logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока: научиться умножать отрицательные числа, числа с разными знаками, научиться применять эти правила в простейших ситуациях; развивать правильную математическую речь; формирование внутренних процессов интеллектуального, личностного, эмоционального развития.

“Минус на минус – всегда только плюс отчего так бывает, сказать не берусь”

У.Г. Орден

Девиз урока: “Знание – самое превосходное из владений, все стремятся к нему, само же оно не приходит” Ал-Бируни.

Ход урока

1. Организационный момент:

2. Актуализация прежних знаний учащихся:

а) Фронтальный опрос учащихся (слайд 3)

Какие числа называются положительными?

Какие числа называются отрицательными?

Какие числа называются целыми?

Что называется модулем числа а?

Как сложить два числа с разными знаками?

Как сложить два числа с одинаковыми знаками?

б) Устный счет (слайд 4)

1. Определите, по какому правилу записаны числа и продолжите ряд:

а) -10; -8; -6; -4……
б) -2; -4; -8; -16……

2. Дан ряд чисел: -1;4; 0; -5; -104; 8; 16.

а) Назовите положительные числа
б) Назовите отрицательные числа

3. Расшифруй (слайд 5-6)

-3+5

ж (-4)

12-(-2)

е (-15)

-3+15

н 12

-6+(-1)

о (-7)

-7+3

у 2

-13+(-2)

м 14

18+(-6)

н 12

-3+6

и 3

-5*3

е 15 или (-15).

3. Изучение нового материала:

Создание проблемной ситуации (слайд 7-8)

(-5)*3? 15 или (-15) объясните, как вы рассуждали?

Почему в последнем примере получилось два разных по знаку ответа?
Как вы думаете, почему так получилось?
Какое действие с числами надо знать, чтобы ответить на этот вопрос?
А вы знаете. Как выполняется умножение чисел?
Тогда какая задача нашего сегодняшнего урока, что бы вы хотели узнать?
А какие числа еще можно перемножить?
Разрешение проблемы (слайд 9)
(-5) *3 15 или (-15). Объясните, как вы рассуждали?
Умножим 5*3= 5+5+5=15
Умножим (-5)*3=(-5)+(-5)+(-5)= -15
Умножим(-3)*5 =(-3)+(-3)+(-3)+(-3)+(-3) = – 15 по закону а*в= в *а
Умножим(-5)*(-3)=?.
Может ли быть (-15)? Может ли быть 15?
Историческая справка (слайд 10)

Еще в XVIII веке великий русский ученый, математик и механик Леонард Эйлер объяснил правило умножения отрицательных чисел следующим образом: ясно, что (-5)*3 = (-15). Поэтому произведение (-5)*(-3) не может быть равно (-15). Однако оно должно быть связано как-то с числом 15. Остается одна возможность (-5)*(-3) = 15.

Существует правило знаков при умножении (слайд 11)

(+)*(+)=(+)

(-)*(-) =(+)

(+)*(-) =(-)

(-)*(+) =(-)

Используя правило знаков, определи знак произведения и вычисли: (слайд 12)

1ряд

2 ряд

3 ряд

15*(-1)

1*(-23)

-141*1

1*(-47)

57*(-1)

0*(-38)

0*(-42)

-43*(-2)

26*(-1)

(-12)*(-5)

530*(-4)

(-45)*(-2)

(-4)*3

(-8)*9

7*(-20)

70*(-6)

28*(-6)

(-41)*3

(-2)*7

(-4)*5

2*(-9)

(-123,45)*(-1)

(-1)*456,8

(-1)*345,2

Мнемоническое правило (слайд 13)
Друг моего друга – мой друг (+х)*(+х)=(+х)
Друг моего врага – мой враг (+х)*(-х) =(-х)
Враг моего врага – мой друг (-х)*(-х) =(+х)
Используя мнемоническое правило, вычисли (слайд 14)

-44*2

-31*(-0,1)

-23*2

33*(-3)

44*(-0,2)

-6,1*9(-2)

-1,1*(-4)

-4,6*10

А теперь сформулируем правила умножения чисел:

чтобы перемножить два числа с разными знаками. надо перемножить модули этих чисел и поставить перед полученным числом знак ( – )

Чтобы перемножить два отрицательных числа, надо перемножить их модули.

4. Закрепление изученного материала (слайд 16)

1. Найдите значение числового выражения, применяя правила:

а) -5*(-12); б)-0,3*4; в) 8*(-1,1).

2. Найдите значение выражения:

а) -3*(-6) = -18

г) -24*(-0,5) = -12

б) 5*(-0,4) = -20

д) -10*(-10) = 100

в)6*(-1,2) = -7,2

е) -10*34 = -3,4.

Физкультминутка (слайд 17)

Самостоятельная работа (работа в парах – слайд 18-20)

1. Найдите среднюю годовую температуру самых холодных городов в мире:

а) 5,4*(-2) = ----------------Норильск (Россия)
б) -1,24*8 = ----------------Якутск (Россия)
в) 2,7*(-2) = ---------------Йеллоунайф (Канада)
г) -0,9*5 = -----------------Улан – Батор (Монголия)
д) -1,7*2 = -----------------Фербенкс (США, Аляска)
е) –1,55*2 = ----------------Сургут (Россия).

2. Найдите длину каждой реки, и узнай, какая река самая длинная:

а) -2190*(-3) = ---------– Амазонка (С. Уякали)
б) -2*(-3190) = ----------– Янцзы
в) -1334*(-5) = ----------– Нил (С. Кагерой)
г) -1210*(-4) = ----------– Обь (С. Иртышем)
д) -1082*(-5) = ----------– Хуанхе
е) -13120*(-2) = ---------– Миссисипи (С. Миссури).

Ребята обмениваются работами и проверяют, используя критерии (слайд 21)

Практическое применение этих правил (слайд 22-25)

№№1119,1120(учебник страница 191)

5. Рефлексия (слайд 26)

Я сегодня на уроке

Узнал -------------------–
Научился -------------–
Могу ----------------------

6. Домашнее задание (слайд27)

Творческое задание: пусть каждый из вас загадает отрицательное число. Загадали? А теперь представьте себе, что все эти числа перемножили. Смогу ли я быстро отгадать знак полученного произведения? Как?

Над этим подумайте дома.

П.35, правила на странице 190-191, №1143,1146.

Спасибо всем за урок!

 

Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж

Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь

Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/

Поиск

 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.