ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 07.12.2019, 07:10
ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ
   УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ
   "ЛЕКСИКА","ФРАЗЕОЛОГИЯ"
   И "СЛОВООБРАЗОВАНИЕ"


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА
   УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
   ШЕРЛОКА ХОЛМСАХ


НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [107]
ЛИТЕРАТУРА [200]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [54]
ИСТОРИЯ [126]
МАТЕМАТИКА [82]
БИОЛОГИЯ [90]
ГЕОГРАФИЯ [156]
ХИМИЯ [56]
ФИЗИКА [54]
ИНФОРМАТИКА [39]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [24]
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ [28]
ОБЖ [38]
ТЕХНОЛОГИЯ [48]
ФИЗКУЛЬТУРА [30]
МХК [25]
МУЗЫКА [22]
ИЗО [25]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [56]
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Файлы » ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКИЙ ЯЗЫК

Урок развития речи "Сочинение по картине В.Н. Гаврилова "Последние васильки""
26.06.2014, 12:03

Тип интегрированного урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков.

Форма урока: проблемный урок, урок творчества.

Цели урока.

Образовательные:

  • Закрепить умения и навыки работы с натюрмортом.
  • Активизировать познавательную активность учащихся.
  • Совершенствовать навыки речемыслительной деятельности учащихся.

Воспитательные.

  • Воспитывать интерес к предмету.
  • Формировать гуманные качества личности учащихся, умение видеть прекрасное в окружающем мире.

Развивающие.

  • Развивать творческие способности учащихся.
  • Совершенствовать навыки анализа произведения живописи (натюрморта).
  • Развивать умение строить ответ в определенной композиционной форме, исправлять, дополнять, совершенствовать написанное.

Основные формы и виды работы на уроке: наблюдение, анализ изображенного на картине, работа над образными средствами языка, подбор рабочих материалов.

Оборудование: Репродукции картин В.Н.Гаврилова, план описания картины.

Перед уроком была проведена предварительная работа: приготовлены на уроках ИЗО натюрморты В.Н.Гаврилова "Последние васильки”, сообщения по творчеству художника, стихотворения о васильках.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы, цели, особенности урока.

Учитель русского языка.

- Ребята, сегодня мы будем описывать натюрморт. Наш урок необычен: вести его будем я и учитель изобразительного искусства, Людмила Романовна. Мы хотим, чтобы вы увидели связь между уроками русского языка, литературы и изобразительного искусства, научились правильно описывать натюрморт в соответствии с заданным планом.

III. Основная часть.

Учитель ИЗО.

Сегодня речь пойдет о замечательном русском художнике Гаврилове Владимире Николаевиче. Гаврилов Владимир Николаевич - лауреат Государственной премии им. И.Е. Репина, выдающийся художник, пейзажист, жанрист, человек яркой творческой мысли. Полотна Гаврилова просты по сюжету, художник создавал произведения, в основном, о своем времени, в едином эмоциональном ключе, которому автор подчинял все изобразительные средства, и прежде всего цвет.

(Знакомство с картинами художника).

Далее краткую справку о художнике продолжат ребята, заранее подготовившие свои сообщения.

Учитель ИЗО.

- Писал художник и поэтические натюрморты, например, "Ночное окно”.

Давайте вспомним, что такое натюрморт?

(Отвечают ученики) – Термин "натюрморт” - в переводе с французского означает "мёртвая натура”. Натюрморт – это изображение неодушевлённых предметов, размещённых в единой среде и организованных в группу.

Учитель ИЗО.

- Хочу добавить, что мир вещей в натюрморте призван раскрыть их объективное своеобразие, неповторимые качества, красоту. Возник натюрморт в период развития реализма в. В XVII веке он определился как самостоятельный жанр.  

Натюрморт – очень удобная во всех отношениях натура: она неподвижна, на длительное время сохраняет свой внешний облик. Даже рисуя неодушевлённые предметы, можно многое выразить, сказать о жизни людей.

На выставке в Государственной Третьяковской галерее представлена одна из последних работ художника, - натюрморт "Последние васильки” (1970 г.), по которой вы будете писать свои сочинения.

IV. Беседа по картине.

Учитель ИЗО.

- Докажите, что перед вами действительно представлен натюрморт.

(Ответы учащихся: На картине изображены неодушевлённые предметы: букет васильков, а также, веточки калины или рябины.)

Учитель ИЗО.

- Натюрморт может быть вписанным в любую геометрическую фигуру: овал, круг, квадрат, прямоугольник и т.д. Композицию можно развернуть по горизонтали, вертикали, диагонали.

- В какую форму вписал натюрморт В.Н.Гаврилова и как художник развернул композицию? (Натюрморт вписан в прямоугольную форму и развёрнут по вертикали.)

Учитель ИЗО.

- Расположение предметов в натюрморте называется композицией.

- Что такое композиция?

Ученики: (Композиция — это гармоничное сочетание и взаимодействие объектов в картине.)

- Предметы в натюрморте должны гармонично сочетаться друг с другом, соприкасаться, составляя единое целое, но не загораживать друг друга. Предметам не должно быть тесно на плоскости.

Учитель ИЗО.

- В композиции должен быть композиционный центр. Что поместил художник в центре картины?

Ученики: (В центре картины находится букет васильков, основной, центральный предмет.

Учитель ИЗО.

- А что помогает передать настроение в натюрморте? (Цвет и колорит)

- Какие цвета преобладают в картине, теплые или холодные, и что этим автор передает?

Ученики: (В картине преобладают теплые цвета и контрастный колорит, этим художник передает свой восторг, хорошее настроение.)

Учитель ИЗО.

- Верно, цвет для художника, как и звук для музыканта или слово для писателя – мощное средство выразительности. В написании натюрморта "Последние васильки” В.Н.Гаврилова и мы в своих рисунках использовалитеплые и контрастные цвета. Ваши работы получились яркими, красивыми.

Учитель ИЗО.

- А какую роль играет в картине солнечный свет?

Ученики: (Солнечный свет, освещая предметы, делает их, с одной стороны, светлыми, а с другой стороны – темными (тень).

Учитель ИЗО.

- Свет и тень помогают передать объёмное изображение предметов, их реальность.

Теперь вам осталось только запечатлеть все, о чем мы с вами говорили в своих сочинениях. Слово я передаю Людмиле Ивановне.

V. Работа над созданием сочинения. Речеведческая деятельность.

Учитель русского языка.

- После такого подробного анализа натюрморта с точки зрения живописи у вас, я верю, получатся замечательные сочинения.

Учитель русского языка.

- Надо сказать, что не только художники, но и поэты восхищались красотой нежных полевых васильков. Предлагаю вам прослушать стихотворение о васильках, написанное поэтом Владимиром Кокаревым.

Выразительное чтение стихотворения о васильках.

(Ученица читает стихотворение "Васильки” Вадима Кокорева.)

- Вдохновленные таким прекрасным лирическим стихотворением, приступим к написанию сочинения по данной картине. Чтобы ярче себе представить картину, созданную автором, давайте закроем глазки и мысленно перенесёмся туда, прислушаемся к звукам, почувствуем запахи, окунёмся в чарующий мир природы, созданный автором.

(Под сопровождение легкой музыки дети представляют себе картину, созданную художником.)

Учитель русского языка.

- Откроем глазки, "выйдем” из картины. Что вы услышали и увидели? Что почувствовали?

Ученики: (Приблизительные ответы учеников: "Окунувшись в мир картины, я услышал пение птиц, их весёлое чириканье. Посреди бескрайнего поля золотых колосьев пшеницы, словно кораблик в море, виднеется маленький деревенский домик, а через распахнутое окно, утопая в лучах солнца, стоит прекрасный букет полевых васильков. Воздух пропитан запахом спелой пшеницы и полевых цветов”.)

Учитель русского языка.

- Замечательно! Вот теперь можно приступать к описанию картины.

Скажите, ребята, какой тип речи мы будем использовать в своих работах и почему? (Описание)

- А какие типы речи вы ещё знаете? (Повествование, рассуждение)

- В каком стиле мы будет выполнять свои работы? ( В художественном)

- Какие вы знаете средства выразительности, которые характерны для художественного стиля речи и необходимы для нашего сочинения? (Эпитеты, метафоры, синонимы, антонимы)

- Чтобы сочинение отличалось логической стройностью, составим план сочинения.

Учитель русского языка.

Составление плана сочинения.

- Скажите, из каких частей состоит сочинение? (Из вступления, основной части и заключения)

- О чем мы напишем во вступлении? (О художнике картины)

- Как мы озаглавим первый пункт плана? (1. В.Н.Гаврилов - тонкий колорист и мастер композиции)

- О чем мы должны будем сказать в основной части в первую очередь? (О букете васильков)

- Какие ещё предметы изображены на натюрморте? (Веточки калины)

- Должны мы будем описать окно и что за окном? Как можно озаглавить следующие пункты? (Распахнутое окно, Янтарная пшеница)

- Укажем, какой колорит использовал художник, чтобы передать свое настроение? (Теплый колорит)

- Основная часть завершена. И что ещё остается? (Заключение)

- Какие у вас есть варианты заключительной части? Небольшая подсказка – как называется натюрморт? О чем говорит это название?

(3. Последние васильки – прекрасное напоминание о лете.)

- Теперь перейдём к подбору рабочих материалов.

- Во вступлении мы должны будем сказать несколько слов о художнике.

- Какие словосочетания вы предложите для характеристики художника?

I. В.Н.Гаврилов - тонкий колорист и мастер композиции – выдающийся художник, прекрасный пейзажист.

II. 1. Букет васильков - пышный букет, ярко-синие васильки, стоящие на дубовом столе, тонкие лепестки, зеленые листочки.

2. Веточки калины - ярко-красные ягоды, в коричневом глиняном горшочке.

3. Распахнутое окно - видна ширь русских полей, бескрайнее небо.

4. Янтарная пшеница - янтарно-желтая, спелая, густая пшеница, пышные колосья.

5. Теплый колорит - тёплые и светлые цвета, яркие, солнечные, сочные краски.

III. Последние васильки – прекрасное напоминание о лете; картина передает и восторг, и умиление, и восхищение; пленительная красота природы.

VI. Написание чернового варианта сочинения.

Учитель русского языка.

- Теперь разделим черновик на две части: одна – для будущего сочинения, другая – для редактирования. Далее, следуя алгоритму написания сочинения по картине, пишем сочинение.

(Можно сопроводить написание сочинения под лёгкую музыку, затем прослушать 3-4 работы учащихся, провести анализ и редактирование ученических сочинений.)

VII. Учитель предлагает в качестве образца прослушать следующее сочинение. (Сочинение, написанное учителем).

Гаврилов Владимир Николаевич - выдающийся художник, пейзажист, тонкий колорист и мастер композиции.

В центре картины крупным планом художник изобразил пышный букет васильков, стоящих на дубовом столе в белой, уже не новой кастрюле. Ярко-синие васильки, словно кусочек небесной чистоты, заполняют картину свежестью и какой-то сказочностью. Подставляя навстречу ярким лучам солнца нежные головки, васильки сливаются с первозданной красотой русской природы. В небесной синеве васильков утопают тонкие стебельки и зелёные листочки. Своей синевой васильки заполняют всю картину.

Справа от букета васильков автор изобразил несколько ярко-красных веточек калины, скромно стоящих на белом стуле в коричневом глиняном горшочке.

Предметы настолько объемны, что, кажется, протяни руку и почувствуешь нежность васильков, упругость спелых ягод, тепло летнего дня.

Через распахнутое окно видна ширь русских полей, утопающих в густой, янтарно-желтой пшенице. Над пышными колосьями пшеницы кружатся неугомонные птицы, и их звонкий щебет разливается по всей округе.

В картине преобладают тёплые и светлые цвета, яркие, солнечные, сочные краски. Этим автор передал свой восторг и внутреннее настроение.

Глядя на картину "Последние васильки”, испытываешь и восторг, и умиление, и восхищение. Какая пленительная песнь красоте и великолепию природы содержится в этом натюрморте! Любого человека, кто умеет любить, радоваться, грустить, кто всем сердцем ощущает красоту природы, натюрморт В.Н.Гаврилова "Последние васильки” не оставит равнодушным. Последние васильки – это прекрасное напоминание о лете.

- Понравилось вам это сочинение? Я надеюсь, что и ваши работы будут такими же интересными, яркими и образными. В своих сочинениях вы можете использовать отдельные фразы из этого сочинения.

VIII. Подведение итогов урока.

Оценить участие ребят на уроке, отметить наиболее активно работавших учеников.

IX. Рефлексия.

- Какие впечатления произвел на вас этот не совсем обычный урок? Что понравилось вам?

- Какой цвет вы выбрали бы, если бы вам довелось создать картину урока?

X. Домашнее задание – творчески оформить работы, с рисунками, на листах формата А-4.

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: admin | Теги: методические наработки учител, новаторский урок, конспект урока русского языка, русский язык в школе, учителю русского языка, готовые конспекты уроков
Просмотров: 2147 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ

» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И
    ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЮНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ

ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ
   ГАЗЕТУ


ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ
    ДЛЯ ЮНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
    ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск







» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2019
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0