Цель: сформировать понятие обыкновенной дроби.
Задачи: образовательные: повторить понятие доли, знакомое учащимся с начальной школы и ввести определение числителя и знаменателя дроби; познакомить учащихся на наглядной основе с понятиями дроби; учить читать, записывать и понимать обыкновенные дроби; развивающие: развивать логическое и пространственное мышления учащихся; навыки работы в паре; память; анализ и умение обобщать; формировать умение самостоятельно оценивать правильность выполнения задания; воспитательные: воспитывать ответственность, самостоятельность, умения работать в коллективе.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку, кроссворд, индивидуальные карточки с практическими заданиями, цветные карандаши.
Ход урока
I. Организационно-психологический этап
Учитель:
Ребята, проверьте все ль в порядке книжки ручки и тетрадки,
Прозвенел сейчас звонок, начинается урок.
Отметьте в тетрадях свое настроение на начало урока.
II. Актуализация знаний
– Устная работа направлена на повторение ранее изученного материала.– На прошлом уроке вы познакомились с окружностью. Давайте вспомним все, что вы узнали об окружности. Предлагаю вам помочь герою мультика разгадать кроссворд.
Кроссворд (Работа в парах)
По вертикали зашифрован новый математический термин.
(Учащиеся записывают ответы самостоятельно.)
1. Отрезок ОА, соединяющий центр окружности с точкой на окружности. (Радиус)
2. О – … (Центр)
3. Геометрическая фигура, вырезанная по контуру окружности. (Круг)
4. Хорда проходящая через центр окружности. (Диаметр)
5. (Окружность)
6. Название инструмента для вычерчивания окружностей. (Циркуль)
– Какое слово получилось по вертикали? (Учащиеся расшифровали новое понятие.) (Сектор)
– Сектор – это часть круга, ограниченная двумя радиусами.
– При проведении двух радиусов получаются два сектора
III Мотивация учебной деятельности учащихся, постановка цели и задач урока
– Самый быстрый ученик определит тему сегодняшнего урока. (Доли) (Слайд 2)
51 : 17 |
3 – О |
0 * 17 |
0 – И |
– Людям часто приходится делить целое на доли. Самая известная доля – это, конечно, половина. Слова с приставкой "пол” можно услышать, пожалуй каждый день: полчаса, полкилограмма. Назовите еще несколько слов с этой приставкой. (Полкниги, полбанки, пол-урока и т.д.) – Но есть и другие употребительные доли, например, треть, четверть.
– Откройте тетради запишите число, классная работа и тему урока: "Обыкновенные дроби.
IV Изучение нового материала
– Итак, как вы думаете, что такое доли? (Доли – это равные части, на которые разделили целый предмет.)
– Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу (целое). Разделили на две части – "половина”, на три – "треть”, на четыре – "четверть”. – А если разделить на пять частей, то ("пятерть”), на шесть – ("шестерть”)? Таких смешных слов в русском языке нет. А чтобы было удобно называть такие доли, пользуются словами "пятая”, "шестая”, "сотая” и т.д. Назовите еще.– Можно ли разделить апельсин между тремя детьми? Какую часть при этом получит каждый ребенок? (Возникла проблемная ситуация.)
– Чтобы ответить на эти вопросы, приглашаю вас посетить "Необыкновенный мир дробей” – Первый пункт назначения "Столица – Волшебная дробь” Задача. "Рокфор – любитель сыра” – нашел головку сыра и стал ее делить между друзьями: Гаечкой.– Сколько друзей? На сколько кусочков разделят сыр?
– Сколько кусочков достанется каждому? Как нам это записать ? Кто знает? (Высказывают свои предположения)– Для записи любой доли используют горизонтальную черточку, ее называют дробной чертой. Над ней ставится единица (т.е. сколько кусочков достанется каждому), а под чертой пишется число равных частей, на которые целый предмет делится. Например, "шестая”, "семнадцатая”, "сто пятая”. Доли записываются так: Запишите их в тетради. – Потом прибежал кот и утащил 2 кусочка. Запишите сколько досталось сыра коту, а сколько осталось у друзей? – Итак, сформулируйте, что такое дробь? Чтобы узнать, как называются числа в записи дроби, обратимся к нашему помощнику учебнику стр.138-139.
Каждый может за версту
Видеть дробную черту.
Над чертой – числитель, знайте,
Под чертою – знаменатель.
Дробь такую непременно
Надо звать обыкновенной.
Второй пункт назначения "Город – Усвоения”.
1) Запишите дроби: Прочитайте дроби, назовите числитель и знаменатель. Объясните, как понимаете каждую дробь?– Работа по учебнику (стр. 140, № 884).
– Определите, какая часть фигуры закрашена?
– Какая часть фигуры не закрашена?
– Сколько седьмых долей в целом?
2) Упражнение в определении места дроби на числовом луче (работа в парах).– Что называют координатным лучом?
– О чем мы должны договориться: (О единичном отрезке.) – Какой единичный отрезок нужно взять, чтобы отметить дробь ? Постройте дроби. 3) №889, стр. 140
Наводящие вопросы:– Прочитайте задачу.
– Сколько ткани купили? (2 м 50 см)
– Какую часть ткани израсходовали на платье? (1/5)
– Как вы это понимаете? (Целое разделили на 5 равных частей и взяли одну.)
– Что является целым? (2 м 50 см.)
– Что необходимо сделать перед решением задачи? (Перевести метры в сантиметры.)
– Прочитайте ответ задачи. (На платье пошло 50 см ткани.)
Вывод: Как найти дробь от числа? (Ребята формулируют правило.)
Самостоятельное решение задачи В книге 160 страниц. Вика прочитала 1/8 часть всей книги. Сколько страниц прочитала Вика? Составьте к задаче дополнительный вопрос.
VI. Практическая работа
Третий пункт назначения " Город – Умения”(Учащимся предлагаются подготовленные листы с заданиями. Работа предполагает использование цветных карандашей, активизирует работу зрительной памяти детей. По окончанию выполнения работы проводится взаимоконтроль с выставлением отметок.)
№ 1. Какая часть фигуры закрашена? (Для более подготовленных учащихся.)
VII. Домашнее задание
(2, 3 по выбору) Стр.144, № 925, 927 Составить практические задания на определение дробей. Доклад "История возникновения дробей”.
VIII. Итог урока
– Что вы узнали сегодня на уроке?
– Что показывает числитель, знаменатель?
– Математический диктант Плакат "Флаги”
IX. Рефлексия
(Рефлексивную карточку приготовить заранее на каждого ученика.)
Понравился ли тебе урок?____________________________________________
Что не понравилось на уроке?_________________________________________
Поставь отметку учителю по 5-бальной системе. _________________________
Оцени свою деятельность за урок по 5-бальной системе___________________
Какие действия учителя считаешь неправильными?_______________________
Какой фрагмент урока был самым интересным?___________________________
Результаты такого резюме могут быть совершенно неожиданными. Однако это культивирует строгое отношение к себе, и является хорошим условием для профессионального роста. Тогда и ученики принимают строгое отношение к ним как справедливое.
Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж
Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/