ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 06.12.2019, 23:42
ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ
   УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ
   "ЛЕКСИКА","ФРАЗЕОЛОГИЯ"
   И "СЛОВООБРАЗОВАНИЕ"


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА
   УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
   ШЕРЛОКА ХОЛМСАХ


НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ [24]
ЧТЕНИЕ [55]
МАТЕМАТИКА [22]
РУССКИЙ ЯЗЫК [20]
ЗНАКОМСТВО С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ [37]
РИСОВАНИЕ [14]
СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ [20]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [54]
ОБЖ [32]
ЗАНЯТИЯ С ПСИХОЛОГОМ [45]
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Файлы » ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ » ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

Урок обучения грамоте "Мир полон звуков"
04.09.2014, 16:18

Целевые установки урока:

а) обобщить сведения о способах записи высказывания с помощью рисунков и символов; б) дать представление о звуковых способах передачи сообщений; в) привлечь внимание учащихся к звукам окружающего мира и через их воспроизведение развивать произносительные навыки учащихся; г) сопоставить звуки природы со звуками человеческой речи; д) ввести понятия «звуки речи» в их «житейском» понимании; е) обратить внимание учащихся на речевой аппарат, органы речи; ж) развивать фонематический слух детей, умение устанавливать последовательность звуков в слове на основе их условных обозначений.

Ход урока

1. Обобщение изученного.

Проблемно-речевая ситуация на основе ролевой игры.

Представьте, что мы с вами путешествуем на необычном космическом корабле «машине времени» и сейчас отправляемся в прошлое. Вот мы пролетаем над нашим городом и видим, каким он был сотни лет назад: старинные дома, узкие улицы, а вокруг сторожевые башни, на которых сидят дозорные воины и наблюдают, не наступает ли на город враг. Но что я вижу внизу? Дозорные воины уснули, они связаны врагами, которые вот-вот нападут на город, сожгут его, а жителей уведут в плен. Надо сделать посадку и предупредить жителей города об опасности. Но как это сделать? (Высказываются предположения, на которые учитель реагирует встречными вопросами.)

Можно, конечно, побежать по домам будить людей. Но в старину люди говорили не совсем так, как мы сейчас, и могут нас не понять. Что мы используем в помощь словам? (Жесты, мимику, интонацию …) Покажите, как с их помощью вы будете убеждать людей о наступлении опасности.

А если устного сообщения будет недостаточно? (Можно нарисовать чужеземных воинов.)

Но в городе жителей много, а нас мало. Всех предупредить мы не успеем. Что же ещё можно предпринять? (Учащиеся ищут ответ на вопрос.)

Кто из вас читал сказку А.С.Пушкина о золотом петушке? Как предупреждал петушок горожан о наступлении врага? Что в реальности может заменить крик сказочного петушка? (Удар колокола, сигнал военной трубы и т.п.)

Молодцы, вы нашли правильное решение. Издавна и до сих пор люди передают сообщения с помощью звуковых сигналов.

Кто подскажет, какой звуковой сигнал следует подать, чтобы все путешествующие на нашей «машине времени» поняли, что пора снова отправляться в путь? (Гудок, звонок и т.п.)

Мы снова улетели в прошлое и попали на нашу планету в то время, когда на ней ещё не было ни растений, ни животных, ни человека, ни всего, что создано его руками. Тут царит полная тишина. Опишите свои ощущения: что вы чувствуете, представляете. Хочется ли вам надолго оставаться в этом мире безмолвия? Скорее снова в путь. Кто подаст сигнал к отправлению?

2. Работа по стр. 42 азбуки.

Чтение названия страницы, постановка учебной задачи:

Мы с вами прилетели в наш сегодняшний день, на урок. Прочитайте тему урока. Попробуем доказать, что мир общения, в котором мы живём полон звуков. Посмотрите на верхнюю картинку. Что делают ребята? (Поют.) Для чего люди поют? Что они выражают при этом? (Свои чувства, настроения.) Почему дети поют не в одиночку, а хором? (Им нравится быть вместе, пение их объединяет. Хоровое пение, когда голоса звучат слаженно, является особенно красивым.) Петрушка подсказывает, что есть даже такая песня: «Вместе весело шагать по просторам, и конечно, припевать лучше хором …» Кто знает её?

3. Физкультминутка под песню В.Шаинского «Вместе весело шагать».

4. Осмысление звуковых сигналов. Упражнения в звукоподражании.

Какими звуками может быть наполнена нижняя часть страницы? Попробуйте воспроизвести эти звуки. (Изображая звучащий мир вещей, учащиеся передают звуками речи бой часов, свисток футбольного судьи, удары барабанных палочек, сигнал трубы, звуки колокола и т.п.)

— Для чего нужен свисток футбольному судье? Зачем бьют часы? (Попутно выясняется значение слова бьют.) О чём возвещает сигнал охотничьей трубы? (О начале или окончании охоты.) Какой звук сообщает нам, что кто-то пришел?» (Звенит звонок: «Дззз...»).

5. Знакомства с правилами использования звуковых сигналов, культура их применения:

— Следует ли звонить в дверь незнакомым людям просто так, ради шутки? Стоит ли приходить на стадион, чтобы поболеть за любимую команду, с трубами, барабанами, свистками? Представите, что вы приехали в гости и вас уложили спать в комнате, где старинные часы бьют через каждый час... Сможете ли вы спать спокойно в такой обстановке?

6. Работа по стр. 43 азбуки. Чтение названия страницы «Звуки в природе», постановка проблемного вопроса.

— Какими звуками природа сообщает о себе?

Рассматривая рисунок, учащиеся отмечают наглядные признаки приближающейся грозы (склонившиеся деревья и травы, стрелы молнии), определяют цвет неба (темное, серо-лиловое ...).

— А какие звуки природы могут нам рассказать о приближении грозы? (Передача учащимися звуков грозы может иметь театрализованную форму: дети изображают ветер и его вой (ууу...), качаются, как деревья, и передают шелест листьев (шшш...).

7. Сравнение рисунков, расположенных наверху и внизу страницы.

— По каким признакам вы можете установить, кончилась гроза или нет? (Учащиеся называют соответствующие признаки: выглянуло солнце, перестали качаться деревья, появились птицы и животные.)

Какими звуками наполнился лес после дождя?

Изображается жужжание насекомых (жжж...), зудение комара (ззз...), фырканье ежа (ффф...), стрекотание кузнечика (ццц…).

Воспроизводится стук последних дождевых капель (кап-кап), голоса птиц: «ку-ку», «кар-кар», «чик-чирик». Попутно анализируется значение звукоподражательных слов: кукует, каркает, чирикает.

— Можно ли сказать, что ворона чирикает или кукует?

8. Упражнение в произношении, интонировании отдельных звуков.

В качестве материализованной опоры для звукового анализа и синтеза предлагаются условный значок «бусинки», и звуки собираются в «бусы для сороки»:

— Пробуйте соединить звуки лесных обитателей в одну песенку. (Учащиеся изображают жужжание жука, писк комара, стрекотание кузнечика, фырканье ёжика: жжж-ззз-ццц-ффф …)

— Звуковая песенка очень понравилась насекомым, птицам и зверюшкам. Но как сохранить, запомнить её, чтобы ветер не разнёс её звуки или они бы не спрятались в лесной траве? Призадумались лесные обитатели. И тут застрекотала сорока: «Я придумала, я придумала. Посмотрите на мои разноцветные бусы. Они состоят из отдельных бусинок, которые связаны между собой. Если каждую бусинку наполнить отдельным звуком, а затем собрать эти звуки-бусинки вместе, мы сохраним свою лесную песенку.»

— Ребята, вам понравилось предложение сороки?

Учитель выставляет наборное полотно в виде контура сороки, на шее у которой нанизывает «бусинки» (картонные кружки):

— Какую бусинку выберет себе жук для своего звука «жжж…»? А какую комар? …

9. Уточнение и расширение полученных представлений о «мире звуков». Создание учебной мотивации.

Бывали ли вы летом за городом: на даче, в деревне? Нравится ли вам загородный отдых? Какими звуками наполнена загородная жизнь в отличие от городского шума? (Нет такого, как в городе, шума машин, а слышится щебетание птиц, крики домашних животных, всплески воды на речке, стук лопат и т.п.)

Можно ли среди этих звуков услышать человеческие голоса, и какие? (Смех детей, разговоры дачников, песни и т.д.)

10. Введение понятия «звуки речи».

В общении между собой люди пользуются речью, а звуки, из которых состоит человеческая речь, называются звуками речи. Отдельные звуки речи сливаются в слова. Кто из вас прислушивался, как звучат слова? Кто хочет этому научиться?

11. Работа по стр. 44 азбуки. Чтение названия страницы. Игра «Подскажите словечко».

Чтобы подсказать словечко, которого недостаёт, нужно внимательно прочитать каждую стихотворную строчку. Кто сможет прочитать первую из них? (Один из учеников читает, затем класс хором повторяет прочитанное, следя по строчке.) Услышали ли вы в слове «журчит» звуки ручья? Это слово так и называется: звукоподражательное. Кто прочитает вторую строчку? Покажите, как кричит петух. А как стучит топор? Кто догадался, какое слово следует подсказать, чтобы закончить стишок? (А речь звучит.)

Что значит «речь звучит»? (Звучат слова человеческой речи, которые состоят из звуков.)

12. Рассматривание рисунка «На даче».

— Расскажите, что происходит на даче. Что обозначают, выражают лица, позы, жесты дачников?

13. Звуковой анализ слов.

— Обратите внимание: рядом с фигурами дачников изображены «бусинки». Вспомните прошлый урок: чем могут быть наполнены эти бусинки? Верно, звуками, а именно — звуками речи, из которых образуются слова. Как бусинки в бусах, так и звуки в слове связаны невидимой нитью. Их надо слышать и различать.

Проводится выделение звуков, составляющих звукоподражательные слова. Анализ сочетается с синтезом: дети соединяют звуки в слова, используя образ бусинки (условный значок звука).

— Попробуйте догадаться, какие слова звучат на странице азбуки.

Каким коротким словом, состоящим всего из двух звуков, можно передать крик девочки, которая заблудилась в зарослях малины? (Ау.) Проверим, послушаем эти звуки: а-у. Сколько звуков в слове обозначено рядом с плачущим малышом в коляске? (Два.) Переставьте местами звуки в слове ау, и вы узнаете, как плачет малыш. Каким словом обычно понукают лошадку? (Но!) А что значит но? (Быстрее, быстрее.) Определите, какие два звука образует слово «но». Потяните это слово: нн-оо. Может, и мама говорит но плачущему малышу? (Нет, она говорит ребенку на, т. е. возьми.) Каким звуком: первым или вторым — отличаются слова «но» и «на»? Кто нашёл то слово, которым дедушка помогает себе рубить дрова? (Ух.) Из каких двух звуков оно состоит?

14. Формирование представлений о речевом аппарате и органах речи. Чтение учителем загадки о зубах и языке. Объяснение значения слова «калач»: пшеничный хлеб, напоминающий по форме замок с дужкой.

15. Поиск отгадки с помощью рисунка. Работа в парах.

— Чтобы найти отгадку, назовите хлебобулочные изделия, которые изображены на рисунке к загадке. Посоветуйтесь друг с другом в парах, и посмотрим, какая пара даст полный и правильный ответ (торт, кулич, батон, баранки и т.п.). Где находится калач? (В руках у мальчика.) Какие же «белые силачи» его «рубят», то есть пережёвывают? Кто им помогает? (Язык.) Почему язык назван «говоруном»? (С помощью языка человек не только пережёвывает пищу, но и говорит).

— А что еще помогает человеку говорить?

Делается попытка произнести загадку со сжатыми зубами, сомкнутыми губами. Необходимость движений нижней челюсти в процессе говорения можно показать, удерживая ее ладошкой снизу.

Делается вывод: губы, зубы, язык помогают человеку говорить, и поэтому называются органами речи.

16. «Загадка в картинках».

Вводится акрофоническая схема слова (акро крайний, фон звук). Подход к разгадыванию слова следующий: называется каждый изображенный предмет, из каждого названия выделяются первые звуки, и затем все звуки соединяются в слово:

Кто нарисован на первой картинке? (Кот.) С какого звука начинается это слово? (Со звука «к».) Что нарисовано потом? (Арбуз.) С какого звука начинается это слово? (Со звука «а».) Соедините звуки «к» и «а». (Ка …)

Аналогично продолжается работа по анализу слов «лук», «арбуз», «часы» и из первых звуков этих слов составляется слово-отгадка «калач».

17. Раскрытие значения четкой и правильной речи.

Чтение пословиц, их повторение хором, объяснение смысла.

Почему во время приёма пищи лучше помолчать? (Говорить с набитым ртом некультурно, и, главное, трудно понять, что говорится.) Почему нужно произносить слова внятно, четко? (Чтобы тебя хорошо понимали.)

Некоторые люди, когда у них даже нет ничего во рту, говорят так, как будто их рот забит кашей: проглатывают и искажают звуки, нечетко произносят слова. Про них так и говорят: «У него каша во рту.»

18. Чтение стихотворения С. Михалкова «Сашина каша».

Категория: ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ | Добавил: admin | Теги: открытый урок, новаторский урок, Уроки в начальных классах, начальная школа, учителю младших классов, конспект урока, план-конспект урока
Просмотров: 3120 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ

» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И
    ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЮНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ

ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ
   ГАЗЕТУ


ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ
    ДЛЯ ЮНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
    ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск







» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2019
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0