Советское право в 1954–1991 гг. - ПРАВО. 10-11 КЛАСС - Каталог файлов - ЗА ПАРТОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Вторник, 06.12.2016, 11:13
ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ ГАЗЕТУ   ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [1260]
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ [323]
РЕФЕРАТЫ [708]
В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА [307]
ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА [399]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ и ГИА [280]
УЧИТЕЛЬСКАЯ [207]
ШКОЛЬНЫЕ КРУЖКИ И ФАКУЛЬТАТИВЫ [151]
УЧЕБНЫЕ СКАЗКИ ПО ШКОЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ [95]
ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР [23]
ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА [62]
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКТЫ К УРОКАМ [29]
ИСТОРИЯ [95]
УМК ПО МАТЕМАТИКЕ [99]
ИНФОРМАТИКА [37]
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК [68]
ФИЗИКА [163]
ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ [148]
ГЕОГРАФИЯ [53]
УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА [148]
ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ. 6 КЛАСС [16]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ [8]
ПРАВО. 10-11 КЛАСС [70]
УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИИ [56]
ОНЛАЙН-СПРАВОЧНИК ПО БИОЛОГИИ [31]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О РОССИИ [31]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ В РАБОТЕ [104]
ТЕСТЫ ПО ИСТОРИИ [86]
ПРАКТИКУМ ПО ГЕОГРАФИИ [58]
ИСТОРИЯ МИРА. ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ АТЛАС [25]
» Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Файлы » ПРАВО. 10-11 КЛАСС

Советское право в 1954–1991 гг.
01.02.2016, 19:33

После смерти Сталина маховик репрессий был приостановлен. Была проведена реабилитация десятков тысяч невинно репрессированных, существенно уменьшилась численность «населения архипелага ГУЛАГ». На XX съезде КПСС были осуждены культ личности Сталина, явные злодейства сталинизма. Постоянно говорилось о необходимости соблюдения социалистической законности, о партийном контроле над органами правопорядка. Однако все эти меры не изменили главного: государство не стало правовым.

В короткий период «оттепели» (1953–1964) правовые отношения, с одной стороны, освобождались от наиболее страшных проявлений прежних лет, но с другой – начали приобретать ту поначалу незаметную неэффективность, которая проявилась позже, в годы так называемого застоя. Причина состояла в сохранении и укреплении административно-командной системы управления, не демонтированной и в годы «оттепели». Смягчение системы было весьма относительным. Известно, что в это самое время прошла новая кампания против религии, в ходе которой разрушались церкви и монастыри. Преследования инакомыслящих оставались фактом политической жизни страны. В процессе непрерывных административно-хозяйственных реорганизаций тысячи людей были вынуждены покидать родные места и переселяться на новые территории.

В 1964–1985 гг. административно-командная система достигла своего апогея. Возникли явления, которые свидетельствовали о наступавшем кризисе. Система породила не только многочисленную бюрократию, но и организованную преступность, втянувшую в свою орбиту крупных представителей органов государственной власти, в том числе правоохранительных. Система, отрицавшая свободу рыночных отношений, сформировала рынок подпольный, названный в народе «черным». Подпольный рынок сделал объектом купли и продажи многое – законы, должности, право, честь, достоинство, справедливость. Принцип неотвратимости наказания за совершенное преступление часто нарушался. Уважение к праву, к закону ослабевало.

С середины 60-х гг. возникло правозащитное, диссидентское движение. Появился самиздат (подпольные издания), начался выпуск «Хроники текущих событий». В августе 1968 г. группа москвичей на Красной площади протестовала против ввода советских войск в Чехословакию. Их, как и других первых диссидентов – В. Буковского, А. Гинзбурга, Ю. Галанскова, А. Добровольского, Ю. Даниэля, А. Синявского, А. Марченко и др., – арестовали, потом сослали в лагеря, некоторые позже были высланы из страны.

В 1970 г. Андрей Сахаров, Валерий Чалидзе и Андрей Твердохлебов основали Комитет по правам человека в СССР. В июле 1971 г. этот Комитет стал филиалом Международной лиги прав человека. А. И. Солженицын опубликовал на Западе книгу большой обличительной силы – «Архипелаг ГУЛАГ», рассказывающую о страшной системе лагерей как части советской репрессивной машины. Вскоре писатель был выслан из СССР. С подписанием в 1975 г. 33 европейскими государствами, а также США и Канадой Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в СССР появились хельсинкские группы, взявшие на себя задачу следить за выполнением положений Заключительного акта о правах человека. Однако к началу 80-х гг. диссидентское движение было разгромлено.

Нарушение законности, норм права сочеталось с принятием новых законодательных документов, содержавших, как правило, весьма прогрессивные положения. Наиболее ярким примером можно считать принятую в 1977 г. Конституцию СССР, в которой, наряду с утверждениями о построении в стране развитого социализма, были сформулированы важные нормы о гарантиях социально-экономических, политических и личных прав граждан. К сожалению, многие из конституционных прав граждан в реальной жизни нарушались.

Одно из самых тяжелых последствий «застоя» – социальное равнодушие и безответственность. Именно безответственностью были порождены многие годами не решавшиеся проблемы: дефицит продуктов и товаров, равнодушное отношение работников к своему труду, невыполнение принятых решений и многое другое.

Не всегда явное, не всегда очевидное, но несомненное пренебрежение правом явилось следствием и причиной (конечно, одними из многих) приблизившегося в середине 80-х гг. кризиса. Оно стало и причиной относительно быстрого краха коммунистической системы в начале 90-х гг., разрушенной, в сущности, такими же неправовыми методами, какими она была порождена и сформирована. На повестку дня встал вопрос о переходе к новым экономическим, политическим, общественным отношениям. Чтобы добиться успеха, стране предстояло решить сложнейшие задачи создания правового государства.

Вопросы для самоконтроля

1. Какой характер имели изменения, происходившие в период «оттепели» в политико-правовой области?

2. О каких особенностях развития права в 1960-х– начале 1990-х гг. вам известно?

3. Что такое правозащитное, диссидентское движение? Расскажите о его истории.

Это интересно

Советы в реальной жизни являются пустым призраком. Конституционно Верховный Совет СССР есть высший законодательный орган страны. Он избирается каждые пять лет всем совершеннолетним населением через «демократическую» процедуру. При конституционном всемогуществе поразителен факт, что за 48 лет существования Верховного Совета ни один из его 1500 членов ни разу не выступил против принятия законов и декретов, составляемых ЦК КПСС и передаваемых «советскому парламенту» на ратификацию, даже если они противоречили провозглашенной линии партии, принципам Конституции, духу марксизма-ленинизма или здравому смыслу. (Один случай известен. Ректор ЛГУ А. Д. Александров в 1961 г. воздержался при голосовании закона о введении смертной казни за валютные операции (с приданием этому закону обратной силы). Он объяснил свой поступок «некомпетентностью». На следующий срок академик Александров уже не был выдвинут кандидатом в депутаты Верховного Совета.) Равным образом мы не знаем ни единого случая возражения кого-либо из членов Верховного Совета против списка кандидатов в правительство, составляемого Политбюро (В. Радич, историк).

Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию

В СССР чтение самиздата, прослушивание зарубежных радиопередач были действенными средствами борьбы за право на свободу информации, альтернативное мнение. О том, сколь огромным был голод на тщательно скрывавшуюся информацию о реальных исторических и современных процессах в стране, свидетельствует одержимость чтением (прежде всего прессы), охватившая широкие слои образованного населения в 1986–1991 гг. Тиражи газет были астрономическими, даже тираж некоторых толстых журналов переваливал за миллион (сейчас – в лучшем случае несколько десятков тысяч).

Никто, впрочем, не знает, что лучше: когда люди озабочены поиском информации, общественно-политической прежде всего, или когда отрешенно сидят перед телевизорами, потребляя стандартные развлекательные зрелища.

Исследуем документы

Как известно, свобода прессы и информации – обязательное условие функционирования современной демократии. Не имея возможности получить информацию из источников, независимых от государства, нельзя иметь независимое от правительства мнение о политических процессах.

Поэтому едва ли не главным содержанием демократического движения в СССР была борьба за свободное получение и распространение информации. Подавляющее большинство всех политических процессов в Советском Союзе, большая часть эпизодов обвинения на них были связаны именно с самиздатом, с распространением неподцензурной литературы. Цензура существует не только в тоталитарных странах, но ее действенность по сравнению, скажем, с режимами латиноамериканскими усугубляется тем, что средства массовой информации не просто контролировались, они принадлежали государству.

С другой стороны… неподцензурная печать была гораздо действеннее оппозиционной прессы в свободном государстве. Однако тиражи самиздата редко дотягивали до тысячи, а страх поплатиться свободой за распространение антисоветской литературы не способствовал развитию свободного слова. Провоз на территорию Советского Союза изданной за рубежом «тамиздатовской» литературы приравнивался к идеологической диверсии и карался в уголовном порядке (Белая книга России).

Темы для проектов и рефератов

1. Состояние советской правовой науки в 1950—1980-е гг. Связь истории страны и права.

2. Правозащитное, диссидентское движение.

Категория: ПРАВО. 10-11 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: уроки права в школе, знакомим школьников с законами РФ, правовое образование в школе, образовательный сайт, право 10-11 класс
Просмотров: 344 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ



» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск












Пан ПОЗНАВАЙКО




» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0