Развитие права в России. IX – начало XIX в. - ПРАВО. 10-11 КЛАСС - Каталог файлов - ЗА ПАРТОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Вторник, 06.12.2016, 13:14
ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ ГАЗЕТУ   ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [1260]
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ [323]
РЕФЕРАТЫ [708]
В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА [307]
ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА [399]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ и ГИА [280]
УЧИТЕЛЬСКАЯ [207]
ШКОЛЬНЫЕ КРУЖКИ И ФАКУЛЬТАТИВЫ [151]
УЧЕБНЫЕ СКАЗКИ ПО ШКОЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ [95]
ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР [23]
ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА [62]
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКТЫ К УРОКАМ [29]
ИСТОРИЯ [95]
УМК ПО МАТЕМАТИКЕ [99]
ИНФОРМАТИКА [37]
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК [68]
ФИЗИКА [163]
ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ [148]
ГЕОГРАФИЯ [53]
УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА [148]
ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ. 6 КЛАСС [16]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ [8]
ПРАВО. 10-11 КЛАСС [70]
УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИИ [56]
ОНЛАЙН-СПРАВОЧНИК ПО БИОЛОГИИ [31]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О РОССИИ [31]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ В РАБОТЕ [104]
ТЕСТЫ ПО ИСТОРИИ [86]
ПРАКТИКУМ ПО ГЕОГРАФИИ [58]
ИСТОРИЯ МИРА. ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ АТЛАС [25]
» Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Файлы » ПРАВО. 10-11 КЛАСС

Развитие права в России. IX – начало XIX в.
01.02.2016, 19:40

Правовая мысль и практика законодательного регулирования общественной жизни России берут начало в период формирования Киевской Руси. Первый этап развития юриспруденции на Руси определялся религиозно-символическим мышлением на основе духовного синкретизма (объединения порой несовместимых элементов), сочетавшего языческие и христианские воззрения. Первые памятники русской философско-правовой мысли – «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона (середина XI в.), «Повесть временных лет», «Поучение» князя Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве» (XII в.), «Моление Даниила Заточника» (XII–XIII вв.). В них обсуждались вопросы происхождения Русского государства, основ законности власти, форм правления и отношения к подвластным. Главный древнерусский источник светского права – Русская Правда (известна в трех редакциях XI–XIII вв.).

История становления права в России, как и в других странах, определялась разнообразными особенностями национальной культуры, психологии и религии народов, ее населявших. Для восточных обществ, например, типичным является то, что люди постоянно соотносят собственные правовые представления с древними обычаями, традициями, привычками поведения. Возможности проявления индивидуального своеобразия человека зависели и во многом зависят до сих пор от пола, возраста, места в системе родовых связей. У народов, принадлежащих к западному типу культуры, к традициям, в основе которых лежат ценности католицизма, отношение к праву в значительной мере определяется уважением к писаным законам со свойственной им тенденцией ко все большей свободе экономической и политической деятельности человека.

Отношение к праву, к реализации правовых норм и принципов, свойственное восточнославянским, в частности русскому, народам, отмечено существенным своеобразием. Со времен «Слова о законе и благодати» митрополита Илариона русское православие религию благодати ставило выше религии закона. Лучшие российские правители старались следовать прежде всего нравственным законам, заповедям Священного Писания. Писаное право ценилось меньше, чем живущий в человеке и обществе нравственный закон. Недооценка писаных законов имела и оборотную сторону: попытки укрепить законность, предпринимавшиеся в разные периоды русской истории, наталкивались на недоверие широких слоев народа к тому, что им казалось юридическим крючкотворством.

Что касается собственно правовых норм, регулировавших общественные отношения на Руси, то до монголо-татарского нашествия они в принципе соответствовали тем, которые содержались в различных европейских средневековых «правдах» (Алеманнской, Салической).

Монголо-татарское иго, связанные с ним испытания сделали главной темой размышлений и народа, и его образованных представителей тему русской государственности, ее сохранения («Слово о погибели Русской земли», XIII в.; «Задонщина», XIV–XV вв.; «Сказание о Мамаевом побоище», XV в. и др.).

В борьбе за объединение русских земель вокруг Москвы возникла и получила популярность теория преемственности великодержавия Русского государства от Византии (представление о Москве как о «третьем Риме», развивавшееся в трудах Филофея). Позже в центре внимания русских мыслителей оказались теоретическое обоснование законности правящей династии, идея абсолютного самодержавия (Иван IV, И. С. Пересветов) и сословно-представительной монархии (Максим Грек, Андрей Курбский), проблемы отношений между государственной и церковной властями (иосифляне, нестяжатели).

В 1497 г. в правление Ивана III был принят первый законодательный кодекс Российского государства – Судебник. Он был создан на основе анализа и переосмысления норм Русской Правды, Псковской судной грамоты, княжеских уставных грамот, законов Великого княжества Литовского, кодексов других стран. Содержание Судебника составили главным образом нормы уголовного и уголовно-процессуального права. Преступление определялось понятием «лихое дело». Фиксировалась развитая система имущественных преступлений: разбой, татьба (преступное похищение или насильственное отнятие имущества, не переходящее в разбой), истребление и повреждение чужого имущества. Устанавливались наказания за преступления против личности: убийство, оскорбление действием и словом. Судебник Ивана III 1497 г. свидетельствовал о появлении единого государства с едиными законами, вертикальной структурой судебной власти. Его нормы базировались на принципах христианской нравственности и были направлены на защиту государственного порядка, личности человека, прав собственности на всей территории России. Судебник Ивана IV 1550 г. явился важным шагом на пути централизации Русского государства.

К началу XVII в., в преддверии Смуты, большое значение приобрел вопрос о выборе между сословно-представительной монархией и неограниченным самодержавием. К середине XVII в. идея сословно-представительной монархии утратила свою привлекательность, на первый план выпели теории, обосновывавшие необходимость утверждения абсолютной власти просвещенного монарха (Симеон Полоцкий, Юрий Крижанич).

В 1649 г. Земский собор принял правовой документ огромной важности – Соборное уложение. Характерно, что при его составлении учитывалось мнение не только высшей знати, но и челобитные выборных земских людей – дворян и посадского населения (горожан).

Соборное уложение 1649 г. состояло из 25 глав и 967 статей. Главы 1–9 содержали нормы государственного права; главы 10–15 – устав судоустройства и судопроизводства; главы 16–20 были посвящены вещному праву; главы 21–22 представляли собой уголовное уложение; главы 23–25 составили добавочный раздел (о стрельцах, о казаках, о кормчих).

Этот юридический документ имел более полное правовое содержание по сравнению с Судебником 1497 г.

Представленные в нем нормы регулировали все стороны общественной, экономической, политической жизни российского общества. Многие из них оставались в силе до проведенной в первой трети XIX в. кодификации (сведение в кодексы) законов Российской империи.

В годы правления Петра I получила дальнейшее развитие абсолютистская идеология (Феофан Прокопович, 1681–1736). В ее основе лежали представления об «общем благе», средством достижения которого признавалась абсолютная монархическая власть. Позднее большой вклад в обоснование теории «общего блага» внес В. Н. Татищев (1686–1750), высказывавшийся за ограничение верховной власти.

Значительные изменения, внесенные в систему государственного управления (объявление России империей, учреждение Сената, коллегий, Синода, укрепление бюрократического аппарата, введение нового территориального управления, принятие Табели о рангах), свидетельствовали об утверждении абсолютизма. Реформами Петра I население России было разделено на четыре сословия: шляхетство (дворянство), духовенство, мещанство и крестьянство, а также на податное и неподатное население. Петр I объединил крестьян и холопов в одно крестьянское сословие, обложив его повышенной податью. Подворный налог (с каждого двора) был заменен подушным (с души «мужеска полу»). Десятки тысяч крестьян и мастеровых были согнаны на строительство северной столицы – Санкт-Петербурга, флота, на уральские рудники и заводы. Табель о рангах (1722) позволила представителям низших сословий продвигаться вверх по служебной лестнице, получать за хорошую службу личное и потомственное дворянство.

Во второй половине XVIII в. крепостное право в России достигло апогея. За годы царствования Екатерины II и Павла I помещикам было роздано около одного миллиона государственных черносошных крестьян. Положение крепостных крестьян мало чем отличалось от положения черных рабов в США. Размеры барщины и оброка не были определены законом. Помещики вольны были наказывать крестьян по своему усмотрению. Применялись розги, батоги, кнут, практиковались пытки. Жалоба крестьян на помещика была признана преступлением. Многое зависело от нравственных качеств владельцев крепостных: у одних мужики жили более или менее сносно, другие, подобные известной своей изощренной жестокостью Салтычихе, издевались над беззащитными земледельцами и дворовыми. Крестьянские восстания XVIII в., грозная пугачевщина – несомненное следствие произвола и насилия со стороны помещиков и власти.

Развитие правовых представлений во второй половине XVIII в. происходило под влиянием идей Просвещения. Это влияние было неоднозначным. С одной стороны, оно отразилось во взглядах Екатерины II, состоявшей в переписке с Вольтером, принимавшей в Петербурге Д. Дидро и признававшей себя ученицей философов-просветителей. Выступая за достижение всеобщего блага, за строгое соблюдение законов, императрица считала необходимым сохранить самодержавие, крепостничество, привилегии дворянства. С другой стороны, идеи европейской философии оказали влияние на развитие в России идеологии просветительства, ее представителями были Н. И. Новиков (1744–1818), Я. П. Козельский (ок. 1728 – ок. 1794) и др. Российские просветители выступали за ограничение самодержавия, смягчение или уничтожение крепостного права.

В последующем русская просветительская правовая мысль развивалась в духе совершенствования идей естественного права, признававшего определенные права человека свойственными самой природе, не зависящими от социальных условий. В работах А. Н. Радищева (1749–1802) идеи естественного права были осмыслены с радикальных позиций.

Неправосудие государя дает народу, его судии, то же и более право над ним, какое ему закон над преступниками.

А. Н. Радищев

Другие мыслители (прежде всего правоведы конца XVIII – начала XIX в. С. Е. Десницкий, А. П. Куницын) пытались приспособить идеи естественного права к реалиям самодержавного правления. Такая же позиция была характерна и для создателя «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина (1766–1826). Попытки преобразований первых лет царствования Александра I, проекты реформ М. М. Сперанского были в значительной степени подготовлены этими идеями.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие факторы влияли на процесс становления права в Русском государстве?

2. Какую роль в развитии правовой системы играло в нашей стране православие?

3. Охарактеризуйте важнейшие памятники государственно-правовой мысли Руси – России XI–XVIII вв.

4. Каковы структура и содержание Соборного уложения 1649 г.?

5. Какие изменения в государственно-правовой системе произошли в царствование Петра I?

6. Какие направления сформировались в общественной мысли России во второй половине XVIII в.?

Это интересно

Соборное уложение 1649 г. устанавливало наказания за следующие виды преступлений:

• преступления против церкви (богохульство, совращение в другую веру и др.);

• государственные преступления (действия и даже умысел против личности государя или его семьи, бунт, заговор, измена и др.);

• преступления против порядка управления (ябедничество или ложное обвинение, фальшивомонетничество, злостная неявка в суд и др.);

• преступления против благочиния (продажа краденого имущества, содержание притонов, укрывательство беглых и др.);

• должностные преступления (неправосудие, лихоимство, подлоги по службе и др.);

• преступления против личности (убийство, нанесение увечья, побои, оскорбление чести и др.);

• имущественные преступления (татьба, разбой, грабеж, мошенничество, поджог и др.);

• преступления против нравственности (непочитание детьми родителей, отказ содержать престарелых родителей, сводничество и др.).

Древнерусские правовые термины

Вервь – территориальная община, орган крестьянского самоуправления.

Вира— в Русской Правде наказание в виде штрафа за убийство (за увечье, тяжкие телесные повреждения назначалась полувира).

Заклич, свод, гонение следа – стадии древнерусского судебного процесса.

Закуп – человек, работающий в хозяйстве феодала за «купу» – заем (в виде земли, скота, денег, зерна и т. д.).

Изгой— общинник, изгнанный из общины и лишенный ее покровительства.

Поток и разграбление – высшая мера наказания по Русской Правде. Назначалась за убийство в разбое, поджог, конокрадство и заключалась в конфискации имущества и выдаче преступника вместе с семьей «головой», т. е. в рабство.

Продажа – в Русской Правде наказание в виде штрафа за преступления против личности и имущества.

Холопы и челядь – рабы, прежде всего пленники, а также попавшие в рабство за долги, совершение наиболее опасных преступлений и др.

Выдающиеся русские мыслители и правоведы

Десницкий Семен Ефимович (ок. 1740–1789) – ученый, юрист, действительный член Российской академии наук, первый российский профессор права. Много сделал для развития на Руси «юридического мировоззрения». Его правовая концепция тесно связана с нравственной философией.

Екатерина II (1729–1796) – императрица (с 1762). Участвовала в проведении правовой реформы в России. Автор «Наказа» Уложенной комиссии (1766), в котором сформулированы некоторые принципы правовой политики и правовой системы, содержатся заимствования из трактатов Монтескье, Беккариа, Дидро и Д'Аламбера. В «Наказе» декларировались свобода граждан, принцип равных обязанностей всех перед лицом государственной власти, утверждалось, что законов должно быть немного и они должны оставаться неизменными, а правовая система – стабильной.

Петр I Великий (1672–1725) – царь, с 1721 г. – император. Провел реформы государственного управления. Принимал важные указы и законы, некоторые из них сочинил собственноручно.

Радищев Александр Николаевич (1749–1802) – писатель, политический мыслитель. В «Путешествии из Петербурга в Москву» выступил против самодержавия и крепостничества. Был заключен в Петропавловскую крепость, затем отправлен в ссылку. По возвращении из ссылки работал в Комиссии по составлению законов. Был последователем идей Локка, Гельвеция, Дидро, Руссо. Условием общественного блага считал реализацию естественных человеческих прав.

Ярослав Мудрый (ок. 978—1054) – великий князь киевский. При нем составлена Русская Правда – первый на Руси кодекс частного права.

Исследуем документы

Не должен есть себе от соперника первый удар ожидать, ибо через такой первый удар может такое причиниться, что и противиться весьма забудет (из «Воинских артикулов» Петра I).

Если, идущу мне, нападет на меня злодей и, вознесши над головой моей кинжал, восхочет меня им пронзить, – убийцею ли я почтуся, если я предупрежу его в его злодеянии и бездыханного его к моим ногам повергну? (из «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Радищева).

Темы для проектов и рефератов

1. Исторические корни демократии в России.

Обсуждаем, спорим

1. История становления права в России. Влияние национальной культуры, психологии и религии народов нашей страны на развитие права.

Категория: ПРАВО. 10-11 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: уроки права в школе, знакомим школьников с законами РФ, правовое образование в школе, образовательный сайт, право 10-11 класс
Просмотров: 194 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ



» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск












Пан ПОЗНАВАЙКО




» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0