям:
Будут ли включаться самооценки участников проектных групп в общую оценку проекта.
Будут ли присуждаться места или объявляться номинации.
Будет ли дана оценка проектов по секциям (темам) или нет.
Опыт показывает, что в работе жюри проблемными являются следующие вопросы: состав жюри, который должен включать специалистов по всем предметам и темам, заявленным в проектах; разрешение ситуации «все приложили усилия, но не все получили места и номинации». В последнем случае лучше объявить рейтинговые оценки всех проектантов.
Рейтинговая оценка практико-ориентированного проекта
Таблица 6 Этапы Критерии оценки 1 Баллы 0 - не проявлено
- проявлено слабо
- проявлено средне
- проявлено сильно 


Сводная самооценка

Оценка консультанта

Сводная оценка жюри

Оценка работы

Сложность темы

Актуальность и новизна предлагаемых решений

Объем разработок и количество предлагаемых решений

Практическая ценность

Уровень самостоятельности участников

Качество оформления доклада

Визуальный ряд проекта

 

Предлагаем один из возможных способов оценивания. Перед защитой проекта составляется его индивидуальная карта. В ходе защиты она заполняется педагогом-консультантом, участниками проекта, а затем и жюри. После этого подсчитывается среднеарифметическая величина из расчета баллов, выставляемых по каждой позиции.
Внешняя оценка (отзыв, рецензия специалистов, других заинтересованных лиц) Оценка защиты (презентации) Качество доклада (оригинальность представления) Проявление глубины и широты представлений по излагаемой теме Проявление глубины и широты представлений по данному предмету Ответы на вопросы жюри Ответы на вопросы участников других проектов Последний этап работы обязательно должен завершиться самоанализом, анализом сделанного, сравнением того, что было задумано, с тем, что получилось и учащимися, и педагогами.

*   *   *

 

 

Метод учебных проектов позволяет внести в современную технологию обучения два существенных дополнения - изменение в функции знаний и способов организации процесса их усвоения. Процесс усвоения знаний перестает носить характер рутинного заучивания и организуется в многообразных формах поисковой, проектной, мыслительной деятельности как продуктивный творческий процесс. Основой учебного проектирования становится усвоение как знаний, так и способов самого усвоения, развитие познавательных сил и творческого потенциала обучающегося. Этот метод отвергает бесполезные знания ради знаний, навыки, ради навыков и умения ради умений. Следующая существенная черта метода учебных проектов - решительное выдвижение на первый план социальной природы всякого обучения и развития личности, с чем связана ориентация на групповые формы обучения, совместную деятельность, на многообразие форм взаимодействия, межличностных отношений и общения.
Для осуществления проектной деятельности учащихся необходимо, чтобы ею владел сам учитель. Есть пословица, ясно выражающая сущность проектного метода обучения: «Расскажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, сделай вместе со мной - и я научусь» (китайская пословица). Метод проектов требует от учителя высокого мастерства, умения работать по ситуации, одновременно организовывать и направлять различные виды деятельности детей, в совершенстве владеть проектной технологией, основные этапы которой изложены в нашей работе. Но, как и в любом большом интересном деле, возможны ошибки, о которых хотелось бы предупредить:
• упрощение и банальная трактовка проекта в качестве некоего алгоритма, автоматически ведущего к развитию творческой личности, так как сама по себе реализация проектов, особенно если это происходит «массово», не решает проблем развития творческого мышления, не создает мотивации к учению, не прививает навыков самообразования и саморазвития;
косность, которая может проявиться в том, что метод учебных проектов будет рассматриваться в качестве единственного средства обучения. Это неверно, так как необходимо рациональное сочетание всех имеющихся средств и методов обучения. И только высокая профессиональная подготовка учителя позволяет расширить перспективу и результативность проектного метода;
использование учебного проекта в рамках одного предмета, который не учитывает того, что «знание в современном мире, став «третьей социальной силой» (после денег и власти), даст человеку возможность занять место в современной культуре и цивилизации лишь будучи представлено в оценке современного информатизированного общества, т. е. системное, междисциплинарное, обобщенное»;
преувеличенный оптимизм, учитывающий исключительно новые позитивные возможности, открываемые методом проектов, так как в этом случае существует опасность «успокоиться» и перестать искать новые идеи, перспективы и возможности развития метода учебных проектов.

 

 

 

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.