Государства Древнего Востока. Междуречье: рождение цивилизации - ДРЕВНИЙ МИР - УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИИ - Каталог файлов - ЗА ПАРТОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 10.12.2016, 13:48
ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ ГАЗЕТУ   ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
ДРЕВНИЙ МИР [15]
РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ [27]
ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ [14]
» Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Файлы » УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИИ » ДРЕВНИЙ МИР

Государства Древнего Востока. Междуречье: рождение цивилизации
08.03.2016, 12:26

От гор Армении на севере до Персидского залива протянулась обширная территория, названная древними греками Месопотамией.  В переводе с древнегреческого языка слово "Месопотамия” значит "Земля между реками” или "Междуречье”.  Двуречье (Междуречье, Месопотамия) – древняя страна, заключенная между двумя реками – Тигром и Евфратом.

Природно-климатические условия – Зима – короткая, лето – длинное. Южная часть – низменность: болотистая, илистая, плодородная. Много птиц, рыб и животных. Мало и деревьев.

Основные занятия – Земледелие, скотоводство, Ремесло. Осушение болот. Строительство каналов.

Шумер - древнейшая цивилизация. В нижнем течении Тигра и Евфрата поселился народ шумеры. Города шумеров располагались на холмах и были обнесены стенами. Город и его округа имели определенную территорию. Это был город-государство. Во главе шумерских городов стояли правители - патесси. Сначала это были верховные жрецы, а затем цари. Царя называли "большой человек". Цари основывали династии. Династия - ряд правителей из одного рода, последовательно сменяющих друг друга по праву наследования.

Своих руководителей шумеры называли – «нубанда».

«Машки» - сборщики налогов.

«Дуггур» - казначеи.

«Галл – уку» - воначальники.

Дамкар» - руководители торговли.

Самыми крупными и могущественными городами-государствами Шумера были Ур, Урук, Лагаш (3 тыс. до н.э.). Правители городов-государств издавали законы. Это были первые законы в истории. В них провозглашалось, что царь является исполнителем воли верховного бога города-государства. Определялись границы государства. Выполнение законов и распоряжений правителей осуществлялось через назначенных ими чиновников. Город-государство имел свою казну, находившуюся в распоряжении правителя. Города-государства воевали между собой, поэтому они нуждались в войске. В ходе войн расширялись границы городов-государств. Несколько городов могли быть объединены под властью одного царя. Пленных шумеры обращали в рабов.

Что такое государство. На примере Шумера вы увидели, что появление цивилизаций связано с возникновением государства. Государства возникли более 5 тыс. лет назад.

Государство имеет определенную территорию, границы, армию, собирает налоги с населения. Отношения в обществе регулируются законами. Известны разные формы государства. В древности типичной формой государства была монархия. Высшая власть в монархии принадлежала одному человеку: царю. шаху, императору. Жители страны, подчиненные монарху, назывались подданными. Страну, имеющую единую систему власти, единые законы, армию, казну (налоги), обладающую определенной территорией и границами, называют государством.

Культура Шумера

 Возникновение письменности. Развитие системы управления государством, накопление богатств правителями, знатью и храмами требовало учета имущества. Для обозначения того, кому, сколько и что принадлежало, были придуманы специальные знаки-рисунки. Пиктография - древнейшее письмо с помощью рисунков. Позже, изображение было упрощенно. Постепенно оно стало настолько условным, что превратилось в знак.

Шумерские знаки выдавливались палочкой на влажных глиняных табличках, они походили на клинья. Запись представляла собой сложное сочетание знаков-клиньев. Такая письменность называется клинописью.

 Рождение литературы. В Шумере были созданы первые поэмы, запечатлевшие древние предания и рассказы о героях. Письменность позволила донести их до нашего времени. Так родилась литература. Самым известным памятником письменной литературы является «Сказание о Гильгамеше». 

Знания шумеров. Открыли пояс Зодиака - 12 созвездий, образующих большой круг, по которому Солнце совершает свой путь в течение года. Ученые жрецы умели составлять лунный календарь, деля год на 12 месяцев, а месяц на 29-30 дней,  вычисляли сроки лунных затмений. В Шумере было положено начало одной из древнейших наук - астрономии.

В математике шумеры умели считать по десяткам. Но особо почитали числа 12 (дюжина) и 60 (пять дюжин). Мы до сих пор пользуемся наследием шумеров, когда делим час на 60 минут, минуту - на 60 секунд, год - на 12 месяцев, а окружность - на 360 градусов.

В городах Древнего Шумера были созданы первые школы. Учились в них только мальчики, девочкам давали домашнее воспитание. Мальчики отправлялись на занятия с восходом солнца. Школы были организованы при храмах. Учителями были жрецы.

Учителя называли "отцом", а учеников - "сыновьями школы". И в те далекие времена дети оставались детьми.

Наследники Шумера,  древний Аккад (2109 г. до н.э. – конец 21 века до н.э.) . Наследие шумеров стало основой для развития других цивилизаций Месопотамии.

В 3 тысячелетии до н. э. в области севернее Шумера появились аккадцы - народ, говоривший на одном из семитских языков. Аккадцы основали город Аккад, ставший столицей их государства, тоже называвшегося Аккадом.

Правитель Аккада Шаруккин (Саргон) Древний – «настоящий правитель», правитель всех четырёх сторон света». Первый правитель в 24 веке до н. э. завоевал все шумерские и аккадские города и объединил их в одно государство. При Саргоне была создана первая в истории регулярная армия, насчитывавшая пять с половиной тысяч человек. Совершил поход на запад до Серебряных гор на Сирии.

Наибольшего расцвета Аккад достиг при внуке Саргона Древнего Нарамсине (24 век до н.э.) правил единолично и расширил территорию.

Правление III династии Ура. Царь Шульги проводил в жизнь планы завоевания других земель. Его почитали как живого бога.

Царь Древнего Вавилона Хаммурапи. Расцвет Вавилонского царства (18 в до н.э.). В начале 2 тысячелетия до н. э. Аккад был завоеван соседними воинственными племенами. Эти племена основали свое государство со столицей в городе Вавилон (удобное географическое положение: через него проходили караванные и речные пути Передней Азии).

Название Вавилон означало "Врата бога".  При царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Вавилонское царство подчинило себе почти всю Месопотамию. Хаммурапи издал дошедший до нас первый известный человечеству свод законов, который вошёл в историю как законы Хаммурапи.  Свод законов содержал 282 статьи по различным вопросам жизни общества.

Законы Хаммурапи начертаны на каменном столбе, который был установлен в храме солнца в Вавилоне. Царь был изображен на верхней части стелы, стоящим перед богом солнца Шамашем. Таким образом хотели подчеркнуть, что именно бог солнца даровал царю законы, которые он должен был передать своим подданным. Царь считался проводником воли бога.

 Как было устроено общество Древнего Вавилона. Царь являлся верховным правителем. Считалось, что он получил свою власть и страну от богов. Царь имел право распоряжаться землей государства и достоянием своих подданных. Он наделял землей вельмож и чиновников. Тем самым царь поощрял их за государственную службу. Чем выше было положение человека в системе управления государством, тем больше он имел возможностей обогатиться, получая от царя больше земли.

Земля храмов и общинников также считалась собственностью царя, отданной им в пользование. Никто, кроме царя, не обладал правом полной собственности на землю. Попав в немилость к царю, перестав ему служить, человек мог потерять свою землю и богатства. Так складывалась особая форма власти-собственности, типичная для большинства государств Древнего Востока.

Жизнь и имущество подданных, независимо от их положения, принадлежали царю. Он мог поступать, руководствуясь исключительно собственной волей, то есть по произволу. Власть царя была ничем не ограничена. Даже жрецы именовали себя не только "рабами богов", но и "рабами царя". Такое государство называется деспотией, а его неограниченный правитель деспотом. Деспотия как форма государства преобладала на Древнем Востоке.

 Подданные царя. Среди подданных царя Хаммурапи можно выделить три разряда: свободные люди, обладавшие всеми правами; свободные люди, лишенные некоторых прав; рабы. В рабство обращали военнопленных. Однако и вавилоняне, не сумевшие выплатить долг, могли попасть в рабство. Рабов было немного. Через несколько лет пребывания в рабстве человека могли отпустить на волю.

Из законов Хаммурапи мы знаем, что наказания и штрафы отличались в зависимости от того, к какому разряду подданных относился пострадавший. Самые маленькие наказания были за преступления, совершенные против рабов. В отношении свободных людей, обладавших всеми правами, действовало древнее правило "око за око. зуб за зуб". Если от действий врача умирал полноправный человек, врачу отрубали руку. Если же врач не смог вылечить раба, он только уплачивал штраф. Если строитель плохо построил дом, он рухнул и под его обломками погиб сын хозяина, закон повелевал убить сына строителя. Понимание закона в Древнем Вавилоне было жестоким.

Хаммурапи, однако, не хотел, чтобы его законы вредили народу. Он провозгласил себя защитником вдов и сирот. Царю и государству было невыгодно, чтобы уменьшалось число тех, кто оплачивал налоги. Ведь налоги обогащали казну. В законах Хаммурапи содержались статьи, облегчавшие положение тех, кто не мог вовремя выплатить долг кредитору, и ограничивавшие пребывание должников в рабстве тремя годами.

 Город Вавилон. Долгое время земли Вавилона подчинялись Ассирии. В VII в. до н.э. Вавилон получил независимость и вновь достиг небывалого расцвета. Это произошло в 604-562 г. до н.э. Наследник престола стал царем Навуходоносором. Вавилон превратился в центр международной торговли, он поражал современников своим великолепием.

Самым великолепным храмом Вавилона был "Дом основания неба и земли". Его семь ступеней-террас возвышались над царственным городом. Семерка считалась у вавилонян священным числом. Семь планет управляли семью днями недели. Каждый день посвящался определенной планете, олицетворявшей бога или богиню. Вавилоняне верили, что движения планет и звезд руководят жизнью людей и государств.

Храм - Зиккурат был посвящен главному богу Вавилона Мардуку. В святилище находились его статуя и золотой трон бога. Перед статуей совершались жертвоприношения, происходили религиозные церемонии. По мнению археологов, зиккурат мог достигать высоты 90 м. На вершине зиккурата, облицованной голубыми глазурованными плитками и золотом, находился алтарь бога. Доступ к нему имели только жрецы.

К зиккурату вела широкая улица - дорога процессий, украшенная великолепными воротами богини Иштар.

 Висячие сады. Царь Навуходоносор II заботился о том, чтобы Вавилон был не только самым могущественным, но и самым красивым городом мира. При нем были созданы знаменитые висячие сады. На огромных искусственно насыпанных террасах были высажены самые прекрасные растения. Действовала система их постоянного полива. Сады образовывали живое море зелени с яркими вкраплениями цветущих растений.

Древние греки, которые ошибочно приписывали создание этих садов ассирийской царице Семирамиде, включили их в число семи чудес света, наряду с египетскими пирамидами.

 Падение Вавилона. Мощные укрепления не спасли Вавилон от вражеского завоевания. Последний правитель Вавилона Валтасар был обречен на гибель. Как повествует библейская легенда, он устроил пир в то время, когда Вавилон окружило войско врагов. Валтасар и его гости кощунственно пили вино из золотых и серебряных сосудов, похищенных из Иерусалимского храма. Вдруг во время пира таинственно появившаяся рука начертала на стене огненные слова "Мене, мене, текел, упарсин". Никто не мог понять, что они означают. Валтасар призвал вавилонских мудрецов, но те не смогли истолковать надпись.

В это время в Вавилоне в плену находилось множество евреев. Пророк Даниил был среди них, его бросили в ров со львами. Валтасар приказал извлечь Даниила из рва и привести во дворец. Даниил раскрыл смысл таинственных слов: "..-исчислил Бог царство твое и положил конец ему…ты взвешен на весах и найден очень легким; разделено царство твое и отдано врагам".

Так и случилось. Стража Вавилона плохо несла службу. Город был оставлен без должного прикрытия. Враги - персы - беспрепятственно проникли в Вавилон и предали город огню и мечу. Опьяневший царь Валтасар был убит.

Так бесславно закончилась история великого Вавилона, но сам он вошел в историю как символ города-властелина, смешения языков и народов, идолопоклонства, грандиозного торжища, где все продается и покупается.

 Боги и храмы Древней Месопотамии. Главным зданием любого города-государства в Древней Месопотамии был храм.  Храмы имели вид высокой ступенчатой башни.  Такие ступенчатые храмы называются зиккураты.

Поклонение многим богам называется язычеством. Язычники представляли своих богов в виде идолов, животных или высших существ, похожих на совершенных людей.

Иштар (Венера)  - имя богини плодородия и любви в Древней Месопотамии.

Син - имя бога луны и ночи в Древней Месопотамии.

Шамаш - имя бога Солнца и справедливости в древней Месопотамии.

Эа - имя бога воды и мудрости в Древней Месопотамии.

Энки - владыка земли и повелитель пресных вод.

Энлиль – имя бога  ветра и воздуха.

Главным богом Вавилона был Мардук, считавшийся создателем мира и людей.

Очень важную роль в Шумере, Аккаде и Вавилоне играли жрецы. Основным занятием жрецов было служение богам.

 

II. Контрольно-измерительные материалы.

1.  Альтернативные  ( закрытые)  тесты.

 

1.Месопотамия – это….

А) территория  между Тигром и Евфратом     В) территория  между Индом и Гангом    С) территория  Малой Азии    D) территория  по реке Нил     Е) территория  между Тигром и Гангом    

2.Правители городов-государств в Двуречье?

А) дуггур   В) Патеси   С) дамкар    D) Машки   Е) галл-уку

3. Кто расширил территории Аккадского государства?

А)Шаруккин   В) Шульга   С) Ур-Нанше   D) Нарамсин   Е) Ур

4.В каком году гутеи завоевали Аккадское государство?

А) 2200г до н.э   В) 2000г до н.э.   С) 2100 г до н.э.   D) 2109 г до н.э.   Е) 1500 г до н.э.

5. В каком  веке 3 династия Ура потеряла власть и Аккадское государство распалось на мелкие государства?

А) 19 в до н.э.   В)  20 в до н.э.  С) 21 в до н.э.  D)  22 в до н.э.   Е) 25 в до н.э.

6.По законам Хаммурапи, что полагалось за членовредительство?

А) тюрьма   В) смертная казнь   С) штраф    D) членовредительство в ответ своему обидчику  Е) трудовые работы

7.Самые величественные ворота в Вавилоне, сделанные из меди и украшенные изображениями животных?

А) Иштар    В) Мардука  В) Баб-илу   С) Вавилонские   D) Мистические

8.Великое литературное произведение Двуречья?

А) Вавилонское столпотворение   В) сады Семирамиды     С) законы Хаммурапи    D)  Поэма о Гильгамеше   Е) нет такого произведения

9.Как называется письмо Двуречья?

А) иероглифы    В) клинопись  С) петроглифы   D) пиктография    Е) буквенное письмо

10. Вера человека в сверхъестественные силы добра и зла

А) магия   В) тотемизм    С) поклонение    D) религия     Е) анемизм

 

2. Творческие задания.

 

А) О какой стране идет речь?

"…плодовые деревья там даже вообще не произрастают: ни смоковница, ни виноградная лоза, ни маслина. Что до плодов Деметры, то земля приносит их в изобилии. Листья пшеницы и ячменя достигают там целые четыре пальца в ширину. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы. Из плодов пальм приготовляют хлеб, вино и мед” (Двуречье)

 

Б) Какую информацию о жизни в Двуречье дают археологические данные?

 

Во время исследования захоронений в шумерском городе Уре были найдены: медные наконечники копий, вазы из глины, алебастра, наконечники стрел из кремня, золотые кубки и кинжалы; украшения (диадемы, пояса, ожерелья) из серебра, золота, лазурита и сердолика; арфы, украшенные золотом, сердоликом и перламутром; колесницы, серебряные модели лодок; изображения быков, кости ослов и волов; пластинки с изображением сцен охоты.

 

В) О каком царе рассказывает данный внизу текст? Прочти его, в конце текста вместо многоточия впиши имя этого царя.

Это был самый могущественный царь Вавилона, и он вошёл в число самых известных властелинов древнего мира. Победив своих противников, он подчинил Двуречье Вавилону, объединил все земли Шумеро – Аккадского царства в одно Вавилонское царство ………………………….. (Хаммурапи).
Категория: ДРЕВНИЙ МИР | Добавил: admin | Теги: опорный конспект по истории, задания по истории. история в школе, УМК по истории, дидактический материал по истории, образовательный сайт
Просмотров: 111 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ



» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск












Пан ПОЗНАВАЙКО




» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0