Понятие и признаки правового государства - ПРАВО. 10-11 КЛАСС - Каталог файлов - ЗА ПАРТОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 11.12.2016, 09:02
ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ ГАЗЕТУ   ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [1260]
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ [323]
РЕФЕРАТЫ [708]
В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА [307]
ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА [399]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ и ГИА [280]
УЧИТЕЛЬСКАЯ [207]
ШКОЛЬНЫЕ КРУЖКИ И ФАКУЛЬТАТИВЫ [151]
УЧЕБНЫЕ СКАЗКИ ПО ШКОЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ [95]
ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР [23]
ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА [62]
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКТЫ К УРОКАМ [29]
ИСТОРИЯ [95]
УМК ПО МАТЕМАТИКЕ [99]
ИНФОРМАТИКА [37]
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК [68]
ФИЗИКА [163]
ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ [148]
ГЕОГРАФИЯ [53]
УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА [148]
ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ. 6 КЛАСС [16]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ [8]
ПРАВО. 10-11 КЛАСС [70]
УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИИ [56]
ОНЛАЙН-СПРАВОЧНИК ПО БИОЛОГИИ [31]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О РОССИИ [31]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ В РАБОТЕ [104]
ТЕСТЫ ПО ИСТОРИИ [86]
ПРАКТИКУМ ПО ГЕОГРАФИИ [58]
ИСТОРИЯ МИРА. ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ АТЛАС [25]
» Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Файлы » ПРАВО. 10-11 КЛАСС

Понятие и признаки правового государства
01.02.2016, 19:19

Понятие «правовое государство» стало употребляться в языке наших политиков и правоведов в положительном смысле не так давно. Еще лет десять назад о концепции правового государства говорили критически, осуждая ее сторонников за приверженность к буржуазным демократическим ценностям, будто бы чуждым нашему обществу.

Говорить о том, что идея правового государства родилась лишь в Новое время и связана с утверждением буржуазных отношений, ошибочно. Она вызревала, крепла, совершенствовалась на протяжении нескольких столетий, постепенно вбирая в себя передовые представления о роли права в развитии человеческого общества. Первые элементы концепции правового государства появились в Античности. Вспомните о Древней Греции и Древнем Риме, где философы говорили о власти закона как о сочетании силы и права, о естественном (природном) равенстве людей, о праве как о мериле справедливости, о государстве как о «деле народа» (буквальный перевод латинского res publica).

Экономические отношения, утверждавшиеся в Новое время, основанные на требованиях личной свободы, свободы предпринимательской деятельности, ориентировали на то, чтобы предоставить человеку более широкие права и гарантировать их соблюдение не доброй волей правителя, а законами, одинаково обязательными для всех. Мыслители эпохи перехода от Средневековья к Новому времени смотрели на государство как на продукт длительного развития общества и пытались из разума и опыта вывести естественные законы его жизни.

Свобода людей, находящихся под властью правительства, заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем; это – свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной, самовластной воли другого человека.

Дж. Локк, английский философ

Вернемся в наше время, в Россию, переживающую сложный период демократического переустройства. Разве можем мы не согласиться с тем, что «свобода следовать моему собственному желанию… когда этого не запрещает закон», и что «не быть зависимым от постоянной… самовластной воли другого человека» – это именно то, что крайне необходимо каждому из нас? Мы должны суметь использовать все то богатство, которое накопила экономическая, философская, юридическая и научная мысль предшествующих эпох, российская в том числе. Идея правового государства – одно из ценнейших достижений человеческого разума, следствие многовекового совершенствования гражданско-правовых отношений в государствах европейского типа.

Основными признаками правового государства являются:

• верховенство закона, равная ответственность перед законом всех граждан и органов государства сверху донизу, торжество законности как принципа организации политической жизни общества;

• четкое разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечение сильной и независимой судебной власти, отсутствие существенных противоречий между ветвями власти;

• гарантии соблюдения прав человека;

• высокая правовая культура населения.

Обо всех этих признаках детальный разговор пойдет в последующих главах учебника.

Несмотря на трудности, ошибки, противоречия реальной политической и социально-экономической жизни, наша страна все-таки сделала важные шаги на пути к правовому государству. Значительно шире и реальнее стали прежде всего политические и гражданские права человека. Это демократическое избирательное право, право избирать и быть избранным, право участвовать в управлении делами общества; свобода слова и печати, которая освобождена от цензуры; свобода совести; свобода мирных собраний и ассоциаций, право добровольного объединения в общественные организации и политические партии; право на проведение митингов и демонстраций; право свободного выезда и въезда в страну. Много задач остаются нерешенными.

Одним из краеугольных камней в здании правового государства является формирование независимой, самостоятельной, культурной личности, защищенной законом, обладающей всей совокупностью прав и свобод, развитым «чувством экономического достоинства». Без такой личности идея правового государства мертва.

Препятствий (на пути к правовому государству. – А. Н.) вижу два. Во-первых, советский человек не обладает чувством экономического достоинства. Во-вторых, реальная власть в экономике принадлежит «не тому, кому надо». Чувство экономического достоинства рождается из возможности в любой момент получить любой товар или услугу законным способом, расплачиваясь трудом. Если у человека такого чувства нет, если он вынужден метаться в поисках нужной вещи от государственного спекулянта к спекулянту частному, требовать от него законопослушного, законоуважительного поведения сложно.

А. Яковлев, правовед, общественный деятель

Что касается «не тому, кому надо», то реальная власть в экономике должна принадлежать не распорядителям, а производителям, не администраторам, а работникам. При этом нужно помнить, что без администраторов не обойтись и в правовом государстве. Бюрократия не является абсолютным злом, управленцы необходимы, чтобы обеспечить эффективное руководство в высокоорганизованном, развитом обществе. Другое дело – бюрократизм. С ним необходимо бороться. Но успех принесет только устранение того, что порождает бюрократизм, – системы, основанной на контроле правящей политической элиты над всем и вся. Цель не в том, чтобы ликвидировать бюрократию, а чтобы поставить ее в условия, в которых она могла бы работать максимально производительно и эффективно. Этого легче достичь именно в правовом государстве.

Право и экономика взаимосвязаны. Пока экономическая власть принадлежит министерствам, ведомствам или стремящимся к монопольному положению частным корпорациям, а не конкретным производителям, становящимся постепенно основой общества, право и государство по-прежнему выражают интересы немногих. Хорошие законы, которых принято в последнее время немало, так и не будут работать на благо всем.

Обеспечить подлинную свободу человеку в правовом государстве может только превращение его в реального собственника, в экономически свободного члена общества.

Вопросы для самоконтроля

1. Почему теория правового государства, идея которого возникла еще в Античности, воплотилась только в XX в.? Обоснуйте свой ответ, привлекая свои знания по истории.

2. Проанализируйте причины скептического отношения некоторых людей к идее правового государства. Приведите примеры.

3*. Используя ресурсы Интернета, расскажите о философах, создавших эту теорию.

4. Какие государства стали первыми правовыми государствами? Почему?

5. Сформулируйте собственное определение понятия «правовое государство».

6. Классифицируйте признаки правового государства.

7. Как вы думаете, можно ли выделить какой-нибудь из этих признаков как главный? Обоснуйте, почему.

8. Дайте характеристику понятия «верховенство права».

9. Как вы думаете, можно ли считать Россию правовым государством? Обоснуйте свой ответ, иллюстрируя его примерами.

10. Почему Конституция РФ содержит норму о правовом государстве? Приведите свои аргументы.

11*. Сформулируйте свою точку зрения, какую роль в становлении правового государства играет «чувство экономического достоинства».

12. Обоснуйте необходимость существования бюрократии в государстве. Приведите примеры из жизни, СМИ, чем опасен бюрократизм.

Это интересно

Основной принцип правового, или конституционного, государства состоит в том, что государственная власть в нем ограничена. В правовом государстве власти положены пределы, которых она не должна и не может переступать. Ограниченность власти в правовом государстве создается признанием за личностью неотъемлемых и неприкосновенных прав (Б. А. Кистянский, правовед).

Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию

Ориентироваться во всем правовом пространстве может, безусловно, только человек, имеющий профессиональное юридическое образование.

Значит ли это, что неюристу вообще никаких законов знать не надо? Думать так было бы серьезной ошибкой. Ведь согласитесь, что продавец, с которым у вас возникли разногласия в магазине, или приемщица, которая, по вашему мнению, ущемляет ваши права в химчистке, так же как и вы, не являются профессиональными юристами и вряд ли знают о законодательстве больше, чем вы. В этом случае очень важно, чтобы вы понимали, что, нарушая ваши права, они нарушают закон, который эти права защищает. Не менее важно знать, какие права вы имеете в том же магазине, химчистке, автобусе, ателье. Тем более что права эти достаточно просты, они основаны на здравом смысле, и нет необходимости заучивать наизусть статьи закона, для того чтобы воспользоваться, например, правом на информацию или правом на замену некачественного товара (Домашняя юридическая энциклопедия).

Исследуем документы

Правовое государство и гражданское общество предполагают одно другое. Трудно представить правовое государство в обществе, которое не способно к самоуправлению. В таком государстве действительно верховенствует право, но оно превыше и самого государства, о котором можно со всем основанием сказать: «Не человек существует для государства, а государство для человека». В таком государстве суд является реальным органом правосудия, а отнюдь не органом репрессий. В таком суде можно оспорить не только нарушение закона, но и сам закон, если он противоречит естественным и неотъемлемым правам человека (А. Воропаев, литератор).


Темы для проектов и рефератов

1. История развития идеи правового государства.

2. Основные документы США, Англии и Франции о правовом государстве.

3. Признаки правового государства в России.

Обсуждаем, спорим

1. Взаимная ответственность государства и личности. Примеры из жизни.

2. Правовое и социальное государство: связь и противоречия.

3. Россия как правовое государство: мечта или реальность?

Категория: ПРАВО. 10-11 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: уроки права в школе, знакомим школьников с законами РФ, правовое образование в школе, образовательный сайт, право 10-11 класс
Просмотров: 284 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ



» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск












Пан ПОЗНАВАЙКО




» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0