ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Понедельник, 09.12.2019, 10:37
ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ
   УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ
   "ЛЕКСИКА","ФРАЗЕОЛОГИЯ"
   И "СЛОВООБРАЗОВАНИЕ"


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА
   УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
   ШЕРЛОКА ХОЛМСАХ


НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ [24]
ЧТЕНИЕ [55]
МАТЕМАТИКА [22]
РУССКИЙ ЯЗЫК [20]
ЗНАКОМСТВО С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ [37]
РИСОВАНИЕ [14]
СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ [20]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [54]
ОБЖ [32]
ЗАНЯТИЯ С ПСИХОЛОГОМ [45]
» Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Файлы » ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ » ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

Урок обучения грамоте "Гласные и согласные звуки. Звуковой анализ слов"
04.09.2014, 16:16

Целевые установки урока:

а) осмысление разных способов обозначения звуков устной речи на письме (бусинками, акрофоническим способом, звуковой схемой); б) выявить особенности произнесения гласных и согласных звуков; в) ввести понятия «гласный звук» и «согласный звук»; г) формировать умения в звуковом анализе слов; д) закреплять представления о гласных и согласных звуках, особенностях их произношения; е) развивать фонематический слух детей, их умение устанавливать звуковой состав слова.

Ход урока

1. Работа по стр. 46 азбуки. Рассказ по рисунку.

— Кого зовёт мальчик и почему? Когда мы обращаемся за помощью к маме? (К ней мы обращаемся в трудные минуты.)

2. Звуковой анализ слова мама. На основе протяжного произношения слова выделяется каждый звук, определяется их количество.

3. Наблюдения за особенностями произнесения звуков в слове мама с опорой на его наглядно-образную схему:

— Как вы думаете, что так внимательно рассматривает Аня в зеркале, над чем наблюдает? (Как произносятся звуки речи, как работают органы речи.) Понаблюдаем вместе с ней, как произносится каждый звук в этом слове. (При произнесении звука [м] губы смыкаются, образуя преграду выходящему воздуху, и наоборот, при звуке [а] рот широко открывается и воздух проходит свободно.)

4. Введение понятий «гласные звуки» и «согласные звуки».

— Все звуки делятся на две группы: одни произносятся при свободном прохождении воздуха через рот и называются гласными. Они обозначаются таким условным значком ... . При произнесении других звуков выходящему воздуху мешает какая-то преграда со стороны органов речи. Такие звуки называются согласными и обозначаются значком ... .

— Пустая «бусинка» будет напоминать вам, что воздух свободно проходит через открытый рот, а поперечная черта в «бусенке» — о преградах на пути выходящему воздуху.

5. Работа по стр. 47 азбуки. Беседа о семье, ее родословной.

— Посмотрите на рисунок, который сделал Ваня. Кто сможет прочитать надпись к рисунку? Как называется такое дерево, и кто на нём обычно изображается? (Это родословное дерево, которое символизирует род, семью.) Большая ли семья у Вани? Назовите членов его семьи.

6. Работа в парах.

— Расскажите друг другу о члена своей семьи.

Учащиеся проверяют свое умение правильно называть всех членов семьи и употреблять слова со значением родства (дочь, сын, бабушка, дедушка, тетя и т.д.).

7. Представление модели слова.

— Обратите внимание на портреты под родословным деревом. Это не обычные портреты — это портреты слов, или, иначе говоря, модели слов. Модели каких слов представлены? (Мама, папа, сын.)

Чтобы точно ответить на этот вопрос, нужно учитывать, что у каждого слова есть значение и звучание, которые существуют в единстве, и это отражено в моделях слов. Значение слова изображено в рисунке, а звучание слова обозначено звуковой схемой.

Покажите на модели слова «мама», где отражено его значение, а где — его звучание. Ещё раз назовите все звуки в слове «мама».

Покажите, на модели слова «папа», где отражено значение этого слова, а где — звучание слова. Сколько звуков в звуковой схеме? (Четыре звука.) Произнесите слово «папа» и выделите эти звуки. (П-а-п-а). Какой первый звук: гласный или согласный? Что подсказывает условный значок? (Это согласный звук.) Попробуйте доказать, почему. Как работают органы речи? (При произнесении звука губы плотно смыкаются и образуют преграду выходящему воздуху.)

По такому же образцу рассуждения анализируются и другие звуки в словах «папа», «сын».

Характеристика звуков в слове сын: [с] — согласный, так как прохождению воздуха мешают зубы и язык; [ы] — гласный, так как произносится с голосом и воздух при произнесении звука не встречает преграды; [н] — согласный, так как преграду образует язык, упирающийся в верхние зубы.

8. Рассказы учащихся о своих дедушках и бабушках.

В продолжение разговора о семье учитель ставит перед детьми вопросы:

— Есть ли у вас бабушки, дедушки? Как их зовут? Где они живут? Как часто вы с ними общаетесь? Каковы ваши любимые совместные занятия?

9. Работа по стр. 48 азбуки.

— У Ани, нашей доброй знакомой, тоже есть дедушка, и она хочет вам о нём рассказать. Кто сможет прочитать название страницы? Рассмотрите рисунок. Где живёт дедушка: в городе или сельской местности? Что выражает его лицо, жесты при встрече с внучкой? Какими словами дедушка и Аня приветствуют друг друга?

Что интересного увидела и услышала Аня в гостях у дедушки? Кто знает, как называются эти птицы? Может быть, ответ мы найдём, прочитав текст?

10. Комбинированное чтение текста: детьми, умеющими читать, последующим хоровым перечитыванием текста всем классом с элементами чтения по ролям (за журавлей, котиков).

11. Упражнение в различение гласных и согласных звуков.

— Аня решила разложить по местам привезённые вещи: те из них, названия которых начинаются с гласного звука, — в одну сторону, а те, названия которых начинаются с согласного звука, — в другую сторону.

Выставляются предметные картинки: альбом, игла, обруч, кружка, брюки, шляпа. Учащиеся должны произнести название каждого предмета, выделить первый звук, определить, гласный он или согласный, показав сигнальную карточку с условным обозначением. Задача состоит в том, чтобы дети, опираясь на свои речедвигательные ощущения, осознали характер преграды: [б] — губы, [т] — язык и верхние зубы, [к] — задняя часть языка, [ш] — зубы, образующие щель.

12. Работа с моделями слов.

— Вы уже знаете, что у слова есть значение и звучание. Как называется «портрет» слова, на котором мы можем увидеть, как оно устроено? (Модель слова.) В свой альбом Аня собирает модели слов. Найдите на странице модель слова «кот»: покажите, где изображено его значение, а где обозначено его звучание. Сколько звуков в этом слове? (Три.) Произнесите слово так, чтобы услышать каждый звук. Почему условные значки звуков — «бусинки» — разные? (Потому что в этом слове разные звуки: два согласных и один гласный.) Докажите. (Объясняются особенности произношения каждого звука.)

13. Игра «Третий лишний».

— Чтобы определить, какое слово «лишнее», нужно сравнить их по значению и звучанию. Что такое «мак»? (Цветок.) А «жук»? (Насекомое.) А «лук»? (Овощ.) Можно ли назвать мак и лук одним общим словом? (Да, это растения.) Какое же слово лишнее? (Жук.)

Обратите внимание на звуковые схемы этих слов. Что в них общего? (Все слова состоят из трёх звуков: первый — согласный, второй — гласный, третий — согласный.)

Произнесите слово «жук» и выделите в нём каждый звук. Почему звук «ж» — согласный? (При его произнесении зубы сближаются, образуя узкую щель выходящему воздуху.) Почему звук «у» — гласный? (Воздух проходит свободно через вытянутые трубочкой губы.) Чем отличается произнесение последнего согласного звука «к» от гласного звука? (Прохождению воздуха преграждает путь язык.)

Как слово «жук» превратить в слово «лук»? (Поменять первый звук в слове.)

14. Работа по стр. 49 азбуки. Рассмотрение рисунка:

— Что интересного увидела и услышала Аня поутру?

15. Чтение текста с элементами ролевого исполнения (пения дудочки, мычания коров).

16. Составление высказывания по схеме.

— Аня тоже решила отправиться на прогулку вместе с пастушком, но, чтобы дедушка не волновался, оставила ему записку, которую написала самым простым способом — рамочками слов. Дедушке трудно понять, что написала Аня, и нужно помочь ему в этом. Сколько слов в начале записки? (Два.) Что же могла написать Аня? Я … (гуляю). Сколько слов в конце записки? (Три.) О чём она предупреждает? (Я скоро приду.)

17. Озвучивание слов по схемам.

— Модели каких слов собрала Аня в свой альбом после прогулки? Чтобы ответить на этот вопрос, обратите внимание на их звуковой состав и значение:

Первое слово состоит из четырёх звуков и означает растение с древовидными стволами, но без основного ствола. (Куст.) Проверим правильность ответа. Назовите все четыре звука. (К-у-с-т.) А теперь ребята, которые знают буквы, прочитают это слово.

Учитель пишет слово на доске буквами, а умеющие читать первоклассники прочитывают его. Такая работа не только позволяет дифференцировать обучение грамоте, но и является пропедевтикой обучения чтению, позволяя соотносить звуки и буквы. С последующими словами проводится аналогичная работа.

— Второе слово состоит из пяти звуков и означает зелёный покров земли из растений с мягкими стеблями. (Трава.)

Третье слово состоит из четырёх звуков и означает небесное тело — спутник Земли. (Луна.)

18. Творческое рассказывание.

— Чей «разговор» услышала Аня вечером у пруда? (Лягушки и вороны.) Какими звукоподражательными словами можно передать этот разговор? (Ква, кар.) Попробуйте перевести этот «разговор» на человеческий язык. Придумайте, о чём могли «беседовать лягушка с вороной.

19. Загадка в картинках.

По начальным звукам в словах «кот», «ослик», «шар», «крот», «арбуз» учащиеся составляют слово «кошка».

Категория: ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ | Добавил: admin | Теги: открытый урок, новаторский урок, Уроки в начальных классах, начальная школа, учителю младших классов, конспект урока, план-конспект урока
Просмотров: 2387 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.0/2
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ

» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И
    ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЮНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ

ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ
   ГАЗЕТУ


ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ
    ДЛЯ ЮНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
    ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск







» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2019
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0