ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ В КУЛЬТУРЕ ДРЕВНИХ СЛАВЯН - ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В КАНИКУЛЯРНОЕ ВРЕМЯ - УЧИТЕЛЬСКАЯ - Каталог файлов - ЗА ПАРТОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Вторник, 06.12.2016, 11:14
ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ ГАЗЕТУ   ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ОБРАЗОВАНИИ [26]
НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО СИСТЕМЕ МОНТЕССОРИ [49]
ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА УЧИТЕЛЯ [32]
ОБЩЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ [21]
КАК СДЕЛАТЬ ЛЮБОЕ ОБУЧЕНИЕ НЕСКУЧНЫМ И ЭФФЕКТИВНЫМ [57]
МЕТОД УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ В ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ [6]
ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В КАНИКУЛЯРНОЕ ВРЕМЯ [16]
» Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Файлы » УЧИТЕЛЬСКАЯ » ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В КАНИКУЛЯРНОЕ ВРЕМЯ

ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ В КУЛЬТУРЕ ДРЕВНИХ СЛАВЯН
29.02.2016, 17:40

Пояснительная записка

      Предлагаемая программа предназначена для работы в детском летнем оздоровительном лагере. Курс «Образ природы в культуре древних славян» органично вписывается в жизнь детей за городом.
      Целью программы является развитие личности современного ребенка, приобщение к миру традиционной славянской культуры, к пониманию связи человека и природы, к народному творчеству. Русская природа разнообразна и богата, она дает простор фантазии и творчеству. Чувство восхищения, радости человек должен пережить в детстве, чтобы потом, с накоплением жизненного опыта и знаний, оно укреплялось, преобразуясь в понимание красоты леса, поля, цветка — природы в целом, единства всех природных объектов, включая человека.
      В древней славянской культуре окружающий мир представлялся одушевленным, предметы и явления уподоблялись живым существам. Духи населяли деревья, камни, воду и воздух. Они могли быть добрыми и злыми, но обязательно необычными, волшебными. Такое восприятие мира, свойственное детям до 10— 11 лет, используется в курсе «Образы природы в культуре древних славян» для восстановления утраченных связей современного человека и природы, для выявления и понимания древних корней современной культуры.
      Задачами программы являются, во-первых, пробуждение интереса детей к прошлому; во-вторых, формирование восприятия ребенком себя как части природы; в-третьих, ознакомление с основами народного творчества; в-четвертых, включение детей в творческую деятельность (танцы, песни, игры, изготовление поделок).
      Курс «Образы природы в культуре древних славян» может быть организован как деятельность самостоятельного кружка или как форма построения воспитателем своей работы.
      Занятия по данной программе учитывают специфику летнего детского отдыха. Они могут проводиться в зависимости от погоды как на открытом воздухе, так и в помещении. Для подготовки занятий можно активно использовать прогулки, во время которых идет сбор природного материала для изготовления поделок, а также наблюдения за природой, изучение жизни леса, поля и т. д. Беседы о жизни природы, о мифологических существах лучше вести во время прогулки.
      Программа создана с учетом интересов и возможностей педагогов, поэтому представляет широкий выбор творческой деятельности для детей: разучивание русских народных песен, запевок, изучение и сочинение сказок, загадок; возможна работа с различными природными материалами: глина, солома, ветки, корешки, шишки и т. д., а также с бумагой, пластилином. Каждый специалист может выбрать наиболее близкие ему виды деятельности. Система занятий спланирована таким образом, что их можно переставлять или добавлять какие-либо элементы. Например, возможно не разучивание, а прослушивание песен и т. д.
      Программа предлагает большое количество занятий с природным материалом, потому что сам по себе он является кладовой для проявления фантазии, игры воображения. Кроме того, природный материал разнообразен и доступен в условиях загородного отдыха.
      Все детские работы — индивидуальные и коллективные — используются для украшения помещений, в первую очередь места, где организовано проведение занятий. Закончить занятия рекомендуется праздником — игрой, в которой могут принять участие все желающие, а не только дети, посещавшие кружок.
      Для помощи педагогу в организации и проведении занятий по данному курсу прилагается список рекомендуемой литературы, хотя воспитатель может воспользоваться любыми другими источниками по теме на свое усмотрение. Занятия могут быть частью системы экологического воспитания.
      Программа «Образы природы в культуре древних славян» ориентирована на 21 час, но она является вариативной, то есть по усмотрению педагога количество часов может быть увеличено или уменьшено.

Учебно-тематический план

№ п/п

Темы

Количество часов

1

Выражение в народном творчестве многовековых наблюдений и раздумий наших предков

2

2

Выразительность и своеобразие природы. Одушевление природы

1

3

Природа как вечная основа жизни. Представления древних славян об устройстве Вселенной

1

4

Разнообразие растений. Их сходство и различие

1

5

Красота и разнообразие цветов

1

6

Уважение древних славян к полю и его божествам

1

7

Домашние животные как члены семьи у древних славян

1

8

Очеловечивание лесных зверей в народных сказках и песнях

1

9

Вода как символ жизни

1

10

Солнце как символ вечной жизни, весны

1

11

Наблюдение за изменением цвета неба в различное время суток, в разную погоду

1

12

Русская изба как символ мироздания

1

13

Восприятие древними славянами деревни как мироздания, за пределами которого — чужой мир

1

14

Что такое оберег?

1

15

Тесная взаимосвязь божеств, природы и человека в древнеславянской мифологии

1

16

Создание календаря («Коляды дары»)

1

17

Подготовка к заключительному занятию-игре

1

18

Игра «Путешествие по сказочной стране»

3

 

Итого

21

Содержание учебных тем

      1. Выражение в народном творчестве многовековых наблюдений и раздумий наших предков. 2 ч
      Есть ли у народного творчества автор? Какие древние традиции живы сегодня? Причины этого.
      Русские народные сказки, пословицы, поговорки, скороговорки, суеверия и др.
      Народные игры: жмурки, салочки, русская лапта и др.
      Практическая работа: создание персонажей русских сказок.
      Материалы: картофель (шишки, глина и т. д.).
      2. Выразительность и своеобразие природы. Одушевление природы. 1 ч
      Синкретичность мировосприятия древних славян. Природа как вечная основа бытия.
      Русские народные песни «Из-за лесу, лесу темного», «Калинушка с малинушкой», «Во поле береза стояла» и др.
      Народные загадки о природе. Придумывание загадок.
      Народная игра «День и ночь».
      Сбор природного материала.
      3. Природа как вечная основа жизни. Представления древних славян об устройстве Вселенной. 1 ч
      Предания о мировом древе. Причины изображения Вселенной в виде дерева. Характеры различных деревьев (игра-пантомима «Я дерево»).
      Древнеславянские мифы о создании мира.
      Сочинение сказок о жизни деревьев и других растений в лесу.
      Практическая работа: составление узора (панно). Возможна коллективная работа.
      Материалы: листья, цветы, травинки, листы бумаги.
      4. Разнообразие растений. Их сходство и различие. 1 ч
      Как определить вид дерева? Славянские лесные духи (Баба-яга, Моховой, Леший, Соловей-разбойник, Див и др.).
      Русские народные песни «Круг куста», «Ивушка» и др. Народная игра «Соловей-разбойник».
      Былины и сказки «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Гуси-лебеди» и др.
      Практическая работа: изготовление поделок — сказочных лесных жителей.
      Материалы: сучья, ветки деревьев.
      5. Красота и разнообразие цветов. 1 ч
      Почему лесные и луговые цветы называют скромными? Характер цветка (игра в цветовые ассоциации).
      Русские народные песни «На зеленом лугу», «Полянка». Миф о Костроме и Купале и их превращении в цветок Иван-да-Марья. Другие мифы о цветах.
      Народная игра «Корзинки».
      Плетение венков. Изготовление поделок из репейника.
      Практическая работа: изготовление цветов в технике аппликации или оригами.
      Материалы: бумага белая и цветная, ножницы, клей ПВА.
      6. Уважение древних славян к полю и его божествам. 1 ч
      Разнообразие злаковых. Красота и польза колоса. Славянские полевые духи (Полевой, Ржаницы, Межевик и др.).
      Русские народные трудовые песни. Народная игра «Соломинка».
      Практическая работа: создание фигурок человека и животного.
      Материалы: пластилин (соленое тесто) или колосья, солома, сухая трава.
      7. Домашние животные как члены семьи у древних славян. 1 ч
      Очеловечивание и наделение лучшими качествами (добротой, преданностью) домашних животных.
      Русская народная песня «Козел и коза», украинская народная песня «Я коза ярая». Народные игры «Курочка», «Гуси-лебеди», «Стадо», «Лошадки», «Кошки-мышки», «Воробушки и кот». Сказки, пословицы, поговорки, загадки о животных.
      Коллективный рассказ «Наши четвероногие друзья».
      Практическая работа: изготовление фигурок животных.
      Материалы: любой доступный материал (глина, пластилин, соленое тесто).
      8. Очеловечивание лесных зверей в народных сказках и песнях. 1 ч
      Какие животные живут в наших лесах? Характеры, данные народом некоторым животным (сильный, добродушный медведь, трусливый заяц, хитрая лиса и т. д.). Лесные звериные духи (Лебединые девы, Волкодлак и др.).
      Русские народные песни «Ходит зайка по саду», «Лисичка». Народные игры «У медведя в бору», «Зайцы в лесу», «Охотник».
      Инсценирование любой народной сказки, где действующие лица — животные.
      Практическая работа: изготовление фигурок лесных животных из любого материала, в любой технике. Возможно создание коллективного панно «Русский лес».
      9. Вода как символ жизни. 1 ч
      Символическое изображение природных водных объектов — реки, ручья, родника, озера и т. д. Славянские водяные духи (Русалка, Водяной, Дана и др.).
      Русские народные песни «Возле речки, возле моста», «Вниз по Волге-реке».
      Народные подвижные игры «Щука и караси», «Переселение лягушки», «Мережа».
      Практическая работа: создание панно-аппликации «Водные просторы».
      Материалы: бумага белая и цветная, ножницы, клей ПВА.
      10. Солнце как символ вечной жизни, весны. 1 ч
      Солярные знаки в славянских оберегах. Почему в славянской мифологии солнце олицетворялось несколькими богами? Хорс — небесный пахарь. Ярило — символ юности и плодородия.
      Русские народные песни «Ты взойди, солнце красное», «У зори-то у зореньки». Хоровод как солнечный символ. Игры в хороводе.
      Народные подвижные игры «День и ночь», «Горелки», «Круг», «Солнце и месяц».
      Практическая работа: изготовление поделок с солярными знаками (раскрашивание камешков, поделки из соленого теста, роспись папье-маше).
      11. Наблюдение за изменением цвета неба в различное время суток, в разную погоду. 1 ч
      Игра «На что похожи облака?».
      Наблюдение за птицами. Определение птиц по их пению.
      Славянские духи воздушных стихий (Ворон Воронович, жар-птица, сирин и др.).
      Русские народные песни «Не летай, соловей», «Уж вы ветры, мои ветры», «Перепелочка». Народные подвижные игры «Ловлю птиц на лету», «Коршун», «Дятел».
      Практическая работа: изготовление фигурок птиц в технике аппликации или оригами; создание панно.
      Материалы: бумага белая и цветная, ножницы, клей ПВА.
      12. Русская изба как символ мироздания. 1 ч
      Символическое значение печи, красного угла и т. д. Славянские духи дома (домовой, кикимора, дворовый и др.).
      Русские народные песни «У ворот было, у вороточек», «Ах, вы, сени мои, сени», «Как у наших у ворот». Русские народные бытовые сказки.
      Инсценирование любой сказки.
      Практическая работа: изготовление куклы-домового.
      Материалы: разнообразные природные материалы и кусочки ткани.
      13. Восприятие древними славянами деревни как мироздания, за пределами которого — чужой мир. 1 ч
      Причины такого восприятия. Труд крестьянина и его отражение в народных праздниках, песнях, сказках.
      Русские народные песни «Заплетися, плетень», «Пойду ль, выйду ль я». Народные игры «Кумушка», «Здравствуй, сосед». Пословицы, поговорки и загадки о труде.
      Практическая работа: выполнение макета (или панно) деревни из различных материалов с использованием ранее изготовленных поделок.
      14. Что такое оберег? 1 ч
      Как символически зашифрованы в оберегах природные элементы? Обереги на избе, одежде, посуде, орудиях труда.
      Народные подвижные игры, в которых движение происходит по символическим линиям: «Дорожки», «Змейка», «Пустое место».
      Практическая работа: а) рисование символов природы; б) изготовление бус, браслетов.
      Материалы: а) полоски бумаги; б) природные материалы.
      15. Тесная взаимосвязь божеств, природы и человека в древнеславянской мифологии. 1 ч
      Загадочное божество Род. Сотворение людей. Культ предков.
      Хоровые, игровые и плясовые песни. Семейная обрядовая поэзия. Скороговорки. Народные игры «Зевака», «Защищай город», «Сторож», «Бирюльки».
      Практическая работа: изготовление фигурок людей из соломы или тряпичных кукол.
      16. Создание календаря («Коляды дары»). 1 ч
      Коляда и календарный круг. Славянские боги и духи — покровители месяцев. Март — начало года. Природные символы месяцев.
      Народные приметы и поверья, связанные с временами года.
      Календарная обрядовая поэзия. Хороводы, игры в хороводе. Календарные игры.
      Практическая работа: изготовление аппликаций, символизирующих времена года; создание коллективного панно «Времена года».
      Материалы: бумага, ткань, природные материалы.
      17. Подготовка к заключительному занятию-игре. 1 ч
      Эту игру члены кружка готовят для всех ребят. Изготовленные ранее панно и макеты используются для украшения помещений. Готовятся материалы, костюмы для ведущих, из цветной бумаги вырезаются листья деревьев, цветы и т. д.
      18. Игра «Путешествие по сказочной стране». 3 ч
      Группы ребят, отдыхающих в лагере, делятся на команды. Каждая команда получает карту-путеводитель по «сказочной стране», где отмечены пункты-остановки. Члены кружка становятся ведущими на этих остановках. Они одеты в костюмы каких-либо сказочных или мифологических персонажей. Их задача — задавать вопросы командам и оценивать активность, находчивость выдачей листьев и цветов, которые в конце праздника можно обменять на подарки. (В роли подарков могут выступать поделки, выставленные на ярмарке.)
      Игра может быть проведена как в помещении, так и на открытом воздухе. Остановки располагаются на территории лагеря или, если есть возможность, на прилегающей территории (опушка леса, поляна и т. д.). Маршрут каждой команды заранее продумывается таким образом, чтобы избежать скопления команд у одной остановки. По желанию количество пунктов-остановок можно увеличить или уменьшить.
      Игра не предусматривает глубокого знания мифологии древних славян. Цель — ознакомление с элементами народного творчества.

Примерные этапы игры

      1. «Воздушный замок» (остановка «Песенная»).
      Ведущие: жар-птица, Ворон Воронович и другие духи воздуха.
      Команда игроков должна спеть песню, предложенную ведущими, или узнать песню по мелодии. (Привлекается музыкальный руководитель.)
      2. «Дремучий лес» (остановка «Знатоки природы»).
      Ведущие: Баба-яга, Леший и др.
      Команда отвечает на вопросы, проверяющие знание природы: определение по листьям деревьев, цветов; вопросы о животных и др.
      3. «Глубокий пруд» (остановка «Загадкино»).
      Ведущие: Водяной, Русалка и др.
      Команда отгадывает загадки.
      4. «Поле широкое» (остановка «Скороговоркино»).
      Ведущие: Луговой, Ржаница и др.
      Члены команды проговаривают предложенные скороговорки.
      5. «Избушка» (остановка «Игровая»).
      Ведущие: Домовой, Чур, Дворовый и др.
      Команды должна сыграть в одну из предложенных народных игр.
      6. «Сказочный терем» (остановка «Сказочная»).
      Ведущие: Кот, Петух, Лиса и др.
      Команда отвечает на вопросы на темы народных сказок.
      7. «Братья-месяцы» (остановка «Плясовая»).
      Ведущие: месяцы.
      Танец под предложенную народную мелодию.
      8. «Сад мифологических персонажей» (остановка «Мифологическая»).
      Ведущие: Коляда, Солнце.
      Команда отвечает на вопросы о волшебных существах, духах. Создается коллективный портрет одного из существ (рисунок или поделка).
      9. «Сказочная ярмарка». Заключительный этап игры для всех команд.
      Во время прохождения маршрута команда зарабатывает поощрение — листья и цветы, которые на ярмарке можно обменять на творческие работы, созданные на занятиях кружка. Здесь же подводятся итоги, можно организовать игры, в которых принимают участие все команды по мере завершения маршрутов. Можно провести соревнования (перетягивание каната, веселая эстафета, набрасывание колец и т. п.; для организации соревнований желательно привлечь физрука). Завершение игры — общий праздник, угощение, костер, концерт и т. п.

Методическое обеспечение

      Для успешного проведения занятий по данной программе преподавателю необходима серьезная подготовка в плане выбора конкретного направления занятий из числа предложенных в программе.
      Важными являются также подготовка художественных материалов и выбор литературного материала, тех источников, на основе которых будет осуществляться непосредственная работа с детьми, организация их творческой деятельности. В процессе занятий дети под руководством преподавателя могут принять участие в сборе необходимых природных материалов — шишек, цветов, семян, различных растений, камней и т. п.
      Важными являются также организация работы детей в разновозрастных группах, помощь старших младшим, рациональное, оправданное возрастными особенностями распределение ролей участников общей работы.
      Итогом может стать выставка творческих работ, инсценировка сказки. Хороший результат дает также обмен письмами в конце смены между детьми и преподавателем.
      Для удобства работы по программе дается Приложение с фрагментами справочной и исследовательской литературы, которые могут стать источником идей, помочь в поиске содержательных моментов заданий.

Приложение

      1. Предание о мировом древе (см. кн.: Афанасьев А. М. Древо жизни. — М., 1957).
      «Дождевые тучи, потемняющие небесный свод широко раскинутою и многоветвистою сенью, в глубочайшей, незапамятнейшей древности были уподоблены дереву-великану, обнимающему собою весь мир, дереву, ветви которого обращены вниз, к земле, а корни простираются до самого высокого неба. О таком всемирном древе сохраняются самые живые предания во многих языческих религиях. Несомненно, что это баснословное древо есть мифическое представление тучи, живая вода в его корнях и мед, капающий с его листьев, — метафорические названия дождя и росы, а море, где оно растет, — воды небесного океана...
      Предание о мировом древе славяне по преимуществу относят к дубу. В их памяти сохранилось сказание о дубах, которые существовали еще до сотворения мира...
      Следуя примеру богов, собиравшихся решать судьбы человечества под всемирным древом, славяне творили суд и правду под старыми дубами и глубоко верили, что все поставленные под их сенью приговоры изрекались по велению божества...»
      2. Живая вода (см. кн.: Афанасьев А. М. Древо жизни).
      «Дожденосные облака издревле представлялись небесными колодцами и реками. Холодная зима, налагая на них свои оковы (точно так же, как налагает льды она на земные источники), запирала священные воды, и вместе с тем все кругом дряхлело, замирало, и земля одевалась в снежный саван. Весною могучий Перун разбивал эти крепкие оковы своим молотом и отверзал свободные пути дождевым потокам; омывая землю, они возвращали ей силу плодородия, убирали ее роскошною зеленью и цветами и как бы воскрешали от зимней смерти к новой счастливой жизни.
      В сказаниях народного эпоса убитых героев сначала окропляют мертвою водою, а потом живою, так как в самой природе первые дожди, сгоняя льды и снега, просоченные лучами весеннего солнца, как бы стягивают рассеченные члены матери-земли, а следующие за ними дают ей зелень и цветы. По свидетельству сказок, живую и мертвую воду приносят олицетворенные силы летних гроз Вихрь, Гром, Град — или вещие птицы, в образе которых фантазия воплощала те же самые явления: ворон, сокол, орел, голубь. Кто выпьет живой или богатырской воды, у того тотчас прибывает сила великая: только отведав такой чудодейственной воды, богатырь может поднять меч-кладенец (молнию) и поразить змея, то есть бог-громовержец только тогда побеждает демона-тучу, когда упьется дождем...»
      3. Солнце (см. кн.: Славянская мифология / сост. Ф. С. Капица. — М., 1999).
      «Календарный фольклор сохранил в себе следы культа Солнца в виде закличек-присказок, содержащих прямое обращение к явлениям природы и стихиям с той или иной просьбой:

Солнышко-ведрышко,
Выгляни, высвети,
Твои детки плачут,
На лавочке скачут.

      Почитание Солнца зафиксировано и в целом ряде народных обычаев и запретов: нельзя было поворачиваться к Солнцу спиной, показывать на него пальцем, плевать в его сторону. Оказавшись в поле во время церковной службы, следовало молиться, повернувшись лицом к солнцу. После захода солнца не давали в долг, не выбрасывали из дома мусор, не надрезали новую краюху хлеба.
      Солнечными знаками считались круг, колесо, крест в круге, розетка, костер, конь, глаз. Их включали в орнамент одежды, наносили на дом, орудия труда, ткани, посуду, использовали как обереги.
      Народный календарь традиционно рассчитывался „посолонь", от старославянского „по солнцу", — имеется в виду смена времен года от зимнего до летнего солнцеворота. „Посолонь" же осуществлялось движение при совершении обрядов и в народной хореографии (хороводы и пр.). Обращает на себя внимание факт, что знак, известный как фашистская свастика, рассматривался в древнем мире как ритуальный знак „солнцеворота" (направление «посолонь» — слева направо — считалось «дневным», угодным богам, а обратное — дьявольским, бесовским).
      В русских сказках Солнце живет на краю света, на востоке, там, где земля соединяется с небом. У него может быть золотой дворец, колесница, в которой Солнце ездит по небосводу, иногда и семья: отец, мать и сестра. Кроме того, Солнце может жениться на земной девушке...
      На Купалу брак Солнца и Луны считался достигшим своей вершины. В это время Солнце купается в воде и пляшет, а люди призывают его закличкой:

Солнышко, повернись!
Красное, разожгись!
Красное солнышко,
В дорогу выезжай!

      В русских былинах с Солнцем сравнивают князя Владимира, давая ему прозвище Владимир Красное Солнышко. Переносят на князя Владимира и мифические черты характера, приписываемые Солнцу: горячность, несдержанность, упрямство, безудержность во всех начинаниях...».
      Сравнения с небесным семейством широко распространены в русской народной поэзии. Так, в колядках с Солнцем сравниваются хозяин и его жена. В свадебной поэзии Солнцу уподобляется невеста, а иногда и жених:

Мне матушка — Красно Солнышко,
А батюшка — Светлый месяц,
Братун у меня — Часты звездочки,
А сестрицы — Белы зореньки.

      Множество поверий и народных рассказов связано с солнечными затмениями. Считалось, что Солнце пытаются проглотить разные животные: змей, ящерица, волк.
      Солнце выступает персонажем сказок довольно редко, главным образом в архаических сюжетах».
      4. Заклички и приговорки (см. кн.: Живая вода / сост. В. П. Аникина. — М., 1977).

ЗАКЛИЧКА ВЕСЕННЕГО И ЛЕТНЕГО ДОЖДЯ

Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи,
Выйди на крылечко,
Дам огуречка,
Дам и хлеба каравай —
Сколько хочешь понуждай*.

      * Понуждать — заставлять литься сильнее.

*     *     *

      Когда дожди «зарядят», просят солнышко прекратить дождь.

Солнышко, Солнышко,
Выгляни в окошечко —
Дам тебе я веретёшечко*,
Насыплю горошечка.

      * Веретёшечко — название еды.

*     *     *

      Когда дожди бывают редки, просят у радуги:

Радуга-дуга,
Принеси нам дождя,
Радуга-дуга,
Не пей нашу воду.

*     *     *

      Приговорка, вызывающая улитку из раковины:

Улитка, улитка,
Высуни рога,
Дам тебе я пирога.

*     *     *

      Приговорка-гадание: если божья коровка полетит — настанет сухая и ясная погода, не полетит — быть ненастью:

Божья коровка,
Вёдро* иль ненастье?
Категория: ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В КАНИКУЛЯРНОЕ ВРЕМЯ | Добавил: admin | Теги: программы образования детей в каник, методические разработки, элективный курс, программы художественного образован, образовательный сайт
Просмотров: 90 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ



» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск












Пан ПОЗНАВАЙКО




» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0