ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Понедельник, 09.12.2019, 03:54
ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ
   УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ
   "ЛЕКСИКА","ФРАЗЕОЛОГИЯ"
   И "СЛОВООБРАЗОВАНИЕ"


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА
   УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
   ШЕРЛОКА ХОЛМСАХ


НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [107]
ЛИТЕРАТУРА [200]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [54]
ИСТОРИЯ [126]
МАТЕМАТИКА [82]
БИОЛОГИЯ [90]
ГЕОГРАФИЯ [156]
ХИМИЯ [56]
ФИЗИКА [54]
ИНФОРМАТИКА [39]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [24]
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ [28]
ОБЖ [38]
ТЕХНОЛОГИЯ [48]
ФИЗКУЛЬТУРА [30]
МХК [25]
МУЗЫКА [22]
ИЗО [25]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [56]
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Файлы » ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » ЛИТЕРАТУРА

Урок литературы в 6 классе "Сказ Н. С. Лескова «Левша»"
25.09.2014, 16:57
Задачи: познакомить шестиклассников с отдельными фактами биографии и творчества Н. С. Лескова; обогатить представления учащихся об особенностях жанра сказа.
  Основные виды деятельности: чтение статьи учебника; рассмотрение иллюстраций к сказу и презентации «Портреты писателя»; беседа по вопросам учебника; просмотр фрагментов художественного фильма.
  Термины: сказ.

Этапы урока:

      I. Рассказ о биографии и творчестве Н. С. Лескова. Знакомство с биографическим материалом возможно на основе чтения статьи учебника, которое желательно дополнить презентацией портретов писателя. Важно обратить внимание на то, что жизненный опыт Лескова, его любовь к России, переживание отношений власти и человека — основа творчества писателя.
      На уроках необходимо, используя имеющиеся знания учащихся о жанре сказа, познакомить их с особенностями сказовой манеры Н. С. Лескова, а также подготовить школьников к разговору о русском национальном характере, о проблеме взаимоотношения народа и власти. Особое значение приобретает на этом вступительном занятии исторический комментарий и специальная работа с необычной лексикой сказа. Стоит сказать и о том, что сам Лесков был левшой.
      II. Повторение понятия «сказ» (вопрос 13 учебника) поможет учащимся настроиться на сказовую манеру лесковского повествования. Возможные вопросы:
      1. С каким произведением, созданным в традиции жанра сказа, вы познакомились в прошлом году?
      2. Что такое сказ? В чем отличие сказа от сказки?
      3. Объясните, почему произведение Н. С. Лескова «Левша» относят к жанру сказа.
      Нужно напомнить учащимся, что сказ относится к эпическому роду литературы, опирается на народные предания и легенды, сочетает в себе описание народного быта и нравов, реальные события и сказочно-фольклорный элемент. Сказ отличает и особая манера повествователя. Кроме того, для сказа обязателен образ повествователя.
      Чтение комментария к сказу «Левша» может быть дополнено сообщением о том, что существовала такая прибаутка: «Англичане из стали блоху сделали, а наши туляки ее подковали да им назад отослали». Она стала, по-видимому, основой сюжета сказа Н. С. Лескова.
      III. Работа с лексикой сказа может вестись по главам путем объяснения не только значения слов, этимологии, но и их художественной функции. Учащимся следует указать на особую роль лексики в создании комического, обличительного эффекта в сказе, сказать о задачах использования словесной игры, отметить, что в сказе встречаются необычные, придуманные автором слова. Можно ввести понятия «этимология» и «народная этимология», говоря о происхождении отдельных слов.
      IV. Комментированное чтение первых глав и беседа по вопросам учебника (вопросы 1, 2, 3). Здесь возможно обращение к портретам атамана Платова, Александра I, Николая I, просмотр фрагмента художественного фильма «Левша» по мотивам сказа Н. С. Лескова (режиссер С. Овчаров).
      V. Исторический комментарий. При рассмотрении исторических личностей и реальных событий, изображенных в произведении, можно обратиться к историческим справкам, которые учащиеся подготовят самостоятельно по образцу, предложенному учителем.
      Материалы для справок:
      Александр I (1777—1825).
•  Годы правления — 1801—1825.
•  Открыл ряд гимназий, педагогический институт, университеты в Казани и Харькове.
•  Создал министерства.
•  Победоносно завершил войну с Наполеоном.
•  Разрабатывал проекты отмены крепостного права.
•  Один из руководителей Венского конгресса (1814—1815).
      Атаман Платов, Платов Матвей Иванович (1751—1818) — герой Отечественной войны 1812 года.
•  Отличившись в Русско-турецкой войне (1768—1774), был произведен в офицеры, командовал казачьим полком.
•  Служил на Кубани и в Крыму под командованием А. В. Суворова.
•  При Павле I был сослан в Кострому по подозрению в заговоре.
•  При Александре I был возвращен.
•  В Отечественную войну 1812 года командовал казачьими полками.
      Венский конгресс 1814—1815 годов.
•  Международный конгресс, завершивший войны с наполеоновской Францией.
•  Участвовали представители всех европейских государств.
•  Ведущую роль играли Россия, Великобритания и Австрия.
•  Важнейшие задачи: восстановление феодальных порядков, борьба с революцией, создание гарантий против возвращения к власти Наполеона и возобновления Францией завоевательных войн.
      Крымская кампания 1853—1856 годов.
•  Война России с коалицией Великобритании, Франции, Османской империи и Сардинии за Османское наследие, господство в бассейне Черного моря, на Кавказе и на Балканах.
•  В 1853—1856 годах боевые действия против России велись под Севастополем, на Кавказе, Камчатке, Балтийском и Баренцевом морях. Отстреливаться из пушек приходилось даже со стен Соловецкого монастыря.
•  В 1855 году был взят Севастополь.
•  18 марта 1856 года Парижский мир был заключен на условиях, болезненно воспринятых в России (с 1711 года страна не подписывала акта о поражении), но все же приемлемых. Россия отказалась от покровительства православному населению Турции, потеряла Южную Бессарабию. В обмен на турецкую крепость Каре союзники оставили Севастополь. Был разоружен Черноморский флот.
      На уроке нужно отметить хронологические рамки событий, изображенных в сказе. События начинаются в 1815 году после Венского совета при Александре I и заканчиваются после казни декабристов в начале 1826 года уже при императоре Николае I.
      Учащимся предлагается составить цитатную характеристику, позволяющую сравнить образы Александра Павловича, Платова и Николая Павловича.

Александр Павлович

Атаман Платов

Николай Павлович

«Англичане к приезду государеву выдумали разные хитрости, чтобы его чужестранностью пленить и от русских отвлечь, и во многих случаях они этого достигали»

«Платов тоже осмелился доложить, что не довольно ли, мол, чужеземные продукты смотреть и не лучше ли к себе в Россию собираться»

«Государь Николай Павлович в своих русских людях был очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил»

VI. Подведение итогов урока и обозначение перспектив дальнейшей работы с текстом сказа, рассмотрения образов русских умельцев и авторской позиции.

VII. Домашнее задание:

1) сопоставить на основе таблицы образы Александра Павловича, Николая I и Платова в сказе Н. С. Лескова «Левша».

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания учебника 3, 9 (по выбору учащихся).

Категория: ЛИТЕРАТУРА | Добавил: admin | Теги: открытый урок, урок русской литературы в школе, для учителя, русская литература, скачать, новаторский урок литературы, конспект урока
Просмотров: 1563 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ

» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И
    ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЮНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ

ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ
   ГАЗЕТУ


ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ
    ДЛЯ ЮНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
    ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск







» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2019
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0