logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Цели урока:
Дидактическая:
- сформировать у учащихся знания о связи между дробной чертой и операцией деления;
- сформировать умения переходить от записи дроби к записи операции деления чисел.

Развивающая:
Формирование:
- мыслительных операций (анализ, рефлексия, проектирование)
- способов применения учебного материала в практической деятельности.
Воспитательная:
- формирование у учащихся адекватной самооценки уровня усвоения учебного материала.
Тип урока:
Урок - освоение новых знаний.
Цели урока осуществляются через организацию разнообразных форм индивидуальной самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
Оборудование: 
Мультимедиа-проектор, компьютер. Листы для осуществления контроля. Сигнальные карточки. Лист настроения учащихся.

 

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами урок математики, на котором мы с вами будем записывать частное в виде дроби и обратно, сформулируем определение правильной и неправильной дроби, исходя из сравнения дроби с единицей.
Перед вами лист настроения. Это моё настроение.


Но оно зависит от ваших ответов, от вашей творческой деятельности. 
А какое ваше настроение? 
- В конце урока узнаем.
Урок проведем в виде увлекательного путешествия в Царство чисел. 

Прежде, чем отправиться в путь, давайте проверим, весь ли багаж мы собрали в дорогу.
Устная работа.
- Какие числа называются натуральными?
- Какая дробь называется правильной?
- Какая дробь называется неправильной?
- Как сложить две дроби с одинаковым знаменателем?
Багаж собрали, теперь в путь. Но чтобы совершить путешествие, нам надо определить маршрут движения, а маршрут наш закодирован, и нам надо его разгадать.
1. Графический диктант. 

Наш маршрут будет выглядеть так: 


Верно ли утверждение: 
Учитель: Путешествие : выполнение заданий, контроль и оценка полученных результатов.
Маршрут путешествия - полученный график, а его вершины(этапы движения) - которые нужно покорить.



Вершина "Д" - диктант (уже написан). 
2. Разминка: 
1. Прочитайте записи по разному:
А) 34+56; 
Б) 90-45; 
В) 7 х 5; 
Г) 45: 9.
2. Продолжить цепочку вычислений:
128 :2____ ... :2____ ... :2____ ... :2____ ... :2____ ... :2____ ... :2____ ... 
Как можно записать деление единицы на 2?
1: 2 = 0 (ост 1) или 2 х 0 + 1=1
Учитель: Молодцы, вы преодолели вершину "Разминка" и определили тему нашего урока. 
3 этап. " Знай-ка"
Учитель: Запишите в тетрадях тему урока: "Дробь как результат деления натуральных чисел ".
Дробь можно получить при делении натуральных чисел.
Решим задачу:
Два яблока разделить между тремя учениками.
2: 3 = 0 (ост. 2), т.е. нацело не делится.
Каждое яблоко разделим на 3 части. 

Каждый ученик получит по две таких доли яблока, т.е. 2/3.
Математики имеют дело не с конкретными примерами, а с числами. 
Они говорят, что при делении числа а на число в получается дробь а/в.

Черта дроби означает то же самое, что и знак деления. Черта дроби в математике используется чаще знака деления.
Запишите несколько примеров: 
1) 10 : 3 = 
2) 5 : 6 = 
3) 20 : 45 =
Назовите, пожалуйста, компоненты при делении?
А теперь давайте установим связь между компонентами при делении числителем и знаменателем. 
Числитель ----- делимое,
Знаменатель -----делитель,
Дробь ------ частное.
Учитель: Молодцы, мы с вами одолели следующую вершину "Знай-ка". 
4 этап. "Эстафета" (примеры записаны на доске).
Запишите в виде дроби частное (физминутка, соревнование по рядам. Учащиеся по очереди выходят к доске и записывают ответы):

I ряд

II ряд

III ряд

1) 3 : 7 =

1) 5 : 4 =

1) 3 : 5 =

2) 9 : 10 =

2) 8 : 7 =

2) 5 : 3 =

3) 1 : 12 =

3) 12 : 2 =

3) 48 : 48 =

4) 47 : 1 =

4) 21 : 21 = 

4) 35 : 38 =

5) 42 : 21 = 

5) 8 : 10 =

5) 10 : 7 =

6) 51 : 51 = 

6) 35 : 36 = 

6) 12 : 4 =

7) 38 : 39 = 

7) 1 : 5 =

7) 8 : 5 =

8) 7 : 7 =

8) 5 : 1 =

8) 5 : 8 =

9) 35 : 20 = 

9) 46 : 23 = 

9) 1 : 6 =

Учитель: 
Найдите правильные дроби и составьте из номеров правильных дробей код. 
код 1237 
код 567 
код 1489


Есть ли среди дробей натуральные числа? 
Молодцы, мы с вами одолели вершину " Эстафета".
5 этап. Самостоятельная работа (Вершина "Самоделкин").
Заполните таблицу.

Частное

Делимое 

Делитель

Дробь

Числитель

Знаменатель

4 : 9

11

13

3/10

7

15

8

11


Проверяем результаты (взаимопроверка в парах).
А теперь подведем итог: 
- Поднимите зеленые карточки, кто справился со всеми заданиями и не допустил ошибки (оценка 5), кто допустил одну ошибку - (оценка 4).
Учитель: Молодцы, мы с вами одолели вершину "Самоделкин".
6 этап: "Сказка". (Сказку по ролям рассказывают учащиеся)

В царстве чисел жил один государь-господин. 
Безраздельно правил он всем один.
Натуральные числа верой и правдой служили ему, 
Своему повелителю - Нулю.

Не по дням, а по часам расширялись его владения, 
Но не удавалось до точности производить измерения.
Чтобы учитывать части и доли
Пригласили в царство "Дроби". 

И с приходом Дробного числа
Заметно потолстела государева казна.
Возгордился государь, о себе возомнил он много,
Невозможное стал требовать от своего народа.

Нуль:

Я хочу, чтоб работали вы еще больше, 
Чтоб казна час от часу становилась все толще.
Иначе возьму в руки знак умножения, 
Вмиг все изменят ко мне отношение, 
Лучше плети этот знак их устрашит:
В маленькие нулики он всех их превратит
Стоит мне с ним к числам подойти.
Поможет он порядок в царстве навести.

Ведущий:

Услышав это, заявили дроби:
- С вами и с нами, Натуральные числа, 
Нуль не состоит в родстве по крови.
Мы подчиняться ему не хотим,
Давайте другое число на трон воцарим.

Ведущий:

Узнал Нуль про недобрые вести,
Не усидел на своем царском месте.
Испугавшись, помчался к дробям.

Нуль:

- Я ничего плохого не сделал вам!
Пред знаменателем на колени упал,
Просьбу свою излагать он стал.

Нуль:

- Оставьте меня при себе 
Хотя бы на дробной черте!
Дроби нулю возразили:
От присутствия твоего мы теряем силы.

Нуль:

- Знаменатель, ряды свои потесните, 
К себе вы меня возьмите!

Дроби:

По конституции математики запрещено.
Место под дробной чертой никогда не будет твое.
Вон из нашего государства -
Единицу выбираем на царство.
Она самая демократичная,
Стройная, симпатичная.
Раздели на Единицу - ничего не меняется, 
А при сложении немного, но прибавляется.

Ведущий:

Но случился тут среди дробей спор, 
До драки чуть не дошел он.

Дроби:

Кто из нас у Единицы приближенным будет?
Кто нас рассудит?

Ведущий:

Тут единица слово взяла,
Добрый совет она им дала.

Единица:

Если мир меж вами будет, а не война,
То вместе вы превзойдете даже меня.
А если ссориться будете и браниться,
Не превзойти вам меня, Единицы.

Ведущий:

Приняли дроби добрый совет,
И живут они дружно несколько сотен лет.

Учитель:
1. Почему отвергли Дроби просьбу Нуля оставить его над дробной чертой?
2. Конституция - основной Закон государства. По какому закону математики нельзя ставить 0 в знаменателе?
3. Как 5/7 и 4/7 могут превзойти единицу?
Молодцы, мы с вами одолели вершину "Сказка" 
7 этап. "Египетский свиток" 
Учитель: В археологической экспедиции обнаружили обгоревший египетский свиток. Изучая его, ученые не сразу пришли к выводу, что знак "идущие ноги" ставился в примерах вместо знаков "< ", " > " или " = ".
Расшифруйте свиток.



Мы преодолели все вершины и прибыли в "Царство дробей"
Домашнее задание: Интересное о дробях вы сможете прочитать в книге И.Я. Демпана и Н.Я. Виленкина "За страницами учебника математики".
Рефлексия.
Учитель: Подведем итог урок.
- Сформируйте определение неправильной дроби, сравнивая её с единицей.
- Как можно 1 представить в виде дроби?
- Какое задание вам понравилось?
- Какое задание вызвало затруднение?
- Ответ какого ученика вам понравился?
-Кто был на уроке более активен?
На парте у вас лежат милые мордашки, дорисуйте их, выражая своё настроение от урока. 
Спасибо за урок.

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.