Целевые установки
урока:
а) дать представление о твердых и мягких согласных, учить различать
их; б) ввести условное обозначение мягкого согласного звука; в) освоение
звукового анализа слов с мягкими согласными звуками; чтение слов по следам
анализа; г) развивать умения учащихся в классификации звуков, анализе звукового
состава слова; д) показать изобразительные возможности звуков речи.
Ход урока
1. Работа по стр. 50 азбуки.
Постановка новой учебной задачи.
— Что вы уже знаете о
звуках речи? (Они произносятся с помощью органов речи, бывают гласными и
согласными.) А что нового мы должны узнать о звуках речи на этом уроке? Кто
поможет мне прочитать название страницы азбуки? (Твёрдые и мягкие согласные.)
Как это понимать?
2. Формирование мотивации чтения.
— Ответ на этот вопрс
Петрушка предлагает поискать в книжке-сказке Бориса Заходера. Прочитайте
название сказки, записанное рисунками и условными значками. (Кит и кот.) Кто
такой кит? Опишите его внешний вид, сравните размеры кита и кота.
— А теперь посмотрите
на иллюстрацию к сказке. Соответствует ли она тому, что вы рассказывали о ките?
Надо прочитать текст сказки, и тогда всё прояснится. Кто хочет начать читать?
3. Чтение текстовых отрывков в азбуке учащимися, умеющими
читать, с помощью учителя.
4. Выяснение содержания прочитанного в связи с
лексической работой.
— Что значит «В сказке
нет порядка»? Какими ещё словами можно подчеркнуть размеры огромного кота, а
какими — маленького кита?
Анализируются противоположные по значению слова (огромный
— маленький) и близкие по значению слова: (большущий, крупный,
гигантский; крохотный, малюсенький).
5. Чтение и рассматривание книги-сказки Б. Заходера «Кит
и кот».
— Петрушка считает,
что нужно прочитать всю сказку, и тогда можно будет в ней разобраться. Вы
согласны с ним?
Текст сказки (в сокрашении):
В этой сказке нет порядка:
Что ни слово – то загадка!
Вот что сказка говорит:
Жили-были КОТ и КИТ.
Кот — огромный, просто
страшный!
Кит был маленький, домашний.
Кит мяукал, кот пыхтел.
Кит купаться не хотел,
Как огня, воды боялся.
Кот всегда над ним смеялся!
Время так проводит кит:
Ночью бродит, днём храпит
Кот плывёт по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Ловит кит мышей на суше.
Кот на море бьёт баклуши.
Кит царапался, кусался,
Если ж был неравен спор —
От врагов своих спасался,
Залезая на забор.
Добрый кот ни с кем не дрался,
От врагов уплыть старался:
Плавниками бьёт волну
И уходит в глубину.
...
В этой сказке нет порядка.
В ней ошибка, опечатка:
Кто-то, против всяких правил,
В сказке буквы переставил,
Переправил «кит» на «кот»,
«Кот» на «кит», наоборот!
6. Осмысление прочитанного:
— В чём же загадка
этой сказки? (В опечатке, то есть в ошибке, в перестановке букв.) Вы тоже
будьте внимательны, когда мы будем работать с этими словами.
7. Звуковой анализ слов кот и кит.
Обозначение твердых и мягких согласных.
— Сравните звуковые
схемы слов «кот» и «кит». Чем они похожи? (Каждое слово состоит из трёх
звуков.) А одинаковы ли звуки в этих словах?
Учащиеся с опорой на схему называют отдельные звуки в
словах кот и кит, подводятся к выводу, что звуки разные. Учитель
привлекает особое внимание к первому звуку в каждом слове, просит произнести их
и сравнить работу органов речи. Учащиеся артикулируют эти звуки и отмечают, что
звуки [к] и [к’] похожи, но все же различаются, так как при произнесении
второго звука спинка языка поднимается вверх к нёбу. Учитель подытоживает
ответы детей: звук [к] — твердый, а звук [к’] — мягкий. Затем он показывает
условный значок для обозначения мягкости согласных и поясняет, что поперечная
линия потому изогнутая, что обозначает, как язычок, образуя преграду выходящему
воздуху при произнесении звука, изгибается кверху.
8. Упражнения в произнесении
твёрдых и мягких согласных звуков.
Учащиеся вслед за учителем
называют сначала твёрдый звук, потом — соответствующий мягкий звук: [д] — [д’],
[т] — [т’],
[л] — [л’], [р] — [р’], [н] —
[н’], [з] — [з’], [с] — [с’] и т.п.
9. Упражнения в распознавании
твёрдых и мягких звуков.
Учитель произносит слова парами: мыло — милый, рыба —
ряба, дыня — день, сила — соль, зубы — зебра,
лёд — лодка.
Учащиеся слушают слова, произносят их в полголоса для
себя и на основе слуховых и речедвигательных ощущений определяют, с какого
звука – твёрдого или мягкого согласного — начинается
слово. Форма проверки: сигнальные карточки с уловными значками твёрдых и мягких
согласных звуков.
10. Повторение изученного о звуках.
Выставляются «бусинки» — условные
обозначения гласных и согласных, твёрдых и мягких, звуков.
— Какие бывают звуки.
Покажите условный значок гласного звука. В чём особенности произнесения
гласного звука? Произнесите гласные звуки: аа… уу… оо… ыы… ии… ээ…
Почему гласные звуки легко тянутся, поются? (Потому что при их произнесении
воздух проходит свободно, отсутствует преграда.)
Чем отличается произнесение согласного звука от гласного?
Почему согласные звуки обозначены по-разному? Что обозначает изогнутая
поперечная линия? Произнесите согласные звуки и понаблюдайте за работой язычка:
д — дь, т — ть, н — нь,
с — сь, з — зь.
11. Упражнение в классификации звуков. Работа в парах.
— Определите, с какого
звука начинается ваше имя и покажите нужную бусинку. Предварительно проверьте
друг друга в парах.
12. Работа с наборным полотном «Сорока».
— Интересно, какое имя
у сороки, которая придумала, как можно обозначать звуки. Она подсказывает нам:
её имя состоит из четырёх звуков, начинается с мягкого согласного «рь» и
заканчивается на гласный звук «а». (Рита.) Давайте украсим сороку «бусинками» с
её именем.
На наборном полотне вывешиваются «бусинки» с объяснением
каждого звука, его определением как гласного-согласного.
13. Рассказ по иллюстрации к
произведению Дмитрия Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича — длинный
нос и про мохнатого Мишу — короткий хвост».
— Знаете ли вы эту
сказку? Сегодня я почитаю её на уроке, но не всю, а лишь маленькие отрывки, а
остальное попробуйте додумать, сочинить сами. Согласны?
Кто забрёл на болото и, как вы думаете, зачем? Почему
испугались комары? Вот как об этом говорится в сказке: «Пришёл в наше болото
медведь и завалился спать. Как лёг в траву, так сейчас же задавил пятьсот
комаров, как дохнул — проглотил целую
сотню». Какая картина возникает у вас перед глазами?
Учитель обращает внимание
детей на подбор слов для описания действий медведя со звуком [р] (разлёгся,
захрапел).
— Как повели себя комары?
Подбираются слова со звуками [з], [з’]: разозлились,
загудели, стали громко зудеть (зудит, т.е. издает звуки ззз).
— Как маленьким
комарам удалось выгнать большого медведя из болота? (Их было много.) Писатель
так рассказывает об этом: прилетел не один Комар Комарович — длинный нос, а прилетели с ним и дедушка,
Комарище — длинный носище, и младший брат,
Комаришко — длинный носишко.
— Какой комар, большой
или маленький, представляется вам при произнесении твёрдого звука [з]? А при
произнесении мягкого звука [з’]?
Учащиеся произносят эти звуки и соотносят твердый звук
[з] с большим комаром, а мягкий [з’] — с маленьким:
— Посмотрите на
иллюстрацию: чем пытался медведь отбиваться от комаров? Послушайте, как
говорится об этом в сказке: «Долго ли, коротко ли сражался Миша с комарами,
только шуму было много. Далеко был слышен медвежий рёв. А сколько он деревьев
вырвал, сколько камней выворотил!»
Рассказывание сказки завершается передачей с помощью
звуков [р], [р’] медвежьего рёва:
— Покажите с помощью
произнесения твёрдого звука [р], как
сердился медведь, рычал, угрожая комарам. Изобразите с помощью произнесения
мягкого звука [р’] жалобное ворчание
медведя, убегающего от комаров.
14. Физкультминутка: изображение комариков в движениях,
зудении.
15. Стимулирование домашнего чтения:
— Кто хочет прочитать
эту сказку целиком дома с родителями, может взять книжку с нашей книжной полки.
16. Звуковой анализ слов.
Называются предметы, изображенные на с. 51 (мак, мяч,
лук, люк). Рассматриваются модели этих слов: объясняются их значения,
анализируется звуковой состав. Сравниваются звуки [м] и [м’] в словах мак,
мяч и звуки [л] и [л’] в словах лук и люк. Упражнение в
подборе слов к схемам: (лук, сыр, мир). Читающие дети могут написать под
схемой буквы.
17. Работа в парах.
С помощью «бусинок», обозначающих твёрдые и мягкие
согласные, учащиеся выкладывают звуковые ряды, соответствующие словам «пар»,
«пир».
|