ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Понедельник, 09.12.2019, 13:02
ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ
   УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ
   "ЛЕКСИКА","ФРАЗЕОЛОГИЯ"
   И "СЛОВООБРАЗОВАНИЕ"


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА
   УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
   ШЕРЛОКА ХОЛМСАХ


НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ [24]
ЧТЕНИЕ [55]
МАТЕМАТИКА [22]
РУССКИЙ ЯЗЫК [20]
ЗНАКОМСТВО С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ [37]
РИСОВАНИЕ [14]
СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ [20]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [54]
ОБЖ [32]
ЗАНЯТИЯ С ПСИХОЛОГОМ [45]
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Файлы » ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ » ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

Урок обучения грамоте "Твердые и мягкие согласные"
04.09.2014, 16:12

Целевые установки урока:

а) дать представление о твердых и мягких согласных, учить различать их; б) ввести условное обозначение мягкого согласного звука; в) освоение звукового анализа слов с мягкими согласными звуками; чтение слов по следам анализа; г) развивать умения учащихся в классификации звуков, анализе звукового состава слова; д) показать изобразительные возможности звуков речи.

Ход урока

1. Работа по стр. 50 азбуки. Постановка новой учебной задачи.

Что вы уже знаете о звуках речи? (Они произносятся с помощью органов речи, бывают гласными и согласными.) А что нового мы должны узнать о звуках речи на этом уроке? Кто поможет мне прочитать название страницы азбуки? (Твёрдые и мягкие согласные.) Как это понимать?

2. Формирование мотивации чтения.

Ответ на этот вопрс Петрушка предлагает поискать в книжке-сказке Бориса Заходера. Прочитайте название сказки, записанное рисунками и условными значками. (Кит и кот.) Кто такой кит? Опишите его внешний вид, сравните размеры кита и кота.

А теперь посмотрите на иллюстрацию к сказке. Соответствует ли она тому, что вы рассказывали о ките? Надо прочитать текст сказки, и тогда всё прояснится. Кто хочет начать читать?

3. Чтение текстовых отрывков в азбуке учащимися, умеющими читать, с помощью учителя.

4. Выяснение содержания прочитанного в связи с лексической работой.

Что значит «В сказке нет порядка»? Какими ещё словами можно подчеркнуть размеры огромного кота, а какими маленького кита?

Анализируются противоположные по значению слова (огромный — маленький) и близкие по значению слова: (большущий, крупный, гигантский; крохотный, малюсенький).

5. Чтение и рассматривание книги-сказки Б. Заходера «Кит и кот».

Петрушка считает, что нужно прочитать всю сказку, и тогда можно будет в ней разобраться. Вы согласны с ним?

Текст сказки (в сокрашении):

В этой сказке нет порядка:

Что ни слово – то загадка!

Вот что сказка говорит:

Жили-были КОТ и КИТ.

Кот огромный, просто страшный!

Кит был маленький, домашний.

Кит мяукал, кот пыхтел.

Кит купаться не хотел,

Как огня, воды боялся.

Кот всегда над ним смеялся!

Время так проводит кит:

Ночью бродит, днём храпит

Кот плывёт по океану,

Кит из блюдца ест сметану.

Ловит кит мышей на суше.

Кот на море бьёт баклуши.

Кит царапался, кусался,

Если ж был неравен спор

От врагов своих спасался,

Залезая на забор.

Добрый кот ни с кем не дрался,

От врагов уплыть старался:

Плавниками бьёт волну

И уходит в глубину.

...

В этой сказке нет порядка.

В ней ошибка, опечатка:

Кто-то, против всяких правил,

В сказке буквы переставил,

Переправил «кит» на «кот»,

«Кот» на «кит», наоборот!

6. Осмысление прочитанного:

В чём же загадка этой сказки? (В опечатке, то есть в ошибке, в перестановке букв.) Вы тоже будьте внимательны, когда мы будем работать с этими словами.

7. Звуковой анализ слов кот и кит. Обозначение твердых и мягких согласных.

Сравните звуковые схемы слов «кот» и «кит». Чем они похожи? (Каждое слово состоит из трёх звуков.) А одинаковы ли звуки в этих словах?

Учащиеся с опорой на схему называют отдельные звуки в словах кот и кит, подводятся к выводу, что звуки разные. Учитель привлекает особое внимание к первому звуку в каждом слове, просит произнести их и сравнить работу органов речи. Учащиеся артикулируют эти звуки и отмечают, что звуки [к] и [к’] похожи, но все же различаются, так как при произнесении второго звука спинка языка поднимается вверх к нёбу. Учитель подытоживает ответы детей: звук [к] — твердый, а звук [к’] — мягкий. Затем он показывает условный значок для обозначения мягкости согласных и поясняет, что поперечная линия потому изогнутая, что обозначает, как язычок, образуя преграду выходящему воздуху при произнесении звука, изгибается кверху.

8. Упражнения в произнесении твёрдых и мягких согласных звуков.

Учащиеся вслед за учителем называют сначала твёрдый звук, потом — соответствующий мягкий звук: [д] — [д’], [т] — [т’],

[л] — [л’], [р] — [р’], [н] — [н’], [з] — [з’], [с] — [с’] и т.п.

9. Упражнения в распознавании твёрдых и мягких звуков.

Учитель произносит слова парами: мыло милый, рыба ряба, дыня день, сила соль, зубы зебра, лёд лодка.

Учащиеся слушают слова, произносят их в полголоса для себя и на основе слуховых и речедвигательных ощущений определяют, с какого звука – твёрдого или мягкого согласного начинается слово. Форма проверки: сигнальные карточки с уловными значками твёрдых и мягких согласных звуков.

10. Повторение изученного о звуках.

Выставляются «бусинки» условные обозначения гласных и согласных, твёрдых и мягких, звуков.

Какие бывают звуки. Покажите условный значок гласного звука. В чём особенности произнесения гласного звука? Произнесите гласные звуки: аа… уу… оо… ыы… ии… ээ… Почему гласные звуки легко тянутся, поются? (Потому что при их произнесении воздух проходит свободно, отсутствует преграда.)

Чем отличается произнесение согласного звука от гласного? Почему согласные звуки обозначены по-разному? Что обозначает изогнутая поперечная линия? Произнесите согласные звуки и понаблюдайте за работой язычка: д дь, т ть, н нь, с сь, з зь.

11. Упражнение в классификации звуков. Работа в парах.

Определите, с какого звука начинается ваше имя и покажите нужную бусинку. Предварительно проверьте друг друга в парах.

12. Работа с наборным полотном «Сорока».

Интересно, какое имя у сороки, которая придумала, как можно обозначать звуки. Она подсказывает нам: её имя состоит из четырёх звуков, начинается с мягкого согласного «рь» и заканчивается на гласный звук «а». (Рита.) Давайте украсим сороку «бусинками» с её именем.

На наборном полотне вывешиваются «бусинки» с объяснением каждого звука, его определением как гласного-согласного.

13. Рассказ по иллюстрации к произведению Дмитрия Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и про мохнатого Мишу — короткий хвост».

Знаете ли вы эту сказку? Сегодня я почитаю её на уроке, но не всю, а лишь маленькие отрывки, а остальное попробуйте додумать, сочинить сами. Согласны?

Кто забрёл на болото и, как вы думаете, зачем? Почему испугались комары? Вот как об этом говорится в сказке: «Пришёл в наше болото медведь и завалился спать. Как лёг в траву, так сейчас же задавил пятьсот комаров, как дохнул проглотил целую сотню». Какая картина возникает у вас перед глазами?

Учитель обращает внимание детей на подбор слов для описания действий медведя со звуком [р] (разлёгся, захрапел).

— Как повели себя комары?

Подбираются слова со звуками [з], [з’]: разозлились, загудели, стали громко зудеть (зудит, т.е. издает звуки ззз).

Как маленьким комарам удалось выгнать большого медведя из болота? (Их было много.) Писатель так рассказывает об этом: прилетел не один Комар Комарович длинный нос, а прилетели с ним и дедушка, Комарище длинный носище, и младший брат, Комаришко длинный носишко.

Какой комар, большой или маленький, представляется вам при произнесении твёрдого звука [з]? А при произнесении мягкого звука [з’]?

Учащиеся произносят эти звуки и соотносят твердый звук [з] с большим комаром, а мягкий [з’] — с маленьким:

Посмотрите на иллюстрацию: чем пытался медведь отбиваться от комаров? Послушайте, как говорится об этом в сказке: «Долго ли, коротко ли сражался Миша с комарами, только шуму было много. Далеко был слышен медвежий рёв. А сколько он деревьев вырвал, сколько камней выворотил!»

Рассказывание сказки завершается передачей с помощью звуков [р], [р’] медвежьего рёва:

— Покажите с помощью произнесения твёрдого звука [р], как сердился медведь, рычал, угрожая комарам. Изобразите с помощью произнесения мягкого звука [р’] жалобное ворчание медведя, убегающего от комаров.

14. Физкультминутка: изображение комариков в движениях, зудении.

15. Стимулирование домашнего чтения:

Кто хочет прочитать эту сказку целиком дома с родителями, может взять книжку с нашей книжной полки.

16. Звуковой анализ слов.

Называются предметы, изображенные на с. 51 (мак, мяч, лук, люк). Рассматриваются модели этих слов: объясняются их значения, анализируется звуковой состав. Сравниваются звуки [м] и [м’] в словах мак, мяч и звуки [л] и [л’] в словах лук и люк. Упражнение в подборе слов к схемам: (лук, сыр, мир). Читающие дети могут написать под схемой буквы.

17. Работа в парах.

С помощью «бусинок», обозначающих твёрдые и мягкие согласные, учащиеся выкладывают звуковые ряды, соответствующие словам «пар», «пир».

Категория: ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ | Добавил: admin | Теги: открытый урок, новаторский урок, Уроки в начальных классах, начальная школа, учителю младших классов, конспект урока, план-конспект урока
Просмотров: 2698 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ

» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И
    ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЮНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ

ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ
   ГАЗЕТУ


ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ
    ДЛЯ ЮНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
    ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск







» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2019
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0