Задачи: закрепить представления учащихся
об эпических поэмах Гомера и особенностях изображения героического
характера в античной литературе; развивать навык устного рассказа о
литературном герое с использованием цитирования. Основные виды деятельности: комментированное
чтение и анализ поэтического текста; работа над выразительностью
чтения; ответы на вопросы учебника; составление плана рассказа о герое с
использованием цитат. Термины: миф, мифология, эпическая поэма, герой, гипербола, сравнение, цитата.
Этапы урока:
I. Проверка домашнего задания включает несколько видов работы, поэтому может быть распределена по всему уроку:
1) рассказы учащихся о Полифеме;
2) пересказ эпизода
освобождения из плена;
3) пересказы других эпизодов из «Одиссеи»,
демонстрирующих лучшие качества «хитроумного» Одиссея (индивидуальное
задание);
4) представление произведений изобразительного искусства,
иллюстрирующих отдельные эпизоды «Илиады» и «Одиссеи» (повторение
сюжета поэм).
II. Комментированное чтение и анализ отрывка «Одиссей
у циклопа» по вопросам 1, 4—6 учебника. Особое внимание при этом
обращается на приемы изображения Полифема (гипербола) и Одиссея
(эпитеты), способы выражения авторского отношения к главному герою, а
также на связь поэм Гомера с произведениями фольклора (например, прием
повтора).
III. Анализ особенностей языка и ритма поэм Гомера (работа над выразительностью чтения).
Дополнительные вопросы и задания:
1. Какие образы преобладают в произведениях античной
литературы? Какие боги древних греков упоминаются в поэмах Гомера?
Какое участие они принимают в развитии событий?
2. Назовите незнакомые вам имена собственные, встретившиеся в
тексте. В каких печатных и электронных справочниках можно найти
информацию об этих именах?
3. Какие средства создания художественного образа используются в
поэмах Гомера? Приведите наиболее запомнившиеся вам примеры.
4. В чем своеобразие ритма гекзаметра? Что такое цезура?
Попытайтесь воспроизвести ритм гекзаметра при чтении отрывка из поэмы
Гомера «Одиссея».
IV. Составление плана рассказа об
Одиссее с использованием цитат из поэмы (работа в тетрадях). Уже
знакомый шестиклассникам вид деятельности осложняется подбором цитат
(преимущественно неполных) из сложного по содержанию и структуре
поэтического текста. Примерный вариант плана:
1. Происхождение Одиссея, его родители Лаэрт и Антиклея. Другие
имена героя (Лаэртид, сын Лаэрта; в римской мифологии — Улисс).
2. Связь с древнегреческими богами «богоравного» Одиссея (отец
Антиклеи, Автолик, был сыном бога Гермеса, открывшего Одиссею тайну
волшебной травы, чтобы спастись от колдовства Кирки; покровительницей
Одиссея была богиня Афина Паллада).
3. Основные события в жизни героя: а) отказ от участия в
Троянской войне после женитьбы на Пенелопе и рождения Телемаха;
б) участие в мирных переговорах с Троей; в) Одиссей во время осады
Трои, «разрушитель городов» (похищение статуи Афины Паллады,
находящейся в Трое, и мысль о постройке деревянного коня);
г) десятилетнее возвращение Одиссея и его спутников на родину после
падения Трои (сражение на земле киконов, пленник Полифема, гость на
острове бога ветров Эола, пленник волшебницы Кирки, проход между
Сциллой и Харибдой, семилетний плен на острове нимфы Калипсо,
присутствие на пиру феакийского царя Алкиноя, возвращение на родную
Итаку).
4. Версии о судьбе героя: а) мирно скончался в Этолии; б) был
убит Телегоном, сыном Одиссея и Кирки, который смертельно ранил не
узнанного им отца, а затем увез его тело на остров к Кирке.
5. Образ Одиссея и средства его создания: а) отсутствие
подробных портретных характеристик; б) описание действий героя,
характеризующих его как человека умного, хитрого, дальновидного,
смелого, практичного, ловкого, изобретательного, любящего свою родину и
свой дом, обладающего чувством товарищества, умением обходиться с
людьми, даром красноречия.
6. Авторское отношение к Одиссею (эпитеты «богоравный», «хитромудрый», «многострадальный»).
7. Одиссей как «вечный» образ воина, мудреца, защитника своей
родины и своего дома, вечного странника. Использование слова «одиссея» в
нашем повседневном общении и в названиях художественных произведений
(цикл научно-фантастических романов А. Кларка «Космическая одиссея»,
приключенческий роман Р. Сабатини «Одиссея капитана Блада» и др.).
Работа над планом может быть дополнена вопросами, связанными с
образом Одиссея в произведениях изобразительного искусства и
кинематографа.
V. Заключительное слово учителя о героях эпических поэм Гомера и о поучительном характере произведений античной литературы.
VI. Домашнее задание: подготовить устный рассказ об одном из героев поэм Гомера.
Индивидуальные задания:
1) подготовить
краткое сообщение на тему «Эней» (по книге Н. А. Куна «Легенды
и сказания Древней Греции и Древнего Рима» и по фрагментам поэмы
Вергилия «Энеида»);
2) подобрать иллюстративный материал по теме «Герои
мифов разных народов в искусстве» (отрывки из литературных
произведений, репродукции картин, фотографии скульптурных композиций,
фрагменты из кинофильмов). |