logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Цель: сформировать понятие обыкновенной дроби.
Задачи: образовательные: повторить понятие доли, знакомое учащимся с начальной школы и ввести определение числителя и знаменателя дроби; познакомить учащихся на наглядной основе с понятиями дроби; учить читать, записывать и понимать обыкновенные дроби; развивающие: развивать логическое и пространственное мышления учащихся; навыки работы в паре; память; анализ и умение обобщать; формировать умение самостоятельно оценивать правильность выполнения задания; воспитательные: воспитывать ответственность, самостоятельность, умения работать в коллективе.


Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку, кроссворд, индивидуальные карточки с практическими заданиями, цветные карандаши.

Ход урока

I. Организационно-психологический этап

Учитель:

Ребята, проверьте все ль в порядке книжки ручки и тетрадки,
Прозвенел сейчас звонок, начинается урок.

Отметьте в тетрадях свое настроение на начало урока.

II. Актуализация знаний

– Устная работа направлена на повторение ранее изученного материала.– На прошлом уроке вы познакомились с окружностью. Давайте вспомним все, что вы узнали об окружности. Предлагаю вам помочь герою мультика разгадать кроссворд. 

Кроссворд (Работа в парах)

По вертикали зашифрован новый математический термин.
(Учащиеся записывают ответы самостоятельно.)


1. Отрезок ОА, соединяющий центр окружности с точкой на окружности. (Радиус)

2. О – … (Центр)

3. Геометрическая фигура, вырезанная по контуру окружности. (Круг)

4. Хорда проходящая через центр окружности. (Диаметр)

5. (Окружность)

6. Название инструмента для вычерчивания окружностей. (Циркуль)

– Какое слово получилось по вертикали? (Учащиеся расшифровали новое понятие.) (Сектор)
– Сектор – это часть круга, ограниченная двумя радиусами. 
– При проведении двух радиусов получаются два сектора

III Мотивация учебной деятельности учащихся, постановка цели и задач урока

– Самый быстрый ученик определит тему сегодняшнего урока. (Доли) (Слайд 2)

51 : 17
64 : 32

3 – О
2 – Л

0 * 17
1000 : 125

0 – И
8 – Д

– Людям часто приходится делить целое на доли. Самая известная доля – это, конечно, половина. Слова с приставкой "пол” можно услышать, пожалуй каждый день: полчаса, полкилограмма. Назовите еще несколько слов с этой приставкой. (Полкниги, полбанки, пол-урока и т.д.) – Но есть и другие употребительные доли, например, треть, четверть.
– Откройте тетради запишите число, классная работа и тему урока: "Обыкновенные дроби.

IV Изучение нового материала

– Итак, как вы думаете, что такое доли? (Доли – это равные части, на которые разделили целый предмет.)
– Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу (целое). Разделили на две части – "половина”, на три – "треть”, на четыре – "четверть”. – А если разделить на пять частей, то ("пятерть”), на шесть – ("шестерть”)? Таких смешных слов в русском языке нет. А чтобы было удобно называть такие доли, пользуются словами "пятая”, "шестая”, "сотая” и т.д. Назовите еще.– Можно ли разделить апельсин между тремя детьми? Какую часть при этом получит каждый ребенок? (Возникла проблемная ситуация.) 
– Чтобы ответить на эти вопросы, приглашаю вас посетить "Необыкновенный мир дробей” – Первый пункт назначения "Столица – Волшебная дробь” Задача. "Рокфор – любитель сыра” – нашел головку сыра и стал ее делить между друзьями: Гаечкой.– Сколько друзей? На сколько кусочков разделят сыр?
– Сколько кусочков достанется каждому? Как нам это записать ? Кто знает? (Высказывают свои предположения)– Для записи любой доли используют горизонтальную черточку, ее называют дробной чертой. Над ней ставится единица (т.е. сколько кусочков достанется каждому), а под чертой пишется число равных частей, на которые целый предмет делится. Например, "шестая”, "семнадцатая”, "сто пятая”. Доли записываются так: Запишите их в тетради. – Потом прибежал кот и утащил 2 кусочка. Запишите сколько досталось сыра коту, а сколько осталось у друзей? – Итак, сформулируйте, что такое дробь? Чтобы узнать, как называются числа в записи дроби, обратимся к нашему помощнику учебнику стр.138-139.


Каждый может за версту 
Видеть дробную черту.
Над чертой – числитель, знайте, 
Под чертою – знаменатель.
Дробь такую непременно 
Надо звать обыкновенной.

Второй пункт назначения "Город – Усвоения”. 
1) Запишите дроби: Прочитайте дроби, назовите числитель и знаменатель. Объясните, как понимаете каждую дробь?– Работа по учебнику (стр. 140, № 884).
– Определите, какая часть фигуры закрашена?
– Какая часть фигуры не закрашена?
– Сколько седьмых долей в целом?
2) Упражнение в определении места дроби на числовом луче (работа в парах).– Что называют координатным лучом? 
– О чем мы должны договориться: (О единичном отрезке.) – Какой единичный отрезок нужно взять, чтобы отметить дробь ? Постройте дроби. 3) №889, стр. 140 
Наводящие вопросы:– Прочитайте задачу.
– Сколько ткани купили? (2 м 50 см)
– Какую часть ткани израсходовали на платье? (1/5)
– Как вы это понимаете? (Целое разделили на 5 равных частей и взяли одну.)
– Что является целым? (2 м 50 см.)
– Что необходимо сделать перед решением задачи? (Перевести метры в сантиметры.)
– Прочитайте ответ задачи. (На платье пошло 50 см ткани.)
Вывод: Как найти дробь от числа? (Ребята формулируют правило.) 
Самостоятельное решение задачи В книге 160 страниц. Вика прочитала 1/8 часть всей книги. Сколько страниц прочитала Вика? Составьте к задаче дополнительный вопрос.

VI. Практическая работа

Третий пункт назначения " Город – Умения”(Учащимся предлагаются подготовленные листы с заданиями. Работа предполагает использование цветных карандашей, активизирует работу зрительной памяти детей. По окончанию выполнения работы проводится взаимоконтроль с выставлением отметок.)

№ 1. Какая часть фигуры закрашена? (Для более подготовленных учащихся.)

 

VII. Домашнее задание

(2, 3 по выбору) Стр.144, № 925, 927 Составить практические задания на определение дробей. Доклад "История возникновения дробей”.

VIII. Итог урока

– Что вы узнали сегодня на уроке?
– Что показывает числитель, знаменатель?
– Математический диктант Плакат "Флаги”


IX. Рефлексия

(Рефлексивную карточку приготовить заранее на каждого ученика.)

Понравился ли тебе урок?____________________________________________

Что не понравилось на уроке?_________________________________________

Поставь отметку учителю по 5-бальной системе. _________________________

Оцени свою деятельность за урок по 5-бальной системе___________________

Какие действия учителя считаешь неправильными?_______________________

Какой фрагмент урока был самым интересным?___________________________


Результаты такого резюме могут быть совершенно неожиданными. Однако это культивирует строгое отношение к себе, и является хорошим условием для профессионального роста. Тогда и ученики принимают строгое отношение к ним как справедливое.

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.