ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Среда, 11.12.2019, 15:12
ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ
   УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ
   "ЛЕКСИКА","ФРАЗЕОЛОГИЯ"
   И "СЛОВООБРАЗОВАНИЕ"


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА
   УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
   ШЕРЛОКА ХОЛМСАХ


НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [107]
ЛИТЕРАТУРА [200]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [54]
ИСТОРИЯ [126]
МАТЕМАТИКА [82]
БИОЛОГИЯ [90]
ГЕОГРАФИЯ [156]
ХИМИЯ [56]
ФИЗИКА [54]
ИНФОРМАТИКА [39]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [24]
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ [28]
ОБЖ [38]
ТЕХНОЛОГИЯ [48]
ФИЗКУЛЬТУРА [30]
МХК [25]
МУЗЫКА [22]
ИЗО [25]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [56]
» Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Файлы » ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Урок обществознания в 6 классе «Профессия — ученик»
01.10.2014, 15:32
Задача урока: сформировать на доступном ученикам уровне представление о социальной роли ученика. Имеющийся у учащихся опыт школьной жизни дает возможность углубить и расширить представление о школьном образовании: его ступенях (начальная, основная, полная средняя школа); содержании и задачах (естественно-научных и гуманитарных знаниях, обучении основам наук, учебным умениям и навыкам, а также воспитании и развитии личности ребенка).
      Наряду с этим материал темы призван подвести учащихся к осознанию значимости умения учиться, обеспечивающего процесс самообразования на протяжении всей жизни человека.

План изучения нового материала

      1. Школьное образование.
      2. Чему учит школа.
      3. Учись учиться.
      В ходе изучения темы формируется яркое, образное представление о различных образовательных системах: школах царской России, Яснополянской школе Л. Н. Толстого, «школе радости» В. А. Сухомлинского.
      Урок следует начать с обсуждения ответов на вопросы рубрики «Обсудим вместе». Оно поможет учителю определить уровень имеющихся исходных представлений учащихся. В ходе урока рекомендуется опираться на эти представления, расширяя и углубляя их, а после изучения темы при наличии времени опять вернуться к вопросам рубрики «Обсудим вместе». Новые ответы позволят закрепить изученный материал и показать учащимся, насколько расширились их знания.
      Содержание темы опирается не только на сформированные в начальной школе представления, но и на положительный эмоциональный опыт учащихся. Это придаст особое настроение изучению всей темы.
      Работу по изучению нового материала рекомендуем выстроить на основе рассказа учителя с обращением к отдельным фрагментам учебного текста.
      Изучение раздела «Школьное образование» можно начать с обращения к схеме, данной в учебнике на с. 102. Рассмотрев эту схему, учащимся необходимо выполнить следующие задания:
      1. Опираясь на схему, назовите три ступени школьного образования;
      2. Определите, какую ступень школьного образования вы уже прошли; на какой ступени школьного образования вы находитесь сейчас; какие ступени у вас впереди.
      Далее целесообразно обратить внимание учащихся на абзац, в котором идет знакомство с терминами «знания», «умения», «навыки». Можно попросить одного из учащихся прочитать этот фрагмент вслух.
      Знакомство с указанными терминами носит пропедевтический характер, поэтому не следует требовать заучивания определений. Учителю важно убедиться в том, что учащиеся понимают смысл этих терминов. Для этого нужно попросить их привести свои примеры полученных в школе знаний, умений и навыков (например, знание определенных исторических событий; умение умножать, делить, складывать дроби; навык ведения дневника, хождения на лыжах). В случае затруднений целесообразно задать наводящие вопросы, например: «О чем вы узнали на последних уроках истории?», «Какие умения дали вам уроки математики?», «Какой навык вы получили на уроках физкультуры, когда учились ходить на лыжах?»
      Закрепить полученные знания поможет выполнение задания 2 § 10 в рабочей тетради.
      Важно акцентировать на уроке внимание учащихся на идее обязательного основного образования (девятилетней школы) и возможности самостоятельного дальнейшего выбора путей образования. По просьбе учителя учащиеся приводят примеры учебы своих старших братьев и сестер после 9 класса — в училищах, колледжах и старших классах школы.
      Предложите учащимся поразмышлять над вопросом:
      «Чему учит школа?»
      Выслушав ответы, учителю следует несколько расширить представления учеников, обратив их внимание на то, что, помимо знаний по различным предметам и учебных умений (выделять главную мысль прочитанного, составлять план, конспектировать и др.), школа дает еще очень много необходимого для развития учащихся. Так, она учит самостоятельности в организации своего труда, распределении своего времени, умению доводить начатое дело до конца, ответственности (например, делать не только то, что тебе в данный момент хочется, но и то, что ты должен сделать). Учит переживать радость успеха — и своего собственного, и своих товарищей. Учит любви к знанию, чтению, творчеству. И этот ряд можно завершить только многоточием, потому что с каждым годом, взрослея, ребята будут осознавать все новые и новые аспекты осваиваемой ими школьной грамоты.
      Рекомендуем провести словарную работу со словами «школа» и «урок». Учащимся нужно подобрать однокоренные слова, составить с данными словами предложения. Словарная работа поможет расширению представлений учащихся об этих понятиях. С этой целью, заслушав ответы, учителю следует спросить, встречались ли учащимся словосочетания «жизненная школа» и «жизненный урок». Названные словосочетания целесообразно записать на доске, а затем попросить учащихся объяснить, как они их понимают. В качестве альтернативного задания предлагается выполнение задания 5 § 10 в рабочей тетради.
      Заслушав и обобщив ответы, учитель дополняет их, опираясь на текст раздела «Чему учит школа». Последний абзац этого раздела можно попросить одного из учащихся зачитать вслух.
      Далее уместно перейти к вопросу: «Какой была школа в прежние времена?» Рассмотрению этого вопроса поможет обращение к рубрике «Путешествие в прошлое». В ней отражаются особенности образования в разные исторические эпохи.
      Отдельного внимания заслуживают репродукция картины «Земская школа в Московской Руси» Б. М. Кустодиева в первой рубрике «Картинная галерея» и вопросы к ней. Возможно, данная картина учащимся знакома из начальной школы: ее репродукция имеется в одном из учебников по курсу «Окружающий мир». Поэтому следует спросить учащихся, видели ли они эту картину раньше, и в случае утвердительного ответа опереться на имеющиеся представления.

Дополнительный материал

      Б. М. Кустодиев (1878—1927) — талантливый художник-бытописатель, автор книжных иллюстраций и театральный декоратор, Кустодиев создал значительные произведения почти во всех областях изобразительного искусства. Живописец, график, театральный художник, автор жанровых картин, портретист, пейзажист. Учился в Астраханском духовном училище (1887—1892) и Астраханской духовной семинарии (1892—1896). В 1896 году поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств в Петербурге; в 1898 году был переведен в Академию художеств в мастерскую И. Е. Репина. Продолжил обучение в частной студии в Париже (1903—1904). Состоял в художественных объединениях: Союз русских художников, «Новое общество живописцев», «Мир искусства», Ассоциация художников революционной России, «Община художников».
      Б. М. Кустодиева называют самобытным живописцем патриархальной России. «Не знаю, — писал Кустодиев, — удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел, любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему русскому — это было всегда единственным „сюжетом" моих картин...» Детские годы Бориса Михайловича Кустодиева прошли в Астрахани. Отец, преподаватель гимназии, скончался рано, и все материальные заботы легли на плечи матери. Семья Кустодиевых арендовала небольшой флигель в доме богатого купца. Интерес к рисованию пробудился у мальчика рано. Посетив в 1887 году выставку передвижников и впервые увидев картины настоящих живописцев, мальчик был потрясен и твердо решил стать художником. Несмотря на денежные затруднения, мать предоставила ему возможность брать уроки у местного живописца и педагога А. П. Власова, которого Кустодиев всегда считал своим лучшим и любимым учителем. Через много лет пронес художник наблюдения детства, чтобы потом воссоздать их в картинах и акварелях. Одно из таких наблюдений, по-видимому, побудило художника написать в 1907 году картину «Земская школа в Московской Руси».

      Рассказ о школах царской России учитель может продолжить, основываясь на материале раздела «О чем рассказала бабушка». Возможен вариант предварительного знакомства с этим фрагментом одного-двух учащихся и пересказ ими в классе предложенного содержания. В ходе работы целесообразно сравнить предметы, которые изучались в цифирной школе, с теми, которые изучают в начальной школе теперь, и определить, какое образование можно считать более широким.

Дополнительный материал

      Гимназии появились в России в начале XIX века. С 1804 года мужская гимназия становится основным типом средней общеобразовательной школы в России. Сначала в них учились четыре года, а через некоторое время срок обучения увеличился до семи лет. Женские гимназии стали открываться с 1870 года. В них был семилетний курс обучения. Восьмой класс был специальным — педагогическим. В мужских гимназиях с 1871 года был введен восьмилетний курс обучения. По окончании гимназии выдавали аттестат зрелости. Получить его было неимоверно трудно. Например, в 1873 году в Ярославской гимназии сдавали выпускные экзамены 17 человек, аттестаты же получили только пять из них. Существуют данные за шесть лет последней трети века: гимназию по всей России окончили шесть с половиной тысяч человек, а выбыли из гимназии больше пятидесяти тысяч. В середине и конце XIX века гимназию кончали в 19—20 лет, но возраст четверти всех выпускников был 21 год и старше.
      Мы сегодня употребляем слово «однокашник». Это выражение напоминает нам о тех временах, когда все ученики не только вместе учились, но и обедали — ели кашу. Многие гимназисты называли словом «однокашник» тех, с кем долго учились вместе.
      В начале XX века Россия занимала последнее место в Европе по количеству грамотных людей в стране. В этой связи интересно проследить судьбу россиян первого поколения XX века — людей, рожденных в России в 1900—1910 годах.
      В 1926 году среди них было уже 78% грамотных, в 1939 году — 93%, а в 1959 году — 98,5% грамотных. В 60-е годы Россию уже нельзя было сравнить ни с одной другой европейской страной. При этом необходимо принять во внимание тот факт, что 48 народов России вообще не имели ранее письменности. Они получили ее и были обучены грамоте, то есть была проведена огромная и научная, и организационная, и педагогическая работа. Достижения нашей страны в области образования в то время остаются предметом общей гордости.
      До 1944 года в школе начинали учиться с 8 лет, с 1944 года — с 7 лет. С 1985 года в 1 класс принимаются шестилетние дети. В большинстве стран мира сегодня обучение в школе начинается с 6 лет.

      При наличии времени рекомендуется обратиться ко второй рубрике — «Картинная галерея» и остановить внимание учащихся на репродукции картины Д. Г. Левицкого «Портрет Е. И. Нелидовой», зачитать небольшой исторический экскурс и спросить, какое дополнение вносит рассказ об этой картине в знания ребят о школе царского времени.
      Отдельного внимания заслуживает рассмотрение раздела «Учись учиться».
      Введением к изучению данного раздела могут послужить слова учителя о том, что каждый ученик обладает каким-то набором учебных умений. Но что значит вообще уметь учиться? Каковы секреты профессии под названием «ученик»?
      Найти ответы на эти вопросы поможет рассказ учителя, опирающийся на содержание соответствующего раздела учебника. Возможен также вариант комментированного чтения данного раздела.
      Говоря о профессии «ученик», уместно акцентировать внимание учащихся на другой профессии — той, без которой им не удалось бы постичь школьную мудрость: «Без представителей какой профессии вы не смогли бы стать учениками?»
      Этот вопрос ориентирует учащихся на осознание процесса учения как двустороннего взаимодействия «учитель — ученик». Опираясь на возрастной интерес учащихся к профессии учителя (вспомним их игры в школу с младшими школьниками, четверостишия в День учителя, помощь первой учительнице в работе с ее новыми учениками, активность в день школьного самоуправления, обостренное внимание к учительской справедливости и несправедливости), в познавательном и воспитательном плане полезно добавить к их представлениям о профессии учителя несколько штрихов.
      Почему говорят, что с профессией учителя не может сравниться никакая другая профессия?
      Этот вопрос, заданный как риторический, служит для концентрации внимания, а может быть, кто-то из учащихся вызовется на него ответить. Выслушав ответ, учителю следует помочь ученику четко сформулировать его основную идею. Далее учитель проводит сравнение: ткач уже через час видит результат своей работы; полевод и хлебороб через несколько месяцев любуются выращенным урожаем; учителю надо трудиться многие годы, чтобы увидеть предмет своего творения. Трудно назвать другую профессию, где ошибки и неудачи были бы так чувствительны.
      Так почему же многие ученики хотят стать и становятся учителями? (Можно привести примеры, назвав тех учителей школы, которые когда-то учились в ней.) Выслушав желающих, учитель подводит итоги, отметив, что есть, видимо, в этой профессии та жизненная невидимая сила, которая питается общечеловеческой любовью. Ведь у каждого человека есть свой учитель — тот, которого он помнит и любит всю жизнь. А сам учитель всю жизнь следит за успехами своих бывших учеников — ведь в каждом из них есть частичка его знаний и его души. Не случайно русская народная пословица гласит: «Ученику удача — учителю радость».
      Далее уместно перейти к изучению рубрики «Жил на свете человек», где дан материал о замечательном учителе В. А. Сухомлинском (1918—1970) и его «школе радости». На основе предложенного содержания учителю предлагается познакомить учащихся с этим человеком, его школой, воспитывающей у ребят любовь к учению, умение учиться и самостоятельность.
      Закреплению изученных разделов послужат вопросы рубрики «Проверь себя». Заслушивая ответы учеников, учителю рекомендуется делать краткие заключения. Например, после ответов на последний вопрос целесообразно подытожить: «Сегодня, когда мы говорим „Он неграмотный", подразумевается „Он пишет с ошибками". Но в прямом смысле неграмотными называют людей, не умеющих читать и писать».
      В качестве домашнего задания учащимся следует предложить прочитать стихотворение рубрики «Поэтическое слово» и выполнить задания рубрики «В классе и дома».
      Можно предложить учащимся, если возможно, принести в класс старые фотографии школьных лет родителей, бабушек, дедушек для иллюстрации своих рассказов.
      Учащихся следует предупредить, что на следующем уроке класс будет играть в игры на внимание и развитие логики, а в связи с этим попросить желающих принести из дома знакомую книгу или журнал, где есть такие игры или упражнения, и подготовить одну игру для всего класса.

Категория: ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ | Добавил: admin | Теги: открытый урок, обществознание в 6 классе, методические р, преподавание обществознания в школ, план-конспект урока, Поурочное планирование, иду на урок
Просмотров: 1316 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ

» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И
    ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЮНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ

ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ
   ГАЗЕТУ


ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ
    ДЛЯ ЮНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
    ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск







» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2019
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0