ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 12.12.2019, 21:57
ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ
   УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ
   "ЛЕКСИКА","ФРАЗЕОЛОГИЯ"
   И "СЛОВООБРАЗОВАНИЕ"


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА
   УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
   ШЕРЛОКА ХОЛМСАХ


НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ [24]
ЧТЕНИЕ [55]
МАТЕМАТИКА [22]
РУССКИЙ ЯЗЫК [20]
ЗНАКОМСТВО С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ [37]
РИСОВАНИЕ [14]
СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ [20]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [54]
ОБЖ [32]
ЗАНЯТИЯ С ПСИХОЛОГОМ [45]
» Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Файлы » ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ » ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

Урок обучения грамоте "Слово и предложение"
04.09.2014, 15:51
Целевые установки урока:
а) дать учащимся представление о предложении и его функции выражения и сообщения мысли; б) учить детей различать слово и предложение; в) раскрыть роль слов в построении предложения; г) формировать умения выделять предложение в речевом потоке; д) дать учащимся общее представление о тексте, речи; е) показать звучность, мелодичность и вы разительность поэтической речи; ж) использовать художественные образы для воспитания ценностного отношения к владению словом, речью.

Ход урока

1. Работа по стр. 58 азбуки. Чтение названия страницы. Создание познавательной мотивации через определение детьми границ своего знания-незнания.

О чём пойдёт разговор на этом уроке? Что вы уже знаете о слове? (С помощью слов люди общаются между собой. У слова есть значение и звучание.) А знаете ли вы, что такое предложение? Хотите ли вы узнать, почему в названии учебной страницы «слово» и «предложение» стоят рядом?

2. Работа по сказке «Лиса и Волк». Рассмотрение иллюстрации к сказке.

Знаете ли вы эту русскую народную сказку?

3. Введение понятия «предложения».

Назовите героев этой сказки. (Лиса, волк.) Что вы использовали, называя героев сказки? (Слова «лиса», «волк».) Как вы думаете, что делает волк на замёрзшей речке? (Волк ловит рыбу.) Отвечая на этот вопрос, вы выразили свою мысль и сообщили её остальным с помощью предложения. Из чего вы составили предложение? (Из слов.) Из скольких слов? (Из трёх.) Назовите первое слово в предложении, второе, третье.

4. Подведение к выводу о различии функции слова и предложения.

Чем же отличается предложение от слова? (Словом мы что-то называем. Чтобы выразить мысль о чём-то и сообщить её другим, мы составляем из слов предложение.)

5. Анализ схемы предложения в связи с частичным анализом моделей слов.

Посмотрите на схему этого предложения. Что в ней используется? (Модели слов.) Сколько слов в предложении? (Три). Как показано, что это начало предложения? (Высокой чертой.) Как обозначен конец предложения? (Точкой).

Моделью какого слова начинается предложение? (Моделью слова волк.) Как показано, что это начало предложения? (Высокой жирной чертой.) Сколько звуков в первом слове? Выделите каждый звук. (В-о-л-к.) Сколько гласных звуков в этом слове и сколько слогов? (Один гласный звук [о] и один слог.) Сколько слогов во втором слове? Озвучьте схему этого слова, произнеся его по слогам. (Ло-вит.) Какое слово стоит последним? (Рыбу.) Сколько в нём слогов, и какой ударный? Произнесите это слово, выделив ударный слог.

6. Чтение отрывка сказки.

Почему волк отправился ловить рыбу хвостом в проруби, и кто дал ему такой совет? Расскажите начало сказки. (Заслушивается пересказ начала сказки.)

Так ли об этом написано в книге?

Учитель зачитывает начало сказки.

                        «Сильно проголодалась Лиса. Бежит по дороге и смотрит по сторонам: нельзя ли где-нибудь чем-нибудь съестным разжиться? Видит она: везёт мужичок на санях мёрзлую рыбу

                        Недурно бы рыбки отведать, подумала Лиса. Забежала вперёд, легла на дорогу, хвост откинула, ноги         выпрямила. Ну дохлая, да и только!

                        Подъехал мужик, посмотрел на Лису и говорит:

                        О! Вот будет славный воротник жене на шубу! Взял Лису за хвост и швырнул её в сани. Закрыл рогожею, а   сам пошёл подле лошади.

                        Недолго лежала Лисонька, проделала в санях дыру и давай в неё рыбу выкидывать: рыбка за рыбкой, так и            повыкидывала всю. А потом и сама из саней тихонечко          вылезла.

                        Приехал мужик домой, осмотрелся ни рыбы, ни «воротника»!

                        А Лиса перетаскала всю рыбу себе в нору, потом села у норы и ест. Видит она бежит Волк, от голода у него бока подвело.

            Здравствуй, кума, ты что это кушаешь?

            Рыбку, куманёк!

            Дай мне хоть одну!

            Как же, разевай рот! Видишь, какой ты ловкий! Я ловила, а ты будешь есть!

            Дай хоть головку, кумушка!

            Ни хвостика, куманёк! Налови сам и кушай на здоровье! …»

 

Интересно ли было слушать чтение сказки? Сумели ли ребята рассказывать сказку также увлекательно? (Не совсем.) Наверное, что-то подзабыли. Нужно перечитывать сказки даже, если они знакомы. И ещё нужно уметь их рассказывать, передавая содержание голосом, выражением лица, жестами и используя сказочные слова. Кто хочет дочитать сказку дома до конца и потом рассказать её нам?

7. Составление предложений из отдельных слов.

Модели каких слов даны ниже? (Волк, белка, лиса, грибы, рыба, сыр.) 1. Что обозначено под моделями слов? (Схема предложения из трёх слов.) По этой схеме из заданных слов составьте предложение о том, что ест белка. (Белка ест грибы.) Почему вы использовали для составления этого предложения слово «грибы», а не «рыбу»? (Белка не ест рыбу.) Значит, чтобы составить предложение из слов, их надо связать по смыслу.

А можно ли переставить слова местами: «Ест грибы белка»? (Нет, слова в предложении нужно ставить в определённом порядке.)

8. Работа в парах.

Составьте предложение о том, что ест лиса, связав нужные слова по смыслу и поставив их в определённом порядке. (Лиса ест рыбу. Лиса ест сыр.2)

9. Работа по стр. 59 азбуки. Анализ модели слова «репка».

Думается, что эту сказку читать не надо, так как наверняка она хорошо знакома вам с детства. Модель какого слова подсказывает её название? (Модель слова репка.) Что означает слово «репка»? (Это название овоща.) Чем отличаются по смыслу слова репа и репка? В чём особенности звучания слова репка?

На основе произношения слова учащиеся доказывают, что слово состоит из двух слогов, что первый слог ударный, что в слове пять звуков: [р’] [э] [п] [к] [а].

10. Рассказывание сказки по предложениям.

По схеме предложения вспомните начало сказки. (Посадил дед репку.) Сколько слов в предложении, и какие это слова?

— Расскажите, что было дальше. Для этого рассмотрите иллюстрацию к сказке. Как герои сказки выстраиваются друг за другом, так и предложения выстраиваются друг за другом в тексте сказки. Какая выросла репка? Составьте предложение об этом. (Выросла репка большая-пребольшая.) Кто пошёл тянуть репку? Скажите предложением. (Пошёл дед тянуть репку.) …

В продолжение работы сказка рассказывается по предложениям.

11. Слого-звуковой анализ слова «мышка».

— Кого не хватает на рисунке? (Мышки.) Позовите мышку на помощь. Сколько слогов в этом слове? Какой ударный? Составьте это слово из «бусинок».

Выкладывается звуковой ряд слова «мышка».

12. Составление заключительного предложения по схеме.

— По схеме предложения закончите сказку. Какие слова могут быть в этом предложении? (Вот и вытащили репку.) Каким знаком нужно показать, что закончилось предложение и вместе с ним вся сказка? (Точкой.)

13. Выявление нравственного смысла сказки.

— Благодаря чему герои сказки вытащили огромную репку? (Благодаря своим дружным усилиям.)

14. Развитие рефлексии.

— Пусть каждый оценит свою работу на уроке: в полную ли меру сил работал и помогал ли другим

15. Обобщение полученных представлений.

Что вы используете, когда хотите о чём-то выразить мысль и сообщить её другим? (Мы используем предложения.) Из чего составляются предложения? (Из слов, связанных по смыслу и поставленных в определённом порядке.)

 

1 – Объём анализа моделей слов определяется самим учителем

2 – Можно вспомнить сказку «Два жадных медвежонка».

 

16. Выяснение впечатления от домашнего чтения:

— Кто прочитал дома сказку «Лиса и Волк» до конца? Кто готов выступить в роли сказочника и рассказать о том, как ловил Волк рыбу хвостом на замёрзшей речке? Помогайте себе голосом, мимикой, жестами и не забывайте про сказочные выражения.

17. Работа по стр. 60 азбуки. Чтение названия страницы «Сказка А.С. Пушкина», рассматривание иллюстраций к сказке.

— Знакомо ли вам имя этого русского писателя? Какие сказки А.С.Пушкина вам читали родители? Догадались ли вы, в какую сказку привела нас азбука?

18. Выразительное чтение учителем первого стихотворного отрывка: «В синем небе …».

— Слышали ли вы эти чудесные строки?

19. Повторное перечитывание отрывка учащимися.

Дети, знающие буквы, читают текст, а не умеющие читать первоклассники восстанавливают по рисункам пропущенные в тексте слова.

20. Комментирование текста в связи с лексической работой.

— Что значит «туча по небу идёт»? (Медленно движется по небу.) Почему «бочка по морю плывёт»? (В этой бочке сброшены в воду царица с младенцем.)

21. Выразительное чтение учителя второго поэтического отрывка: «Ветер по морю гуляет …»

Перечитывание текста учащимися с восстановлением пропущенного рифмующегося слова «волнах». Комментирование текста в связи с лексической работой:

— Как вы понимаете: кораблик «бежит»? (Плывёт быстро, легко.) Посмотрите на рисунок. Куда приплывает кораблик? Кто живёт на этом острове и правит городом? (Князь Гвидон. Это он находился в бочке со своей матерью, но, к счастью, остался жив.)

22. Выразительное чтение учителя третьего поэтического отрывка: «Белка песенки поёт …»

Перечитывание текста учащимися. Комментирование текста в связи с лексической работой:

— Посмотрите на рисунок золотого орешка. Что такое изумруд? (Драгоценный камень зелёного цвета.) Где живёт эта удивительная белочка? Кто помнит, как об этом написано в сказке? (Эта белочка живёт около дворца князя Гвидона. В тексте сказки есть такие строчки: «Ель растёт перед дворцом, а под ней — хрустальный дом. Белка там живёт ручная. Да затейница какая! …»

23. Работа по стр. 61 азбуки. Рассматривание рисунков.

— В кого стреляет князь Гвидон? Кого он спасает от злого коршуна? (Царевну Лебедь.)

24. Чтение четвёртого поэтического отрывка и его анализ.

— Сравните изображение царевны Лебеди на рисунке и её описание в поэтическом тексте. Что значит «выступает, будто пава»? (Пава — это эта очень красивая птица: павлин.) Как вы понимаете: «А как речь-то говорит, словно реченька журчит»? (Её речь плавная, звонкая, напоминающая журчание воды.

— Как отблагодарила царевна Лебедь князя Гвидона за своё спасение? (Она стала его женой, совершала по его просьбе различные чудеса, помогла ему встретиться с отцом царём Салтаном.)

25. Оценка прочитанного.

— Понравилась ли вам пушкинская сказка, хотя и прочитали мы её лишь в отрывках? Чем она вам понравилась? Согласны ли вы с тем, что звучание пушкинских строк ритмично, мелодично? Можно ли сказать, что каждое слово в сказке подобрано не случайно?

26. Использование художественных образов для воспитания ценностного отношения к владению словом, речью.

— У А.С. Пушкина можно поучиться владению русской речью и отношению к слову. В его сказке изображается драгоценный орешек. А можно ли сравнить слово с орешком? Что в слове можно назвать скорлупкой, а что ядрышком? (Скорлупка — это звучание слова, а ядрышко — это его значение.) Следует ли относиться к слову как к драгоценности? (Да, нельзя искажать звучания слов, нужно знать значение слова и его возможные смыслы.)

— А.С. Пушкин назвал речь прекрасной царевны «журчащей реченькой». О хорошем владении речью говорят ещё так: «речь льётся». Как вы это понимаете? (Она напоминает непрерывное течение воды: слово следует за словом, и они, связываясь по смыслу, составляют предложение, за которым следует второе предложение, третье — пока не выстроится текст сказки, стихотворения, рассказа.)

27. Поддержание учебной мотивации.

— Хочется ли вам научиться хорошо владеть словом, речью?

Категория: ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ | Добавил: admin | Теги: открытый урок, новаторский урок, Уроки в начальных классах, начальная школа, учителю младших классов, конспект урока, план-конспект урока
Просмотров: 3142 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ

» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И
    ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЮНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ

ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ
   ГАЗЕТУ


ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ
    ДЛЯ ЮНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
    ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск







» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2019
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0