1.Погружение в проект (формулирование проблемы,
постановка цели).
2.Планирование ( обсуждение вариантов, самообразование,
продумывание хода деятельности).
3.Выполнение проекта (деятельность как система конкретных
действий и операций)(проведение исследования,поиск информации).
4.Обобщение результатов и выводов.
5.Презентация результатов (защита проекта)(обсуждение,
ответы на вопросы).
6. Оценка и рефлексия ( анализ достижения цели).
Результаты
выполняемых проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», то есть если
это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая –
конкретный результат, готовый к внедрению».
Как правило, учитель может подготовить с учащимися одну работу, так что
вполне можно организовать ежегодные ученические чтения, и это не станет
перегрузкой ни для него самого, ни для членов жюри. На таких мероприятиях дети
могут (и даже чувствуют потребность) делать устные сообщения по выбранной теме,
учатся отвечать на вопросы оппонентов и отстаивать свою точку зрения. Таким
образом, они учатся грамотно излагать прочитанное, четко формулировать
поставленные цели и задачи, описывать ход проделанных экспериментов, характеризовать
результаты своей деятельности и т.д. При этом ученику понадобится дома в
течение нескольких месяцев работать над темой, готовить свой отчет и устный
ответ, глубже осознавая материал, выбранный для рассмотрения.
В последние годы, в рамках
модернизации российского образования, одной из главных задач является
вооружение учащихся умениями и навыками самостоятельно добывать знания,
развитие их познавательной самостоятельности и активности.
Организация научно –
исследовательской деятельности школьников и приобщение учащихся к научно –
исследовательской деятельности является одним из наиболее важных путей решения
указанной выше задачи. Обучение приёмам научно – исследовательской деятельности
способствует развитию творческого склада мышления, творческого подхода к
явлениям действительности, формированию умений давать объективную оценку этим
явлениям и способности ориентироваться в дополнительных источниках знаний и
ресурсов.
Отсюда чрезвычайно важно
показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут
и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из
реальной жизни, знакомая и значимая для ребёнка, для решения которой ему необходимо
приложить полученные знания, новые знания, которые ещё предстоит приобрести.
Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль
учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате
ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив
необходимые знания иногда из разных областей, получить реальный и ощутимый
результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры
проектной деятельности.
В настоящее время
проектно – исследовательская деятельность становится интегрированным
компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но
суть её остаётся прежней – стимулировать интерес
учащихся к определённым проблемам, предполагающим владение
определённой суммой знаний и через научно – исследовательскую деятельность,
предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные
знания.
Последние годы я
преподаю математику в старших классах, поэтому в своей работе метод проектов
применяю нечасто- несколько проектов в год. Так в прошлом году группой учащихся
8 класса был разработан творческий проект «Математическая шкатулка», учащиеся
11 класса подготовили 2 информационных проекта – «Логарифм-как много в этом
слове…» и «Показательная функция». Работа велась в группах, с которыми были
разобраны все этапы работы над проектом, проделана большая работа, были
раскрыты творческие способности каждого ученика.
Посредством
метода проектов мне удаётся установить прочные связи между теоретическими
знаниями учащихся их практической преобразовательной деятельностью.
Гуманистическая направленность деятельности учащихся на основе учёта
человеческих факторов созидания создаёт предпосылки для формирования у
школьников таких качеств личности, как решимость и воля в процессе внедрения
собственных разработок в практику. Применение метода проектов существенно
повышает эффективность образовательного процесса, решает стоящие перед
образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески
свободной личности, задачи личностно-ориентированного обучения.
|