ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 15.12.2019, 14:48
ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ
   УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ
   "ЛЕКСИКА","ФРАЗЕОЛОГИЯ"
   И "СЛОВООБРАЗОВАНИЕ"


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА
   УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
   ШЕРЛОКА ХОЛМСАХ


НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [1260]
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ [323]
РЕФЕРАТЫ [708]
В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА [307]
ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА [399]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ и ГИА [280]
УЧИТЕЛЬСКАЯ [207]
ШКОЛЬНЫЕ КРУЖКИ И ФАКУЛЬТАТИВЫ [187]
УЧЕБНЫЕ СКАЗКИ ПО ШКОЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ [95]
ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР [23]
ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА [62]
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКТЫ К УРОКАМ [29]
ИСТОРИЯ [95]
УМК ПО МАТЕМАТИКЕ [99]
ИНФОРМАТИКА [37]
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК [68]
ФИЗИКА [163]
ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ [148]
ГЕОГРАФИЯ [53]
УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА [148]
ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ. 6 КЛАСС [16]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ [8]
ПРАВО. 10-11 КЛАСС [70]
УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИИ [56]
ОНЛАЙН-СПРАВОЧНИК ПО БИОЛОГИИ [31]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О РОССИИ [31]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ В РАБОТЕ [123]
ТЕСТЫ ПО ИСТОРИИ [80]
ПРАКТИКУМ ПО ГЕОГРАФИИ [58]
ИСТОРИЯ МИРА. ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ АТЛАС [94]
КРОССВОРДЫ ПО МАТЕМАТИКЕ [77]
ЭКСПРЕСС-ТРЕНИНГ ПО ИСТОРИИ. 10-11 КЛАССЫ [69]
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ИСТОРИИ РОССИИ [34]
» Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Файлы » ПРАВО. 10-11 КЛАСС

Правовая культура и правосознание. Правовая деятельность
01.02.2016, 12:28

Право, как и мораль, религия, политика, экономика, искусство, является неотъемлемым элементом культуры. Оно способствует приобщению человечества к культуре, ее совершенствованию и расцвету. Состояние и уровень правовой культуры, в свою очередь, отражает особенности культуры в целом.

Понятие «культура» происходит от латинского слова colere – возделывать, обрабатывать, улучшать почву. Этот термин первоначально был связан с сельским хозяйством. Производное от него слово cultura (возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) имело, таким образом, значительно более широкое значение. В частности, им выражалось и определенное состояние души. Цицероном слово «культура» было связано со словом «душа»: cultura animi– культура души, духовная культура.

Итак, древние римляне называли культурой деятельность, связанную с возделыванием, обработкой, улучшением чего-либо. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля значение этого слова определяется так: «Обработка и уход, возделывание, возделка; образование, умственное и нравственное».

В последнее время слово «культура» приобрело универсальное значение. Оно постоянно используется в научной и популярной литературе, в газетах и журналах, звучит по радио и телевидению. Ученые и публицисты говорят о материальной и духовной, политической и правовой, нравственной и эстетической культуре.

Все чаще употребляют понятие «экономическая культура». Диапазон значений поистине замечателен: культура поведения, культура быта, культура дискуссий, культура дворянской усадьбы, культура возделывания картофеля, культура Просвещения…

В правоведении понятие «правовая культура» употребляют, говоря об обществе в целом и об отдельной личности.

Правовая культура общества – это система овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права. Она является составной частью культуры общества и включает в себя право, правовые нормы, правоотношения, правовые учреждения и другие элементы.

Правовая культура личности представляет собой единство глубоких правовых знаний, уважения к праву (положительного отношения к праву) и правомерного (правопослушного) поведения.

Фундаментом, на котором стоит правовая культура, является нравственная и политическая культура. Эти три вида культуры личности самым непосредственным образом поддерживают, усиливают друг друга.

Без формирования и развития правовой культуры невозможно построить правовое государство. Человек, не обладающий ею, чувствует себя в обществе и государстве бесправным «винтиком» или внутренним эмигрантом. Только тот, кто обладает правовой культурой, осознает свою роль полноправного и активного гражданина страны, неравнодушного к ее проблемам и трудностям.

Чувство собственного достоинства есть необходимое и подлинное проявление духовной жизни; оно есть знак того духовного самоуважения, без которого немыслимы ни борьба за право, ни политическое самоопределение, ни национальная независимость. Гражданин, лишенный этого чувства, политически недееспособен…

И. Ильин

Как и все действительно ценное, правовая культура создается постепенно. Раньше всего закладывается фундамент – элементы нравственной культуры: совесть, честь, правдивость, чувство собственного достоинства, доброта. Без них правовая культура невозможна. Развиваясь, взрослея, человек познает законы добра и зла, чести и бесчестия, свободы и рабства, получает первые сведения о политике.

Представления о том, «что такое – хорошо и что такое – плохо», помогают получить первые, самые простые знания в области права: какие действия закон запрещает, как карают нарушителей, за что прощают или проявляют снисхождение. Лишь затем появляется интерес к различным отраслям права, к его принципам и аксиомам, к отдельным эпизодам из истории правовых систем. Сведения по криминалистике, судебному процессу, дознанию, работе прокуратуры и другим вопросам часто приобретаются случайно, например из детективов или телевизионных сериалов.

Без правовых знаний человек беспомощен. В правовых коллизиях без них не разобраться. Но одних знаний и даже умений ими пользоваться для покорения вершин правовой культуры явно недостаточно. Всем известно, что закоренелые преступники нередко знают закон и конкретные нормы права намного лучше, чем законопослушные граждане. Как утверждал ироничный мастер афоризма Г. Лихтенберг (1742–1799), «чтобы поступить справедливо, нужно знать немного, но чтобы с полным основанием творить несправедливость, нужно основательно изучить право». Другими словами, если не воспитаны положительные чувства, позитивные отношения, юридические знания и умения сами по себе остаются нейтральными, не оказывают существенного влияния на формирование правовой культуры. Право приобретает личностную значимость, осознается как ценность только при условии, что к нему сформированы определенные отношения, чувства. Человек с возмущением видит, что беспорядок берет верх над порядком, он презирает преступников, ему не безразлично, что своеволие празднует победу над законом. В конечном счете у него формируется чувство законности, но не такое, как у расследующего убийство старухи-процентщицы Порфирия Петровича из «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского, а сопряженное с чувствами доброты, милосердия и сострадания.

Уже этот уровень развития правовой культуры достоин уважения. Человек с развитыми правовыми чувствами вряд ли станет правонарушителем, он будет стараться вести себя в соответствии с законами, быть законопослушным гражданином, что не так уж и плохо. Будет лучше, если он осознает необходимость хотя бы элементарной правоохранительной активности, умения и способности защищать права, свои собственные и окружающих его людей.

Правовая культура тесно связана с правосознанием. Правосознание – один из компонентов правовой культуры, главный защитник человека, запутавшегося в хитросплетениях социальных норм. В самом общем виде правосознание – это результат и процесс отражения права в сознании людей. Оно проявляется в совокупности знаний права и отношения к нему (оценок как права, так и путей его реализации).

Правосознание существует на обыденном, профессиональном (специальном) и теоретическом уровнях. Обыденное правосознание действует в рамках повседневных жизненных проявлений людей. Для него характерна опора на правовые чувства (долга, справедливости, свободы, независимости и др.), привычки поведения. Знания ограниченны и используются редко.

Профессиональное правосознание характерно для тех, кто специально занимается правовой деятельностью, прежде всего для юристов. У них правовые знания достаточно полны и систематизированы, они помогают им исполнять различные правоохранительные роли: судьи, адвоката, прокурора, полицейского.

Самый высокий уровень правового сознания – теоретический. Речь идет не только о глубоком знании права, но и о способности творчески вносить в само право элементы новизны, подвергать действующее право анализу, обобщать в этой сфере, мыслить категориями правовой философии. Теоретическим правовым сознанием обладают ученые-правоведы, преподаватели.

Правовая деятельность. Для правильного понимания, использования и соблюдения норм российского права, для получения консультаций по разнообразным юридическим вопросам граждане (физические лица) и юридические лица обращаются к профессиональным юристам. Юридическая помощь в Российской Федерации оказывается судом, прокуратурой, адвокатами, работниками юридических служб предприятий и организаций, оказывающих юридические услуги, нотариусами, патентными поверенными. Их деятельность направлена на защиту прав и законных интересов граждан.

Рассмотрим основные юридические специальности.

Адвокат – юрист, оказывающий профессиональную правовую помощь физическим и юридическим лицам. Он дает консультации, представляет интересы клиентов в суде, осуществляет защиту обвиняемого в судебном процессе.

Нотариус – юрист, должностное лицо, специально уполномоченное совершать нотариальные действия: удостоверяет сделки, оформляет наследственные права, изготовляет копии документов и выписки из них, дает разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий, разъясняет права и обязанности, предупреждает о последствиях совершаемых сделок.

Судья – должностное лицо государства, носитель судебной власти в РФ. Судьи наделены в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие.

Прокурор – должностное лицо органов прокуратуры, осуществляющий прокурорский надзор за исполнением законов государственными органами, соблюдением прав и свобод граждан.

Вопросы для самоконтроля

1. Как право связано с культурой?

2. Что такое правовая культура в широком значении слова?

3. Что такое правовая культура человека?

4. Каковы основные элементы правовой культуры?

5. Что служит фундаментом правовой культуры?

6. Почему нужно овладевать правовой культурой?

7. Что такое правосознание?

8. Что относится к правовой деятельности?

9. В чем состоят особенности разных юридических специальностей? Приведите примеры из жизни.

Исследуем документы

Ядро, сама суть правовой культуры, а тем более культуры права, заключается в тех юридических ценностях, которые накоплены веками и которые лишь тогда проявляют себя как ценности, когда «овладевают» всем обществом, непрерывно, шаг за шагом, совершенствуясь и обогащаясь. Тут непременно нужны и время, и непрерывность процесса, и известные предпосылки (хотя бы минимум нравственного здоровья общества, самоформирующееся демократическое гражданское общество!), а главное – уже достигнутый уровень правовой культуры. Далеко не достаточно пусть самых настойчивых и энергичных акций по «правовому воспитанию», чтобы в обществе чуть ли не в одночасье утвердилась действительная правовая культура.

Но если это верно, то неужели должны пройти десятки и десятки, а то и сотни лет для того, чтобы оказалось возможным достичь достаточно высокого уровня культуры в области права? Такой культуры (воистину замкнутый круг), без которой, в свою очередь, невозможно решить другие наши задачи (С. Алексеев).

Темы для проектов, рефератов и обсуждения

1. Правовая и политическая культура: сходство и различия.

2. Зачем обывателю правовая культура?

3. Правосознание как форма общественного сознания.

4. Правовая защита.

Категория: ПРАВО. 10-11 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: уроки права в школе, знакомим школьников с законами РФ, правовое образование в школе, образовательный сайт, право 10-11 класс
Просмотров: 929 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ

» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И
    ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЮНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ

ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ
   ГАЗЕТУ


ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ
    ДЛЯ ЮНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
    ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск







» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2019
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0