Древняя Греция (начало) - ДРЕВНИЙ МИР - УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИИ - Каталог файлов - ЗА ПАРТОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 08.12.2016, 07:02
ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ ГАЗЕТУ   ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
ДРЕВНИЙ МИР [15]
РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ [27]
ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ [14]
» Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Файлы » УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИИ » ДРЕВНИЙ МИР

Древняя Греция (начало)
08.03.2016, 11:43
    Крито – микенская культура. Природа и население Древней Греции. 

Центр древнегреческой цивилизации – расположен на юге Европы (Балканский полуостров). Балканский полуостров – горная страна, в которой лишь 1/5 территории занята долинами. Горы богаты железом, медью, серебром, строительным камнем и глиной, это создавало условие для развития ремесла.

Почвы каменистые, малоплодородные, больших рек нет – неблагоприятные условия для развития сельского хозяйства.

Морское положение, береговая линия со множеством бухт и огромное количество островов облегчали развитие мореплавания, рыболовства, торговли и судостроения.

Со всех сторон, кроме северной, Грецию омывают моря.

Южная оконечность Эллады — полуостров Пелопоннес. С остальными областями страны его связывает узкий Коринфский перешеек. На Пелопоннесе возникли древнейшие эллинские города: Микены, Спарта, Мессена, Коринф, Олимпия.

 Однако самым могущественным в те времена в бассейне Эгейского моря был не какой-либо из этих городов, а остров Крит. В I половине II тыс. до н.э. – возникновение на Крите единого государства с центром в Киоссе

Без малого 100 лет тому назад археологи раскопали на Крите огромный многоэтажный дворец легендарного царя Миноса, который имел сотни помещений, коридоров, лестниц и пристроек. В нем почти не было окон: солнечный свет и воздух поступали через световые колодцы — отверстия в крыше. Такое устройство здания спасало находящихся в нем от изнурительной жары летом и холодных ветров зимой.

Цари Крита создали сильнейший военный флот, подчинили себе близлежащие острова и стали властвовать на всем Эгейском море, совершали плавания к берегам Египта, Финикии.

На Крите найдены глиняные таблички с письменами. Однако эти надписи пока не разгаданы и критская цивилизация остается одной из самых таинственных в истории человечества.

В 15 в. до н. э. грандиозное землетрясение и извержение вулкана уничтожили почти все постройки на острове. Население спаслось бегством. Вскоре после катастрофы на обезлюдевший Крит стали переселяться греки.

Некоторые ученые полагают, что крушение критской цивилизации отражено в мифе о гибели легендарной страны Атлантиды. 

После того, как стихия разрушила обитель критских царей, в Древней Греции возвысился город Микены, расположенный в Южной Греции. Микенскую крепость построили греки из племени Ахея, второго внука Эллина, — ахейцы. Ахейцы были воинственны и любили богатство. На ахейских царей работали искусные ремесленники, им служили храбрые воины. Мастера сооружали роскошные дворцы на берегах Эгейского моря, воины предпринимали далекие походы по суше и по морю.

Вслед за Критом греки стали заселять другие острова Эгейского моря, а также западный берег Малой Азии. Усилению греков воспротивилось Троянское царство, расположенное на северо-западе полуострова. Около 1200г. до н. э. греческие города объединились под предводительством царя Микен и выступили против Трои. Осада города закончилась его падением. Ахейцы разрушили и сожгли Трою. А в результате сильного землетрясения, которое произошло после войны троянцев с ахейцами, город окончательно пришел в упадок и никогда более уже не возрождался.

Мифы Древней Греции. Мифы о последнем — десятом годе Троянской войны лежат в основе знаменитой греческой поэмы «Илиада». Ее название произошло от слова Илион — таково другое имя города Троя. По преданию, поэму создал величайший поэт Гомер, которого называют основателем всей европейской литературы.

 

Афины и Спарта. После дорийского нашествия земли Эллады на многие десятилетия пришли в упадок. Однако постепенно люди возвращались на некогда обжитые места. Возникали и новые поселения, которые с течением времени разрастались в города — полисы.

К 8 в. до н. э. в различных областях Греции существовало несколько сот городов. Все они считали себя самостоятельными государствами. В территорию каждого полиса входил город и расположенные вокруг него поселения, усадьбы богатых землевладельцев, ячменные и пшеничные поля, пастбища, оливковые рощи и виноградники. Центром города был не царский дворец, как в ахейской Греции, а торговая площадь — агора. Греки окружали свои города каменными стенами.

Самыми значительными городами в то время были Афины, Спарта, Коринф. Соседние полисы вели между собой непрерывные войны. 

Афины. В Средней Греции находилась область Аттика. Ее главным городом были Афины.

Основными занятиями афинян считались ремесло и торговля. Ремесленники славились обработкой бронзы и железа, искусством каменного строительства, гончарным делом. Жизненно важной была для Афин морская торговля, так как в гористой Аттике выращивали мало зерна, а потребность в хлебе все возрастала, и его ввозили по морю из Египта и Причерноморья.

 

Из виноградного сока делали вино. Греки не пили его чистым, а разбавляли водой. Употребление неразбавленного вина считалось уделом варваров — скифов. Когда греки хотели назвать человека пьяницей, говорили: «Он пьет по-скифски».

Власть в Афинах принадлежала знати. Городом управлял совет из знатных людей (аристократов) — ареопаг. Он ежегодно выбирал из числа знатных и богатых афинян девять правителей — архонтов: жреца, полководца, главу государства и шесть судей. Известен в истории архонт Дракон. Он ввел новые законы. По словам древних греков, они были «писаны не чернилами, а кровью». За все преступления, включая такие ничтожные, как кража кисти винограда или овощей, полагалась смертная казнь. Простые люди, как бедные, так и богатые, но незнатные, назывались демосом т.е. народом, и в управлении не участвовали,

Лучшими землями владели знатные люди. В неурожайный год рядовому земледельцу приходилось брать в долг зерно или серебро у знатного соседа. Тогда на его участке устанавливали особый знак — долговой камень. Если должник не возвращал в срок взятое, он становился рабом.

Демос был недоволен существующими порядками. На многолюдных сходках ремесленники, торговцы, земледельцы призывали сбросить власть знатных и богатых и добиться права самим управлять государством. Они требовали отменить долговое рабство и справедливо поделить землю. 

Реформы Салона. В 594 г. до н. э. знать и демос сообща избрали архонтом Солона — мудреца, поэта и оратора. Солон установил новые законы. Они были записаны на деревянных выбеленных досках в рост человека и выставлены для всеобщего ознакомления на городской площади.

1. Освобождение общинников от долгов, запрет обращать афинян в долговое рабство. (Отныне сделавший новый долг бедняк отвечал  за его выплату только своим имуществом. Если этого имущества не хватало, то самого неоплатного должника запрещалось обращать в рабство. Солон распорядился отпустить на волю всех рабов-должников. Тех, кто был продан за море, он велел разыскать и выкупить за деньги государства. В Афинском государстве остались только привозные рабы-чужеземцы.).

2. Разделение всех граждан Аттики на 4 разряда, установление гражданских прав и обязанностей. Обязательная военная служба.

3. Регулярный созыв Народного собрания, в котором участвовали все афинские граждане.

4. Выбор судей из всех афинян, независимо от их богатства и знатности.

(На судебном разбирательстве могли присутствовать все желающие граждане. Сначала поочередно выступали обвинитель, обвиняемый и свидетели. Выслушав их, судьи приступали к тайному голосованию. Каждый должен был бросить в бронзовый сосуд один из двух камешков: черный означал обвинение, белый — оправдание. Решение суда определялось по большинству поданных голосов. Однако обвиняемый считался оправданным и в том случае, если голоса разделились поровну.)

Законы Солона заложили в Афинах основы демократии (в переводе с греческого означает «власть народа»).

Именно в условиях демократии Афины стали самым богатым, красивым и влиятельным городом Греции. Здесь каждый гражданин старался работать лучше, чтобы стать богаче и получить больше гражданских прав.

Кроме коренных афинян в городе жили и приезжие греки — метеки. Они не имели тех же гражданских прав, что и афиняне. Очень редко, за особые заслуги в деле защиты или прославления Афин, их делали полноправными гражданами.

Спарта. Предками спартанцев были греки-дорийцы, которые обосновались в Южной Греции. В долине реки Еврот в области Лакония несколько соседних поселений объединились и стали называться Спартой.

Постепенно спартанцы покорили всю Лаконию, а жителей ее заставили работать на себя под страхом смерти и стали называть их илотами («захваченными»).  Рядом с Лаконией была расположена плодородная Мессения. Спартанцы после ожесточенной борьбы завоевали и эту область.

Особое государственное устройство Спарты, по преданию, было введено мудрецом Ликургом. Всю землю в Лаконии и Мессении Ликург поделил между спартанскими семьями на равные участки — клеры, которые нельзя было ни продавать, ни дарить. На этих наделах жили и работали илоты, отдавая спартанцам большую часть выращенного зерна, оливок, овощей и других продуктов. Илоты были рабами спартанского государства, им запрещалось покидать свои поселения.

 

Такой способ правления, при котором реальная власть принадлежит немногим, назывался олигархическим.

Однако наиболее важные решения в жизни государства принимались всенародно. Голосовали криком: решение считалось принятым, если за него кричали громче, чем за другие. Греки Эллады насмешливо называли такой способ голосования «детским».

 

Суровое воспитание делало из мальчиков храбрых и дисциплинированных воинов. Недаром лучшей пехотой в Греции считалась спартанская. Поскольку воины презирали богатство, их невозможно было подкупить. Бегство от врага приравнивалось к позору, и спартанцы предпочитали погибнуть, но не отступить. Благодаря стойкости и мужеству спартанцев в течение 600 лет нога иноземного воина не ступала на землю Лаконии. В 6 в. до н. з. Спарта стала одним из самых могущественных полисов Греции и города-соседи, боясь разделить участь Мессении, заключили со спартанцами союз, названный Пелопоннесским. У союза была единая армия, которую возглавляли спартанские командиры. Главным противником олигархической Спарты были демократические Афины. 

Греческая колонизация.  8—6 вв. до н. э. – массовая колонизация греками Средиземного и Черноморского побережья (основание поселений-колоний, которые стали независимыми полисами со своими правительством, войском, законами, монетами).

Причины колонизации.

- Малоземелье (рост населения).

- Захват знатью лучших земель, обнищание землевладельцев, голод.

- Ожесточенная борьба между простонародьем и знатью, побежденные должны были покинуть родину.

Селились греки всегда близ моря. Выбирали место с удобной гаванью, источниками пресной воды и плодородными землями.

Многие из ныне существующих городов Средиземноморья также были основаны греками: Стамбул и Синоп — в Турции, Неаполь — в Италии, Марсель — во Франции. Только на севере Африки и в Испании не возникло греческих колоний — мешали финикийцы. Так родилась вражда двух городов — Карфагена и Афин, двух морских народов — финикийцев и греков.

Где бы ни жили греки — в Ольвии или в Афинах, в Спарте или в колониях на юге Италии, — они говорили на одном языке, пользовались одними и теми же буквами, поклонялись олимпийским богам. Постепенно название «эллины» стало названием всех греческих народов.

Последствия колонизации:

1. Развитие кораблестроения и мореплавания.

2. Развитие торгового обмена между полисами Греции и колониями (из Греции – вино, оливковое масло, ремесленные изделия; в Грецию – зерно, рабы, дешевая соленая рыба).

3. Улучшение положения трудового населения.

4.  Потеря знатью особой роли в управлением государством (рост средних слоев – купцов, зажиточных земледельцев, владельцев мастерских).

 Греко – персидские войны. В 6 в. до н. в. азиатские поселения греков оказались под владычеством огромной Персидской державы. В начале 5 в. до н. э. могущественный царь Дарий задумал подчинить себе всю Элладу.

Предпосылки.

Этому предшествовало восстание в Ионни в 500 г. до н. э. против персидского ига. Большинство полисов считали безнадежным сопротивляться персам и предпочли не помогать соплеменникам, а покориться Дарию. Лишь афиняне послали в главный город Ионии — Милет 20 боевых кораблей. Шесть лет сражались ионийцы за свою свободу, но силы были слишком неравны, и персы в конце концов подавили восстание. Дарий затаил неприязнь к грекам и приказал слуге каждый день за трапезой повторять ему: «Владыка! Помни об афинянах!»

Помимо Афин не признала притязаний царя Дария на Элладу и Спарта. Дарий отправил для их покорения огромный флот из 500 кораблей. Начались греко-персидские войны.

Основные события:

Марафонское сражение (490 г до н.э.)

Летом 490 г. до н.э. флот вошел в Марафонскую бухту, откуда в Афины вел прямой путь и где имелась обширная равнина, удобная для конного сражения. Всего на кораблях прибыло 100 тыс. пехотинцев и 10 тыс. всадников. Афиняне снарядили 9 тыс. человек. На должность стратега (военачальника) народное собрание избрало Мильтиада.

 

Отныне персы перестали считаться непобедимыми. Афиняне первыми одержали над ними победу.

Среди тех, кто предвидел в будущем вторжение в Элладу войск персидского царя, был умный и энергичный афинянин Фемистокл. Он убедил сограждан незамедлительно строить боевые корабли. За короткий срок построили 200 триер — мелкосидящих кораблей с тремя рядами весел и укрепленным на носу в подводной части «бивнем». Паруса на триерах играли вспомогательную роль, перед боем их обычно убирали. Кроме того, в результате усилий Фемистокла 30 эллинских государств создали союз, чтобы вместе обороняться от персов. Сам он был избран стратегом афинского войска, а верховное командование на суше и на море принадлежало спартанцам.

Вторжение персов в Элладу (480 г. до н.э.)

В 480 г. до я. э. новый властитель Персидской державы, царь Ксеркс, сын Дария, повел свою двухмиллионную армию через узкий пролив, отделяющий Европу от Азии, на Элладу. Семь суток длилась переправа на европейский берег. Огромное войско вторглось в Северную Грецию. Вдоль берега шел персидский флот в тысячу кораблей, в котором было много финикийских и египетских судов.

Бой в Фермопильском ущелье (480 г. до н.э.)

Греки решили защищать узкий Фермопильский проход между горами и морем. Это был единственный на суше путь, ведущий из Северной Греции в Среднюю Грецию. Объединенное войско под командованием спартанского царя Леонида заняло Фермопильское ущелье и преградило путь врагам.

Все попытки персов овладеть ущельем ни к чему не приводили. На третий день местный житель Эпиальт за награду предал соотечественников, показав персам обходную тропу, ведущую через горы в тыл к грекам. Спасая войско, Леонид приказал всем отступать. Сам же вместе с тремястами спартанцами остался на верную смерть, чтобы прикрыть отход греческих отрядов.

Саламинское сражение (480 г. до н.э.) – решающая битва.

По решению народного собрания жители Аттики спешно покидали свои дома. Множество женщин, стариков и детей перебрались на остров Саламин под защиту флота.

 

Опасаясь, что греческий флот покинет Саламинский пролив, он послал преданного раба-перса к Ксерксу, чтобы тот предупредил персидского царя о предстоящем бегстве греков и предложил ему напасть на греческий флот, обещая переход Фемистокла на его сторону. Ксеркс поверил и запер выходы из Саламинского пролива. 28 сентября 480 г. до н. э. греки, вынужденные сражаться, победили превосходящий в несколько раз флот противника.

Саламинская победа стала решающей в ходе греко-персидских войн. После поражения Ксеркс покинул Грецию, оставив в ней часть сухопутной армии.

Битва при Платеях (479 г. до н.э.)

Объединенное эллинское войско разгромило армию персов. Конец вторжения персов.

449 г. до н.э. – договор о мире между Делосским союзом и Персией.

Причины победы

1. Состав вооруженных сил (войска персидских царей состояли из людей подневольных; военные отряды эллинов – из граждан, боровшихся за свою свободу).

2. Объединение греческих городов перед лицом общей опасности.

3. Превосходство военного флота греков (многовековой опыт кораблестроения и плавания).

Основные результаты

1. Освобождение всех островов Эгейского моря и части греческих городов Малой Азии от власти персов. Запрет плавания в Эгейском море персидским военным кораблям.

2. Усиление Афин.


Категория: ДРЕВНИЙ МИР | Добавил: admin | Теги: опорный конспект по истории, задания по истории. история в школе, УМК по истории, дидактический материал по истории, образовательный сайт
Просмотров: 83 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ



» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск












Пан ПОЗНАВАЙКО




» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0