ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 15.12.2019, 09:28
ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ
   УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ
   "ЛЕКСИКА","ФРАЗЕОЛОГИЯ"
   И "СЛОВООБРАЗОВАНИЕ"


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА
   УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
   ШЕРЛОКА ХОЛМСАХ


НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ [24]
ЧТЕНИЕ [55]
МАТЕМАТИКА [22]
РУССКИЙ ЯЗЫК [20]
ЗНАКОМСТВО С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ [37]
РИСОВАНИЕ [14]
СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ [20]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [54]
ОБЖ [32]
ЗАНЯТИЯ С ПСИХОЛОГОМ [45]
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Файлы » ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ » ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

Урок обучения грамоте "Слова и слоги. Ударение в слове"
04.09.2014, 16:02

Целевые установки урока:

а) дать учащимся представление о слоге как произносительной части слова; б) формировать умение произносить слова по слогам и правильно определять составляющие их звукосочетания; в) развивать мотивацию чтения книг; г) дать учащимся общее представление о словесном ударении; д) формировать умение определять место ударения в слове; е) показать смыслоразличительную роль ударения; ж) совершенствовать культуру речи учащихся: произношение слов с правильным ударением.

Ход урока

1. Выяснение впечатлений от домашнего чтения:

Кто прочитал дома с родителями всю сказку про Комара Комаровича и мохнатого Мишу? Чем она закончилась? Можно ли сказать, что чтение книг это увлекательное занятие?

2. Работа по стр. 54 азбуки. Постановка учебной задачи.

Встречи на уроках с героями сказок, стихотворений помогают нам узнать много нового. Давайте прочитаем название новой учебной страницы. (Слова и слоги.) Какое слово вам незнакомо? (Слоги.) Может быть, мы узнаем, что означает это слово с помощью ещё одной сказочной героини? Кто узнал её на рисунке? (Это Машенька.) Проверим это, прочитав начало сказки.

3. Выделение слогов в словах.

Помогите заблудившейся Машеньке позвать на помощь бабушку, дедушку, братишку. Как нужно произнести эти слова, чтобы их было легче расслышать на большом расстоянии? (Громко, протяжно, по частям.) Как это показано на звуковых схемах слов? (Они тоже разделены на части.)

4. Произнесение слов по слогам с опорой на схемы:

Посчитайте, на сколько частей разделена звуковая схема слова «бабушка»? Позовём бабушку вместе с Машенькой.

Учащиеся сопровождают проговаривание слова движением пальчика по звуковой схеме. Аналогичная работа проводится со словами «дедушка», «братишка».

Наверное, теперь родные найдут заблудившуюся Машеньку?

5. Введение понятия «слог».

— Часть слова, выделяемая при его произношении, называется «слог», а части слова – «слоги». Само это название подсказывает, что слово при произношении слагается (складывается) из частей.

6. Упражнения в делении слов на слоги.

— Припомните случаи, когда родители звали вас домой с улицы. Они тоже произносили ваши имена по слогам. Попробуйте показать, как? (Дии маа! Ии раа!)

7. Определение количества слогов в словах.

— А сколько слогов в вашем имени? Чтобы легче было считать, каждый слог отмечайте хлопком.

Образец выполнения задания даётся сначала на основе коллективной работы, а потом учащиеся работают в парах:

— Проверьте друг друга: научились ли вы делить свои имена по слогам и подсчитывать количество слогов.

8. Игровая ситуация «Как Петрушка учился говорить».

— Знаете ли вы, что Петрушка учился говорить по слогам? Представьте себя на месте Петрушки. Я буду говорить какое-то слово, а вы — повторять его, как Петрушка, по слогам: рука, чайник, книга, рубашка и т.д.

9. Работа с моделями слов. Деление слов на слоги и определение количества звуков в каждом слоге.

— Эти модели слов тоже приготовил к уроку Петрушка. Что в них необычного? (Под звуковыми схемами поставлены дуги.) Эти дуги обозначают слоги в словах. Условимся дугами обозначать слоги, чтобы не разделять на части звуковые схемы и не ломать модели слов.

— Сколько слогов обозначено дугами в слове «роза»? (Два слога.) Докажите произношением. (Ро-за.) Сколько звуков объединяется дугой в первом слоге, и какие это звуки? (Два звука: согласный и гласный.) Произнесите протяжно этот слог и выделите каждый звук. (Р-о.) Сколько звуков объединяется дугой во втором слоге? …

По заданному образцу проводится работа над каждым слогом в словах «роза», «пила», «барабан», «шар».

10. Раскрытие слогообразующей роли гласного звука.

Сравните количество гласных звуков в словах и количество слогов. Что вы обнаружили? (Это количество совпадает.) Какой же «секрет» гласных звуков вы открыли? (Сколько в слове гласных звуков — столько и слогов.)

11. Рассказ в картинках по произведению В. Сутеева «Мышонок и карандаш».

Учащиеся рассказывают эту историю, пытаясь читать рисунки и подписи под рисунками.

— Что виделось Мышонку в рисунках? А кого рисовал Карандаш? Какое же слово не договорил Мышонок и со страху убежал? (Слово «кошка».)

12. Работа с моделями слов «козы», «кони».

— Слышали ли вы песенку: «Далеко-далеко на лугу пасутся ко...». Какие слова начинаются на слог «ко»? Дополните слог «ко» так, чтобы получилось целое слово.

13. Обобщение.

Какие важные сведения об особенностях слова вы сегодня узнали с помощью сказочных героев? (Слово можно делить на части — слоги. В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков.)

14. Работа по стр. 56 азбуки. Создание проблемной ситуации, постановка учебной задачи.

Куда пришли сказочные герои? Как называются эти большие, нарядные здания? (Дворцы, зáмки.) Здесь состоится королевский бал, на который приглашены герои русских и зарубежных сказок. Но почему же сказочные герои не заходят в ворота? (Ворота заперты на замкú.) Дело в том, что согласно королевскому приказу на бал попадёт тот, кто определит, чем отличаются слова зáмки и замкú. Хотите помочь сказочным героям решить эту задачу?

15. Решение учебной задачи.

Сравните слова зáмки и замкú по значению и звучанию. Одинаково ли значение этих слов? (Нет: зáмки это дворцы, а замкú приспособления для закрывания дверей на ключ.) А одинаковы ли эти слова по звуковому составу? Обратите внимание на звуковые схемы этих слов: сколько звуков в каждом слове, одинаковы ли они и какие это звуки? (По пять звуков: согласный твёрдый, гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий, гласный.) Выделите эти звуки произношением. (З-а-м-к-и.) Сколько слогов в каждом слове? (По два слога.) Произнесите эти слова по слогам. (Зáм-ки, зам-кú.) Получается, что эти слова ничем не отличаются? Или всё-таки какая-то разница есть? Послушайте, как я произнесу эти слова.

Учитель произносит слова, выделяя голосом ударный слог в каждом слове. Учащиеся замечают, что в одном случае голосом выделяется слог зам-, а в другом слог ки.

16. Введение понятий «ударение», «ударный слог».

О слоге, который произносится с большей силой, то есть громче, протяжней остальных слогов, говорится, что он произносится с ударением, является ударным.

17. Привлечение внимания учащихся к знаку ударения.

Для обозначения места ударения в слове существует определённый знак, который так и называется: знак ударения. Найдите его на схемах слов. (Косая чёрточка.) Обратите внимание, над каким звуком гласным или согласным ставится знак ударения. (Над гласным звуком.) Гласный звук, на который падает ударение, называется ударным звуком.

18. Определение роли ударения в слове как смыслоразличителя.

Произнесите ещё раз каждое слово с ударением: зáмки, замкú. Что же различает эти слова по звучанию и по значению, смыслу? (Место ударения в слове.)

Мы помогли героям сказки решить заданную королём задачу и теперь можем вместе с ними пройти на королевский бал.

19. «Подбери обувь героям сказок».

С одной стороны, это логическое упражнение. (Подведение видового понятия под родовое.) С другой стороны, уточняется значение слов в связи с анализом их звучания.

— Рассмотрите модели слов, обратив внимание на их значение и звучание. Кто правильно, с помощью звуковых схем, произнесёт эти слова с ударением? (Башмаки, лапти, туфли.) Что общего в значениях этих слов? Что они называют? (Обувь.) Можно ли по этой обуви догадаться, кто из сказочных героев пришёл на бал? (Башмаки — это старинные ботинки. В башмаках мог прийти Буратино. Лапти носили в прошлом русские крестьяне, поэтому в лаптях могли прийти герои русских народных сказок: Алёнушка и Иванушка, Емеля. Туфли — название нарядной обуви, и в них могла прийти Золушка.)

20. Работа по формированию произносительной культуры.

Золушка хочет задать вам такой вопрос. Слово «туфли» обозначает две тýфли. А как назвать одну из них? (Тýфля.) Произнесите это слово правильно: с ударением на первом слоге. Почему важно соблюдать правильное ударение в слове? (Правильное ударение в слове – показатель культуры речи человека.)

21. Работа по стр. 57 азбуки. Рассматривание рисунка. Составление высказывания по схеме.

Кто из сказочных героев пришёл на бал в сапогах? (Кот в сапогах.) Кого он пригласил танцевать? (Аню.) С кем встал в пару Ваня? (С Золушкой.) Какие слова должны были сказать кавалеры, Ваня и Кот в сапогах, приглашая своих дам на танец? Попробуйте догадаться по схеме высказывания. Сколько слов в ней обозначено? (Четыре.) Какие же это могут быть слова? (Разрешите пригласить вас танцевать.) А кого из сказочных героев вам бы хотелось пригласить потанцевать?

22. Использование образа музыкального молоточка как символа ударения.

Но музыка зазвучит на балу лишь после того, как подаст сигнал Мальчик-колокольчик. Найдите его на рисунке. Что у него в руках? (Молоточек.) Это необычный музыкальный молоточек, которым отмечаются ударные слоги в именах гостей на балу. Для этого нужно сказать волшебные слова. Кто сможет прочитать их?

На доске записаны слова. Умеющие читать первоклассники читают текст, остальные повторяют вслед за «ведущими».

Ударный слог, ударный слог —

Он назван так недаром.

Эй, невидимка-молоток,

Отметь-ка слог ударом!»

Какой слог первый или второй должен отметить молоточек в имени «Ваня»? «Аня»? А в ваших именах?

Учащиеся берут в руки воображаемый «молоточек» говорят волшебные слова и произносят свои имена: сначала по слогам, а потом целым словом, выделяя ударный слог и определяя, какой он по счёту: первый, второй или третий. (Ан-тон, Антόн. Ударным является второй слог.)

23. «За королевским столом». Упражнения в классификации (фрукты) и анализе звучания слов.

— Чем будут угощать гостей на балу? Назовите приготовленные на столе фрукты. (Сливы, вишни, лимоны, яблоки, груши.) Проверьте, правильно ли Кот в сапогах составил звуковые схемы этих слов.

Разгадывание акрофонической схемы слова торт (труба, ослик, рука, труба).

Какое слово загадано в картинках?

Порядок работы по разгадыванию уже известен учащимся: учащиеся называют сначала один предмет (труба), выделяя первый звук [т] в слове названии, затем следующий предмет (ослик), тоже выделяя первый звук [о], сразу же синтезируют оба звука: то…. И т.п.

Обобщение полученных сведений в связи с развитием рефлексии:

Где вы сегодня побывали? Понравилось ли? Что нового узнали? Чему научились?

Категория: ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ | Добавил: admin | Теги: открытый урок, новаторский урок, Уроки в начальных классах, начальная школа, учителю младших классов, конспект урока, план-конспект урока
Просмотров: 4165 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ

» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И
    ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЮНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ

ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ
   ГАЗЕТУ


ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ
    ДЛЯ ЮНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
    ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск







» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2019
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0