ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПОЭЗИЯ - ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В КАНИКУЛЯРНОЕ ВРЕМЯ - УЧИТЕЛЬСКАЯ - Каталог файлов - ЗА ПАРТОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 10.12.2016, 23:29
ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ ГАЗЕТУ   ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ОБРАЗОВАНИИ [26]
НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО СИСТЕМЕ МОНТЕССОРИ [49]
ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА УЧИТЕЛЯ [32]
ОБЩЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ [21]
КАК СДЕЛАТЬ ЛЮБОЕ ОБУЧЕНИЕ НЕСКУЧНЫМ И ЭФФЕКТИВНЫМ [57]
МЕТОД УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ В ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ [6]
ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В КАНИКУЛЯРНОЕ ВРЕМЯ [16]
» Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Файлы » УЧИТЕЛЬСКАЯ » ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В КАНИКУЛЯРНОЕ ВРЕМЯ

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПОЭЗИЯ
29.02.2016, 17:39

Пояснительная записка

      Российские педагоги издавна считали очень важной работу по приобщению младших школьников к миру поэзии. В настоящее время существенной помехой этому стало широкое распространение внешне эффектной, но поверхностной аудио- и видеопродукции. Поэтому особое значение приобретают яркие, необычные, а потому увлекательные для детей формы работы с поэзией.
      В основе программы лежат три положения. Первое: дети очень чувствительны к поэтическому слову; второе: дети этого возраста по собственному почину редко обращаются к стихам; третье: читатель эстетически чуткий заинтересованно откликается и на те произведения, которые в данный момент не входят в круг актуального для него чтения.
      Самое главное чтение для младших школьников — это литературная сказка. Однако, как показала практика, дети с удовольствием читают стихи в том случае, если им обеспечен контакт с поэтическими книгами. Лучшее средство для этого — поэтическая выставка. Работа с ней будет проходить особенно успешно, если она облечена в органичную для детей игровую форму. При этом, однако, важно помнить, что дети этого возраста откликаются не на любую игру, но лишь на такую, которая позволяет им принять участие во «взрослой», серьезной деятельности. Кроме того, для них очень важно показать в игре себя, т. е. проявить свою бурно формирующуюся личность.
      Очень эффективной формой работы с поэтической выставкой является игра-конкурс «Путешествие в страну Поэзия». Это конкурс на звание «Лучшего помощника библиотеки». Суть помощи заключается в отборе лучших стихов, которые затем будут рекомендоваться для чтения. Победителем конкурса становится ребенок, прочитавший наибольшее количество книг с выставки и отобравший наибольшее количество стихотворений. Опыт показывает, что в таком конкурсе обычно принимают участие 25—30 человек, которые активно читают стихи и отвечают на игровые вопросы книжных вкладышей, подразумевающие отбор особенно понравившихся поэтических произведений.
      Однако одного чтения детьми стихов, конечно, недостаточно для того, чтобы сформировать у них стойкий интерес к поэзии. Необходимо с этой целью приобщать их к азам художественного восприятия поэтических произведений. Особенно это важно по отношению к лирическим стихам, через которые с максимальной полнотой выражает себя поэтическое искусство. Средством такой работы становятся своего рода кружковые занятия, которые по ходу работы с выставкой проводит библиотекарь.
      Развитие детей в процессе восприятия лирики, в соответствии с концепцией развивающего обучения Д. Эльконина — В. Давыдова, осуществляется, если они осваивают наиболее существенные свойства лирических стихов и наиболее органичные приемы их художественного восприятия. Выделить эти свойства и приемы помогает теория словесного творчества и художественного восприятия М. Бахтина, а также исследования Ю. Лотмана, Э. Розенова, Ю. Тынянова в области поэтики лирического произведения.
      Лирическое стихотворение можно трактовать как поэтический образ отнюдь не любой, как это обычно считается, но противоречивой, грустно-радостной эмоции, связанной с изменением ценностной ориентации личности. Главным свойством лирического произведения становится его художественная целостность. Она проявляется через три взаимопроникающих аспекта. Первый аспект — это смысловое целое переживания, т. е. образ того противоречивого состояния души, которое владеет лирическим героем. Этот образ находит воплощение в словесной музыке стихотворения, основой которой становятся два ряда ключевых слов, связанных с грустной и радостной модальностью переживания. Второй аспект — это пространственное целое лирического стихотворения. Оно представляет собой противоречивую картину переживаний героя. На стыке двух аспектов возникает третий аспект — временное целое лирического стихотворения, или его лирический сюжет. Он представляет собой историю развития того душевного состояния, которое владеет лирическим героем, т. е. историю конфликта между грустью, связанной с отрицанием ценности прежних жизненных достижений, и радостью, вызванной появлением новых представлений о духовных ценностях. Основной смысловой единицей лирического сюжета, его своего рода эпизодом, служит строка, представляющая собой образ одного из моментов этого конфликта. При этом первая строка играет роль завязки лирического сюжета, последняя — развязки, а его кульминация приходится на строку, включающую в себя точку золотого сечения стихотворения. Местоположение этой точки, а следовательно, и кульминационной строки может быть как воспринято непосредственно, так и вычислено по формуле «количество строк произведения, умноженное на специальное число 0,618».
      Эти три аспекта становятся предметом освоения в процессе художественного восприятия.
      Процесс художественного восприятия — это интерпретация произведения в качестве эстетической ценности. Наиболее органичным результатом этого процесса, по М. Бахтину, является вторичный художественный образ. Наиболее известные его формы — это музыка к поэтическому произведению, иллюстрация к нему, его художественное чтение. Однако стихотворение в целостной форме может постигаться также и через словесный вторичный образ, в основе которого лежит метафорическое определение наиболее существенных свойств стихотворения.
      Можно выделить три вида вторичного словесного образа:
      1. Образ-эпитет. Он представляет собой определение характерных особенностей свойств музыки стихотворения, т. е. его смыслового целого. Так, С. Маршак, к примеру, в стихотворении А. Блока «Петроградское небо мутилось дождем...» слышит «торжественность, военную строгость, сдержанную грусть».
      2. Образ-деталь. Он возникает благодаря отбору в стихотворении самых важных деталей, творческих дополнений читателя к ним и объединению этих элементов в картину, с помощью которой интерпретируется пространственное целое стихотворения. Герой автобиографического романа И. Бунина «Жизнь Арсеньева», вспоминая о стихотворении М. Лермонтова «Листок», видит «молодую ярко-зеленую чинару у какого-то совсем уж сказочного Черного моря».
      3. Образ-строка. Он представляет собой строку, которую читатель выделяет потому, что в ней, по его мнению, наиболее отчетливо воплощаются самые существенные стороны стихотворения. Чаще всего это завязка, кульминация, развязка или близкие к ним строки. Важным элементом образа-строки служит мотивация читателем своего выбора. Так, для Г. Гачева своего рода эмблемой стихотворения А. Пушкина «Красавица» служит предпоследняя строка «Благоговея богомольно...», т. е. почти развязка лирического сюжета. «Мне, например, — поясняет он, — эти два слова, вырванные из контекста, дают целое настроение. Оно может быть полнее и разветвленнее, если я прочту все стихотворение, но не будет другим по типу».
      Вторичный словесный образ представляет собой очень важный инструмент педагогики, поскольку, во-первых, освоение с его помощью произведения не требует наличия специальных художественных способностей, а во-вторых, он позволяет постигать как каждый аспект произведения, так и их единство. Особая же его важность обусловлена спецификой детского художественного восприятия литературы. В самом общем виде эту специфику можно охарактеризовать как способность к более или менее адекватному восприятию произведения на эмоционально-эстетическом уровне и выражению своих впечатлений от прочитанного в целостно-образной форме (Л. Беленькая).
      Исследование восприятия детьми 7—10 лет лирической поэзии показало, что детям этого возраста свойственно более или менее адекватное восприятие даже тех лирических произведений, которые им не полностью понятны. Объективируют же дети возникшие у них впечатления, в силу особенностей мышления и воображения, через аналог вторичного словесного образа. Его роль играет пересказ или воспроизведение того фрагмента стихотворения, который особенно понравился ребенку, поскольку в нем, с его точки зрения, находят наиболее отчетливое выражение существенные свойства стихотворения.
      В то же время ребенок в состоянии создавать полноценный образ-эпитет, образ-деталь и образ-строку в том случае, если применяется творческо-аналитический метод обучения художественному восприятию лирики. Основу этого метода составляют проблемно-игровые ситуации, связанные с созданием воображаемых музыкальных, графических, чтецких образов лирического произведения. Словесное описание этих образов способствует обобщению детьми возникших во время чтения впечатлений и объективации их через образ-эпитет, образ-деталь, образ-строку. Этот метод включает в себя также другие приемы, нацеленные на освоение детьми как содержательных, так и формальных элементов поэтического произведения.
      Совершенствованию процесса художественного восприятия лирики способствует также разработанный З. Новлянской метод «учебного творчества». Его применение позволяет детям в процессе написания и обсуждения собственных лирических этюдов осваивать средства выразительности как бы изнутри.
      Игра, а тем более конкурс, предполагают определенные временные границы, иначе дети просто теряют к ним интерес. Опыт показывает, что оптимальный срок работы с выставкой «Путешествие в страну Поэзия» — полгода. Он позволяет включиться в игру всем, кто этого хочет, и прочесть все те поэтические книги, которые заинтересовали. Данная программа работы с выставкой рассчитана на 36 часов, по 2 часа в неделю.
      В условиях детского оздоровительного лагеря возможна ежедневная работа с детьми по данной программе.

Учебно-тематический план

№ п/п

Темы

Количество часов

1

Приобщение детей к чтению поэтических произведений различных жанров

18

2

Освоение детьми лирических произведений через вторичные словесные образы

11

2.1

Работа над образом-эпитетом

3

2.2

Работа над образом-деталью

3

2.3

Работа над образом-строкой

2

2.4

Работа над образом-эпитетом и образом-деталью в процессе сопоставления произведений, близких по предмету переживания, но различных по своей эмоционально-эстетической окраске

1

2.5

Интерпретация лирического стихотворения через различные словесные образы в процессе обсуждения иллюстраций к нему

2

3

Формирование представлений о наиболее существенных свойствах лирического стихотворения

1

4

Освоение элементов поэтической формы в работе с игровыми стихами

1

5

Выражение детьми своей читательской индивидуальности во время обсуждения поэтического сборника

2

6

Освоение приемов лирической выразительности в процессе учебного творчества

3

 

Итого

36

Содержание учебных тем

      1. Приобщение детей к чтению поэтических произведений различных жанров. 18 ч
      Такое приобщение совершается в процессе работы с выставкой «Путешествие в страну Поэзия». Выставка состоит из следующих разделов:
      1. «Я расту» (А. Барто) — стихи о жизни детей.
      2. «Чудная картина, как ты мне родна...» (А. Фет) — пейзажная лирика.
      3. «И все это — Родина наша, а Родину нужно беречь...» (М. Исаковский) — поэтические произведения о Родине, стихи о войне.
      4. «Веселые страницы» — сатирические и игровые стихи.
      5. «Преданья старины глубокой...» (А. Пушкин) — сказки, баллады, легенды в стихах.
      6. «Поезд стихов» (Дж. Родари) — сборники детской поэзии разных народов.
      Разделы включают в себя также выполненные крупным шрифтом следующие вопросы:
      — к первому разделу: «С героем какого из прочитанных стихотворений ты хотел бы подружиться?»;
      — ко второму разделу: «Какое из стихотворений ты хотел бы включить в радиопередачу „Стихи о природе"?»;
      — к третьему разделу: «Есть ли среди прочитанных тобой стихотворений такое, которое ты захотел бы выучить наизусть перед полетом в космос?»;
      — к четвертому разделу: «Какое стихотворение ты прочел бы царевне Несмеяне, чтобы рассмешить ее?»;
      — к пятому разделу: «Какие строчки в прочитанной книге тебе особенно запомнились?»;
      — к шестому разделу: «Есть ли в книге стихотворение, которое тебе захотелось прочитать своему другу?».
      Участники конкурса посещают выставку один или несколько раз в неделю и проводят на ней в среднем примерно 1 час. Они сдают книги с заполненными вкладышами; узнают, какое количество очков набрали; отвечают на вопросы библиотекаря, проверяющего, действительно ли прочитана книга; выбирают заинтересовавший их сборник стихов.
      Знакомству детей с поэтическими произведениями различных видов способствует и подготовка к участию в конкурсе чтецов, который проводится в рамках работы с выставкой.
      2. Освоение детьми лирических произведений через вторичные словесные образы. 11 ч
      Здесь может использоваться как детская, так и классическая лирика. Из детской лирики: стихотворения Я. Акима «Пишу тебе письмо», А. Барто «Олень», В. Берестова «Рыжик» и др. Из классической — стихотворения И. Бунина «Детство», А. Майкова «Весна», Ф. Тютчева «Неохотно и несмело...» и др.
      2.1. Работа над образом-эпитетом. 3 ч
      Эта работа подразумевает освоение детьми эмоционально-эстетических особенностей смыслового целого в лирическом произведении, т. е. эмоционально-эстетических особенностей его «музыки», воплощающей противоречивое настроение лирического героя. Особенно эффективно это освоение протекает тогда, когда дети разрешают следующие проблемно-игровые ситуации: «Представьте, что это стихотворение должны читать по радио и редактор передачи хочет, чтобы чтение сопровождала музыка, передающая настроение стихотворения. Какую музыку вы бы подобрали?»; «Представьте себе, что это стихотворение будут читать на утреннике и его организатор хочет, чтобы перед чтением прозвучала музыка, отвечающая настроению стихотворения. У него есть только три инструмента: пианино, скрипка, барабан. Какой инструмент вы бы посоветовали ему выбрать?». Можно также задать вопрос о выражении лица лирического героя. Отвечая на эти вопросы, дети проходят путь от обозначения модальной, т. е. грустно-радостной, основы произведения к уточнению каждой из модальностей и, наконец, к конкретной интерпретации стихотворения через образ-эпитет.
      Для того чтобы создавать адекватные образы-эпитеты, необходимо обладать значительным запасом прилагательных, с помощью которых можно определить эмоционально-эстетические особенности поэтической «музыки». Расширению этого запаса у детей служат различные формы работы. Одна из них — это игра «Аукцион определений». Она позволяет каждому ребенку активизировать, в частности, свой запас синонимов, помогающих находить определения настроению. Победителем в игре становится тот, кто последним назовет еще не прозвучавший синоним. Можно также предложить участникам работы проблемно-игровые ситуации, когда надо подобрать определения для тех эмоций, которые разные люди испытывают в одних и тех же обстоятельствах. Это не только увеличит у детей запас определений, связанных с миром эмоций, но и обогатит их представление об этом мире.
      2.2. Работа над образом-деталью. 3 ч
      Результатом этой работы становится освоение детьми эмоционально-эстетических особенностей пространственного целого в произведении. Используется здесь в основном следующая проблемно-игровая ситуация: «Представьте себе, что вы художники и иллюстрируете книгу стихов этого поэта. Какую иллюстрацию вы бы сделали к этому стихотворению, чтобы передать его настроение?» Решая задачу, дети поначалу включают в «рисунок» лишь обозначения предметов, связанных с грустной и радостной модальностью пространственного целого; затем переходят к эмоционально-пластическому уточнению этих модальностей и, наконец, интегрируют отобранные и добавленные ими детали в воображаемый рисунок, т. е. образ-деталь лирического произведения.
      2.3. Работа над образом-строкой. 2 ч
      Цель — освоение наиболее значимых в структурном отношении элементов лирического сюжета, прежде всего его кульминации, а также завязки и развязки.
      Здесь пусковым толчком к работе становится следующая проблемно-игровая ситуация: «Представьте, что каждый из вас собирается читать это стихотворение на утреннике. Вы готовитесь к чтению и думаете о том, какую строчку нужно выделить голосом, поскольку в ней наиболее отчетливо передается настроение стихотворения. Какая это строчка?» В процессе работы дети сначала выделяют строки, в которых содержатся опорные элементы лирического сюжета, а затем и те строки, которые представляют собой кульминацию лирического сюжета, его завязку, развязку. Затем педагог проводит вместе с детьми посильный для них анализ вышеупомянутых строк, который показывает, почему они играют в стихотворении ведущую роль. Этот анализ аналогичен мотивации своего выбора «главной по настроению строки» взрослым читателем.
      2.4. Работа над образом-эпитетом и образом-деталью в процессе сопоставления произведений, близких по предмету переживания, но различных по своей эмоционально-эстетической окраске. 1 ч
      Эта работа позволяет привлечь внимание детей к неповторимым эмоционально-эстетическим особенностям лирического стихотворения.
      Очень яркую пару в этом смысле составляют «Береза» С. Есенина и «Печальная береза у моего окна...» А. Фета. Образ-эпитет к тому и другому стихотворению дети создают, отвечая на различного рода вопросы, связанные с подбором музыки к этим стихам, в частности размышляя над тем, можно ли подобрать к ним одинаковую музыку. Также и воображаемое иллюстрирование стихотворений протекает успешней, когда дети задумываются над тем, можно ли сделать к ним одну и ту же иллюстрацию. Эффективности работы над образом-деталью способствует также игра, в процессе которой один ребенок делает «рисунок» к одному из стихотворений, не называя его, а другие дети отгадывают, какое из произведений было проиллюстрировано. Это позволяет говорить о наиболее важных для каждого из стихотворений элементах пространственного целого и совершенствовать предложенную «иллюстрацию», т. е. образ-деталь.
      2.5. Интерпретация лирического стихотворения через различные словесные образы в процессе обсуждения иллюстраций к нему. 2 ч
      Цель этой работы состоит в том, чтобы дети во время обсуждения иллюстраций мотивировали свое отношение к ним с помощью словесных образов лирического произведения. Работа может осуществляться как с детскими, так и с профессиональными иллюстрациями к стихам. Обсуждение детских иллюстраций основывается на сопоставлении двух-трех близких по предметному ряду работ. При этом применяются три группы вопросов. Первая группа вопросов дает детям возможность выразить свое мнение об иллюстрациях: «Какой из рисунков вам больше понравился? А какой не понравился? А может быть, оба понравились или, наоборот, показались неинтересными? Почему?» Вторая группа вопросов побуждает детей обратить внимание на особенности рисунков, сопоставив их с эмоционально-эстетическими особенностями стихотворения, которое при этом характеризуется детьми через спонтанно возникающие органичные для них словесные образы. Вопросы могут быть следующие: «Мы видим, что на рисунках изображено одно и то же. Между ними больше общего или различного? Как вы думаете, среди этих рисунков есть такой, который резко отличается от остальных, или нет? Если есть, то чем он отличается? Какой из рисунков больше понравился бы автору стихотворения и почему? В каком рисунке наиболее точно передано настроение стихотворения?»
      Третья группа вопросов призвана привлечь внимание детей к тем конкретным особенностям иллюстрации, которые говорят о том, что настроение стихотворения отражено в ней не полно. Вопросы к детям: «Помните, мы с вами говорили о том, что в музыке к стихотворению должны звучать и грусть и радость? Удалось ли художнику передать в своей иллюстрации и то и другое чувство?» Отвечая на такие вопросы, дети прибегают для сопоставления рисунка и стихотворения к образу-строке, образу-эпитету и образу-детали.
      Аналогичная работа ведется с рисунками профессиональных художников. Детям предлагается, например, выбрать из нескольких рисунков тот, в котором особенно точно передано настроение стихотворения. При этом в процессе сопоставления дети используют для характеристики стихотворения вторичные словесные образы.
      3. Формирование представлений о наиболее существенных свойствах лирического стихотворения. 1 ч
      Цель этой работы состоит в том, чтобы в процессе «конкретного обобщения» (Л. Божович) приобщить детей в органичной для них форме представления к теории художественного образа. При этом осваиваются прежде всего представления об эмоционально-эстетической природе лирического стихотворения и уникальности его образного ряда. Основным приемом работы и здесь становятся проблемно-игровые ситуации. Так, можно прочесть детям стихотворение М. Исаковского «Куда б ни шел, ни ехал ты...», посвященное памяти погибших во время Великой Отечественной войны, и спросить, что лучше — поместить на памятнике неизвестному солдату это стихотворение или сделать близкую по содержанию, но прозаическую надпись. Дети обычно выбирают стихотворение, мотивируя свой выбор такими важнейшими качествами лирики, как ее «взволнованность», «красота». Для того чтобы подчеркнуть неповторимость каждого из элементов лирического произведения, можно прибегнуть к его деформации. Один из видов деформации — это замена какого-либо из элементов речи лирического героя, допустим, глагола, на близкий по смыслу, но отличающийся, например, приставкой глагол. Такая замена позволяет детям уяснить связь того смыслового оттенка, который несет в себе слово, выбранное поэтом, с эмоционально-эстетическими особенностями стихотворения.
      4. Освоение элементов поэтической формы в работе с игровыми стихами. 1 ч
      Художественное восприятие поэтических произведений становится возможным только тогда, когда читатель, в том числе ребенок, адекватно воспринимает средства поэтической выразительности, прежде всего ритм и рифму. Б. Теплов даже говорил о том, что читатель поэзии должен иметь особый, отличающийся от музыкального, «поэтический» слух. Этот особый слух лучше тренировать во время работы с игровыми стихами, восприятие которых не требует глубокого проникновения в эмоционально-эстетические особенности произведения. Основными приемами такой работы становятся различные виды деформации стихотворения — пропуск рифмующихся слов, рефренов, неологизмов, которые образуются на определенной игровой основе. Очень хорошо подходят для этой цели, например, стихотворения Ю. Тувима «Про пана Трулялинского», А. Введенского «Песня машиниста», Д. Хармса «Иван Иваныч Самовар» и др.
      5. Выражение детьми своей читательской индивидуальности во время обсуждения поэтического сборника. 2 ч
      Лучше всего брать для обсуждения сборник какого-либо одного поэта, включающий в себя стихи различной эмоционально-эстетической окраски. Это позволит привлечь внимание детей как к особенностям отдельных стихотворений, так и к специфике различных поэтических жанров и поэтической индивидуальности автора. Очень интересно может пройти, к примеру, обсуждение сборника В. Берестова «Первый листопад». Основу обсуждения составят следующие вопросы: «Есть ли в книге стихотворение, которое вам особенно понравилось? А есть ли такое, которое не понравилось? Есть в книге стихотворение, с героем которого вам хотелось бы подружиться? Почему именно с ним? Есть ли стихотворение, в котором по-новому описано что-то уже знакомое? Есть ли стихотворение, которое показалось вам особенно красивым? Есть ли какое-нибудь необычное стихотворение? Запомнились ли вам какие-нибудь особенно яркие строчки? Прочтите их. Удачное ли у книги название?»
      6. Освоение приемов лирической выразительности в процессе учебного творчества. 3 ч
      Этот вид работы подразумевает написание лирических этюдов на предложенные детям темы, связанные с их внутренней жизнью, такие, например, как: «Мой самый радостный (или самый грустный) день», «Что для меня самое прекрасное в природе», «Как я в первый раз пошел в гости, театр, школу и т. д.». Этюды обсуждаются. Обычно в процессе обсуждения сравниваются два-три этюда. Цель обсуждения состоит в том, чтобы показать детям, кому из них удалось художественно выразить свои эмоции.
      Для того чтобы цель была достигнута, применяются три группы вопросов. Первая группа вопросов побуждает детей выразить свое мнение об этюде: «Какая работа вам особенно понравилась? Есть ли среди этих работ такая, которую вам захотелось бы прочесть своему другу или родителям?»
      Вторая группа вопросов привлекает внимание детей к эмоционально-эстетическим особенностям этюдов, что позволяет выявить их достоинства или недостатки. Это вопросы: «Хочется ли вам сделать иллюстрации к какой-нибудь из этих работ? Почему? Какая из них вас больше волнует? Почему? Каждый из вас был, например, в лесу. Сказано ли в этой работе что-нибудь новое о нем? Отличается ли описание нашим автором березы от того, которое можно прочитать в учебнике? Чем?» Наконец, третья группа вопросов подразумевает совершенствование этюдов. Детей можно спросить: «Как вы думаете, что можно добавить в эту работу, чтобы она стала интереснее, выразительнее? Что, с вашей точки зрения, нужно убрать из этой работы, чтобы она стала лучше?»
      За активную работу в кружке детям также могут начисляться очки, которые учитываются при подведении итогов конкурса. Во время его торжественного закрытия победители получают награды. Закрытие проходит особенно успешно, когда в нем участвует поэт, который читает свои стихи и говорит с детьми о том, какое место в жизни занимает поэзия.

Категория: ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В КАНИКУЛЯРНОЕ ВРЕМЯ | Добавил: admin | Теги: программы образования детей в каник, методические разработки, элективный курс, программы художественного образован, образовательный сайт
Просмотров: 102 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ



» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск












Пан ПОЗНАВАЙКО




» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0