Древняя Греция (продолжение) - ДРЕВНИЙ МИР - УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИИ - Каталог файлов - ЗА ПАРТОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 09.12.2016, 01:05
ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ ГАЗЕТУ   ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
ДРЕВНИЙ МИР [15]
РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ [27]
ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ [14]
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Файлы » УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИИ » ДРЕВНИЙ МИР

Древняя Греция (продолжение)
08.03.2016, 11:43

Расцвет демократии, возвышение Афин. После разгрома греками персидских полчищ вновь обострилось соперничество между Афинами и Спартой. Ранее для борьбы с персами Афины создали военный союз приморских греческих государств, в котором заняли главенствующее положение. Поэтому союз называли Афинским морским союзом. По окончании войны союз не распался. Между ним и созданным Спартой Пелопоннесским союзом началась борьба за главенство над Элладой.

Через 20 лет после Саламинского сражения в Афинах произошли важные перемены. Народ отобрал у ареопага право надзора за постановлениями народного собрания и уменьшил его судебную власть. В 5 в. до н. э. в Афинах утвердилась полная демократия — власть перешла к народному собранию (экклесии) и народному суду (гелиэе).

Наибольшего расцвета афинская демократия достигла к середине 5 в. до н. э., когда вождем демоса был знатный афинянин Перикл. Афинские граждане избирали его первым стратегом 14 раз подряд (444 - 431 гг. до н. э.). Народное собрание голосовало за все предложения Перикла. Таким образом, он правил государством, не имея никаких чрезвычайных полномочий, опираясь только на доверие и уважение афинян.

В народном собрании участвовали только граждане, мужчины, начиная с двадцатилетнего возраста. Для решения государственных дел собирались 3 - 4 раза в месяц на пологом холме в западной части города.

Народное собрание выбирало путем поднятия рук первого стратега сроком на один год. Он руководил войском и флотом, ведал отношениями Афин с другими государствами.

Собрание объявляло войну, утверждало мирные договоры, принимало законы, распоряжалось казной и утверждало расходы стратегов.

По предложению Перикла:

-  Был принят закон об оплате выборных должностей.

- Была усовершенствована афинская система демократии.

- Был перестроен афинский Акрополь (место средоточия городских святынь)

- Были построены Длинные стены – оборонительные сооружения, соединявшие Афины с морским портом Пирей.

Размещенный в гаванях Пирея афинский флот был самым сильным в Элладе и насчитывал 400 триер. Служить на них могли только афинские граждане, т. е. коренные афиняне, у которых оба родителя — как отец, так и мать — были гражданами.

Пирей стал важным центром мировой торговли и приносил существенный доход афинской казне. Перед разгрузкой корабля купец, привезший товары, платил налог за право торговать в Афинах.

Из Афин вывозили на продажу оливковое масло и виноградное вино, великолепные сосуды из глины, мраморные статуи, изделия из серебра. Среди купцов было немало переселенцев из других городов, постоянно проживающих в Афинах. Переселенцы говорили по-гречески, одевались так же, как и остальные афиняне, поклонялись тем же богам, но должны были платить налог в казну за одно только право жить в Афинском государстве. Граждане такого налога не платили.

Во времена Перикла Афинский морской союз был преобразован в Афинскую державу. Союзники — примерно 250 греческих прибрежных городов Эгейского моря — полностью подчинились Афинам.

 Олимпийские игры. Наибольшую известность и признание в Древней Греции имели Олимпийские игры, которые проводились в Олимпии один раз в четыре года и были посвящены Зевсу. На время игры запрещались войны и путники, шедшие к Зевсу-Олимпийцу, пользовались правом неприкосновенности во всех городах.

Первые Олимпийские игры состоялись в 776 г. до н. э. От этой даты греки вели свое летосчисление.

В состязаниях могли участвовать все свободные греки, однако женщинам запрещалось даже присутствовать в Олимпии. Олимпийские игры являлись чисто мужским праздником и не развлечением, а служением богу. Поэтому олимпийские победители пользовались великой славой — их почитали как людей священных, любимцев Зевса,

Олимпийские игры проходили летом и продолжались пять дней. В первый день атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно. Судьи клялись выносить справедливые решения. Следующие три дня отводились состязаниям.

Большинство соревнований происходило на стадионе. атлеты выступали обнаженными, Одно из главных состязаний — пятиборье начиналось с бега, затем греки пробовали свои силы в прыжках в длину. Метание копья и метание диска были третьим и четвертым видами состязаний в пятиборье. Пятым была борьба. Участники соревновались также в кулачном бою, беге с оружием, в гонках колесниц, которые устраивались на ипподроме.

В пятый, заключительный день игр, перед храмом Зевса награждали победителей, возлагая им на головы венки из ветвей оливы.

Самым прославленным среди борцов был Милон. Еще подростком он ежедневно поднимал теленка и носил его на своих плечах. Со временем теленок превратился в быка, а Милон — в первого силача Эллады. Повсюду в Греции рассказывали о подвигах Полидама. Этот атлет одной рукой удерживал за колесо колесницу, запряженную четверкой лошадей. Знаменитый бегун и кулачный боец Феаген уже в детства был не по годам силен. Возвращаясь из школы, он унес с рыночной площади понравившуюся ему бронзовую статую. Мальчика наказали, заставив отнести тяжелую статую на прежнее место, а молва об этом поступке распространилась по всей Греции.

Победителю родной город ставил памятник и до конца жизни кормил его бесплатным обедом.

Общегреческие игры способствовали осознанию всеми греческими народами своего единства и созданию в дальнейшем целостного греческого государства,

Искусство и религия древних греков. Слава об Афинах, как об одном из красивейших городов мира, привлекала в них множество иностранцев. К тому же афиняне, создавшие свое благополучие во многом за счет торговли, воспитали в себе привычку с большой терпимостью относиться к чужим обычаям — ведь иначе не сможешь выгодно торговать. «Если ты был в Афинах и не восторгался ими, то ты осел» — говорили местные жители.

Особую известность снискали Афины благодаря своим искусным гончарам и художникам, жившим в городском районе под названием Керамик. Эти мастера умели создавать великолепные расписные вазы, секрет производства которых ныне утерян.

В 6 в. до н. э. вазы украшали чернофигурным рисунком: по красноватой глине художник наносил фигуры черным лаком. Позже поступали наоборот: для фигур сохраняли естественный красноватый цвет глины, а лаком покрывали остальную поверхность вазы. Поэтому эти вазы называют краснофигурными

Афины были застроены таким образом, что их центром являлась площадь — Агора, на которой происходила и рыночная торговля. Одну из частей Агоры занимали правительственные здания.

Афины восхищали своей архитектурой и произведениями скульптуры. На вершине Акрополя — холма с крутыми и обрывистыми склонами — находились храм богини Афины — Парфенон и бронзовая статуя богини, которую создал гениальный скульптор Фидий. На том месте Акрополя, где согласно мифу спорили между собой Афина и Посейдон, был построен храм Эрехтейон. В одном из его портиков вместо обычных колонн стояли каменные фигуры юных девушек. Рядом росло старое оливковое дерево, выросшее, как верили греки, из копья богини Афины.

Очень любили афиняне скульптуры атлетов. Признанными мастерами здесь были ваятели Мирон и Поликлет.

Афинские граждане отличались высокой культурой. И детей своих старались воспитать культурными, физически совершенными людьми. Так, мальчика из зажиточной семьи в семь лет передавали рабу-педагогу (в переводе с греческого— «сопровождающий ребенка»). Педагог ежедневно водил его в школу, нес письменные принадлежности и музыкальные инструменты.

 

Для девочек школ не было. Мать передавала дочерям те знания, которые имела сама. Девочек учили грамоте, пению, танцам, а главное — домоводству. С двенадцати лет у мальчиков начинались занятия в спортивной школе — палестре (от слова «пале» - борьба).

Взрослые афиняне, желавшие продолжать занятия гимнастикой, посещали один из трех афинских гимнасиев. Гимнасии имели площадки для упражнений атлетов, бассейны, раздевалки, помещения для отдыха и дружеских бесед.

Кроме того, в гимнасиях выступали известные ученые. Они излагали свои взгляды на строение Вселенной, предлагали планы создания образцового государства, управлять которым будут высокообразованные люди, ученые. Они обучали красноречию — умению выступать с речами в народном собрании и судах.

Греки любили зрелища. Поэтому театр был у них в большом почете. Театр, который так и переводится — «зрелище», возник в Греции более 2,5 тыс. лет назад. Его зарождение связано с празднествами в честь бога Диониса — покровителя виноделов. Позже поэты стали сочинять для театра пьесы, а строители строить для представлений здания. Такие здания появились почти во всех городах Греции и, разумеется, в Афинах. Греческие театры располагались под открытым небом на склонах холмов и вмещали тысячи зрителей. Здание театра состояло из трех частей.

Одна часть театра— места для зрителей. Вторая — орхестра, круглая или полукруглая площадка, на которой выступали актеры и хор. Третья часть театра называлась скена. Это была примыкавшая к орхестре постройка. К ее стене прикрепляли декорации, разрисованные доски или полотнища.

В греческом театре было два главных вида представлений — трагедия и комедия.

Афины процветали во многом благодаря труду рабов. Однако, к чести афинян, они не позволяли себе жестокого обращения с невольниками, хотя и называли их «говорящими орудиями». Недаром в Аттике не было ни единого восстания рабов.

Завоевательные походы . Македонского. Противостояние Афин и Спарты вылилось в войну между ними. Вначале удача сопутствовала афинянам, но, в конце концов, верх одержала Спарта. Спартанцы хозяйничали в Элладе со свойственной им беспощадностью и жестокостью. Повсюду уничтожались демократические порядки и устанавливался олигархический способ правления. Началась война Спарты с другими греческими государствами.

Тем временем на севере Балканского полуострова восходила звезда нового греческого вождя.

Македония, маленькая горная страна, не входила в состав Эллады. Однако ее народ был родствен грекам. И пришедший там к власти в середине 4 в. до н. э. умный и энергичный царь Филипп прекрасно осознавал значение греческой культуры для всего мира - детство будущий царь провел в Фивах. Недаром в качестве учителя для своего сына Александра он пригласил крупнейшего ученого Греции Аристотеля.

Филипп задался целью покорить и объединить Грецию, чтобы потом двинуться походом на Персию и отомстить за ограбление Эллады в 480 г. до н. э. Он создал большую в боеспособную армию. Македонская конница набиралась из знати, а пехота — из пастухов и земледельцев.

Филипп создал новый воинский строй — македонскую фалангу. Она состояла из 16 рядов. В бою пехотинцы первых шести рядов клали копья на плечи впереди стоящих. Получалось, что каждый воин первого ряда был защищен шестью направленными на врага копьями. От греческой фаланги македонская отличалась тем, что выступала не сплошной массой, а делилась на несколько каре (групп воинов, образующих четырехугольник). Это придавало ей маневренность. Армия Филиппа имела метательные орудия, с помощью которых в противника бросали камни, бревна и большие стрелы. Новшеством военной техники были тяжелые осадные башни.

Кампания по покорению Греции началась для Филиппа успешно. Он имел в разных городах Эллады своих союзников и единомышленников.

Но были и противники Македонии. Одним из них, самым непримиримым, был оратор Демосфен. Разъезжая по Греции и произнося гневные речи против македонского царя, он сплотил почти все полисы для борьбы.

Ораторским мастерством Демосфен овладевал с детских лет. Это было непросто. Рожденный в скромной семье оружейника, он не отличался хорошим здоровьем, имел слабый голос и не мог мечтать о военной карьере. Мальчиком он услышал выступления ораторов в суде и раз и навсегда сделал свой жизненный выбор. Забыв о детских играх, Демосфен целиком отдался упражнениям в красноречии. Неясный выговор он одолел, вкладывая в рот камешки и так читая на память отрывки из поэтов. Голос укреплял разговором на крутых подъемах и тем, что не переводя дыхания, произносил какие-нибудь длинные фразы. Для занятий он приспособил погреб. В нем уединялся иногда на несколько месяцев подряд, выбрив себе половину головы, чтобы от стыда невозможно было выйти наружу, даже если захочется. Демосфен добился поставленной цели, воспитав в себе сильную волю.

Одна из самых знаменитых в истории Греции битв — между афинянами и Филиппом — произошла близ города Херонея в августе 338 г. до н. э. Патриоты Эллады потерпели полное поражение. Перелом в ход битвы внес 18-летний македонский царевич Александр, разгромивший отряд до сих пор непобедимых фиванцев. После победы, вне себя от радости, Филипп устроил пиршество прямо на поле битвы среди неубранных тел.

Царем Греции умный Филипп себя не объявил. Он организовал новый Эллинский союз, куда вошли греческие полисы, и стал его главой, т. е. всего лишь военным предводителем. Но так как немедленно началась подготовка похода македонян и греков на персов, то и политическая власть фактически оказалась в руках Филиппа. Воплотить в жизнь свой замысел Филипп не успел — два года спустя после битвы при Херонее он был убит одним из приближенных. Новым царем войско провозгласило юного Александра. Александр Македонский решил продолжить дело своего отца и возглавить поход в Азию.

Александр Македонский — завоеватель.

В 334 г. до н. э. 30 тыс. пехотинцев и 4 тыс. всадников под предводительством Александра Македонского переправились через пролив Геллеспонт, отделявший Европу от Азии, для того, чтобы завоевать мир. Перейдя реку Граник, войско Македонского сразу вступило в бой с превосходящими силами персов и одержало первую блестящую победу. Все греческие города Малой Азии восторженно приветствовали Александра как своего освободителя.

Персидский царь Дарий III двинулся во главе огромного войска навстречу Александру. Персы и македоняне встретились близ города Исса недалеко от берега Средиземного моря. Александр лично возглавил атаку своих войск, прорвался к самой колеснице персидского царя и захватил в плен его жену и двух дочерей. Дарий испугался и бежал с поля боя. Сопротивление персов было сломлено всего за два часа. Персидский царь запросил мира, но Александр отверг его предложение. Однако и преследовать Дария он не стал — его дальнейшей целью была Финикия.

 

Построившись клином, македонская конница во главе с Александром атаковала персов, прорвала их строй и устремилась к тому месту боя, где находился Дарий. Персидский владыка вновь бежал. А с ним — все его войско.

 

Александрия была выстроена по единому плану, ее улицы пересекались под прямыми углами. Главная тянулась более чем на шесть километров. Она была вымощена мраморными плитами и настолько широка, что по ней свободно могли проехать в ряд несколько повозок.

Крупнейшим научным центром всего Средиземноморья был Музей, что в переводе означает «место, где обитают музы». Музы в греческой мифологии— девять сестер-богинь, покровительницы поэзии, искусства и наук. Музей занимал в Александрии целый район. Там жили и работали ученые и поэты. Они съезжались сюда из многих стран по приглашению царя Египта. В Музее им предоставляли бесплатное жилье, питание, помещения для занятий и научных опытов. Так, Аристарх Самосский впервые в истории высказал гениальную догадку о вращении Земли вокруг Солнца, вычислил расстояние от Земли до Луны и Солнца, определил, что Солнце во много раз больше Земли. А географ Эратосфен предсказал возможность кругосветных путешествий, вычислил окружность земного шара с ошибкой всего в 50 км.

Работал там и Евклид, оказавший огромное влияние на развитие математики. Его знаменитая книга «Начала» стала учебником геометрии на тысячи лет. Знал Музей и Архимеда, создателя науки физики и гениального инженера.

При Музее находились ботанический и зоологический сады, обсерватория здание, оборудованное для наблюдений за небесными светилами, и знаменитая Александрийская библиотека. Она насчитывала до 700 тыс. папирусов.  Греки перевели на свой язык многие книги народов Ближнего Востока, хранившиеся в этой библиотеке, в том числе в Библию.

II. Контрольно-измерительные материалы.

1.  Альтернативные  ( закрытые)  тесты.

 

 

1.Первая цивилизация, появившаяся в 2000-е годы до н.э. на территории Греции:

A)  Египетская. B) Троянская. C) Дорийская. D) Крито-ахейская. E) Кипрская.

2.Городом, «богатым золотом» и «многолюдным», слепой поэт Гомер называл:

A)  Кносс. B) Фест, C)  Тиринф. D)  Пилос. E) Микены.

3.0 походе греков на г. Трою написал в «Илиаде» и «Одиссее» слепой поэт:

А) Агамемнон  В) Гомер. C)  Эзоп. D) Аристофан. E) Геродот.

4.Самым красивым городом в Греции в VIII-VI вв. до н.э. был:

A) Коринф B) Афины. С)Милет. D)  Тиринф. E) Фивы.

5.Акрополь в Греции - это:

A) Храм.

B) Город. 

C) Дворец.

D) Укрепленная часть города.

E)Городская площадь.                    

6.Совет знати в Афинах назывался:

А) Собрание. В) рейхстаг. С) Регион. D) Галерея. Е) Агора.

7.Агора-это:

A) Торговая площадь. B) Музей. C) Совет знати D) Мастерская. Е) Древнегреческий театр.

8.Рабов в Спарте называли:

A) Дорийцы. B) Илоты. C) Готы. D) Вестготы. E) Кули.

9. Власть небольшой группы лиц называется:

A) Бюрократия. B) Плутократия. C) Олигархия.

D) Автократия.E)Теократия.  

 10.В Спарте большое значение придавали:

A) Земледелию. B) Скотоводству. C)Ремеслу.

D) Воспитанию молодежи Е) Виноградарству.

 

2) Творческие задания

 

А) «  Кто сказал? »

 

1. Афиняне! Я узнаю в морской дали корабль! О, лучше бы мои старые глаза ослепли, чем видеть этот страшный цвет парусов! Мой сын погиб. Я жить больше не хочу! (Эгей)

2.Обманом разлучили меня с любимой дочерью! Так пусть завянут все цветы, засохнут все деревья! (Деметра)

3. Не осуждайте несчастного отца. Да, мне некого винить в смерти сына. Знаю, что человек не птица. Но как прекрасен мир с высоты птичьего полета. (Дедал)

4. Благодаря мне жилища людей стали светлыми. Я помог им преодолеть холод. За что же меня так карает Зевс. (Прометей).

5. Приятно, когда именем твоего отца назвали на века море. Но как бы я хотел, чтобы этого не произошло…  (Тесей)

6. Вы говорите, что я слишком много денег потратил на строительство. Я верну в казну деньги, но на каждом здании будет таблица с моим именем.  (Перикл).

 

Б)  « Я знаю даты»

Расположите в хронологической последовательности данные события.

1. Начало Олимпийских игр.

2. Троянская война.

3. Избрание Перикла первым стратегом Афин.

4. Битва при Херонее.

5. Саламинская битва.

6. Гибель Критского царства.

7. Создание поэм Гомера.

8. Солон избран архонтом Афин.

9. Марофонская битва.

Правильный ответ: 6,2,7,1,8,9,5,3,4.

Категория: ДРЕВНИЙ МИР | Добавил: admin | Теги: опорный конспект по истории, задания по истории. история в школе, УМК по истории, дидактический материал по истории, образовательный сайт
Просмотров: 80 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ



» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск












Пан ПОЗНАВАЙКО




» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0