ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 13.12.2019, 14:04
ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ
   УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ
   "ЛЕКСИКА","ФРАЗЕОЛОГИЯ"
   И "СЛОВООБРАЗОВАНИЕ"


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА
   УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
   ШЕРЛОКА ХОЛМСАХ


НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [107]
ЛИТЕРАТУРА [200]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [54]
ИСТОРИЯ [126]
МАТЕМАТИКА [82]
БИОЛОГИЯ [90]
ГЕОГРАФИЯ [156]
ХИМИЯ [56]
ФИЗИКА [54]
ИНФОРМАТИКА [39]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [24]
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ [28]
ОБЖ [38]
ТЕХНОЛОГИЯ [48]
ФИЗКУЛЬТУРА [30]
МХК [25]
МУЗЫКА [22]
ИЗО [25]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [56]
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Файлы » ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » ЛИТЕРАТУРА

Урок литературы в 6 классе "Идеал Человека в «Повести о Петре и Февронии Муромских»"
25.09.2014, 17:53
Задачи: развить представления учащихся об образе человека в древнерусской литературе; дать начальное представление об идеале и идеальном образе человека и человеческих отношений в литературе Древней Руси.
Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи учебника; ответы на вопросы учебника; анализ основных образов повести.
Термины: житие, легенда, сказание, предание, идеальный образ.

Этапы урока:

      I. Вступительное слово о жанрах древнерусской литературы, особенностях изображения человека в литературе Древней Руси, значимости для древнерусской литературы образа идеального героя. Слово учителя может быть дополнено чтением фрагментов вступительной статьи учебника. Шестиклассники должны познакомиться с текстом «Повести о Петре и Февронии Муромских», ответить на вопросы о жанровой природе повести, увидеть специфику древнерусской литературы, найти в тексте «Повести» черты разных жанров, вспомнить об образе идеального героя в летописных сказаниях.
      Объявлению темы урока может предшествовать беседа о семье и об отношении супругов друг к другу в Древней Руси. Возможно обращение к отдельным цитатам о выборе жены и о построении семьи из «Домостроя». О том, какие качества необходимы для семейной гармонии и порядка в стране, какой должна быть личность, являющаяся примером для других, что такое настоящая любовь, какие отношения являлись идеальными, по мнению средневекового человека, можно узнать, обратившись к «Повести о Петре и Февронии Муромских» известного писателя XVI века Ермолая-Еразма, который в своих трактатах, написанных до «Повести...», говорил о необходимости следовать идеалу милосердия и христианской любви, участвовать всем сословиям в благоустройстве общества, устанавливать сильную царскую власть, подразумевающую высокую степень ответственности царя за подданных перед Богом.


      II. Чтение повести и анализ ее сюжетной основы. Для обсуждения сюжета произведения можно использовать следующие вопросы:

1. Сколько частей можно выделить в «Повести...»?

2. О чем рассказывается в каждой из них?

      Далее можно обратиться к вопросам 1, 2 учебника. Шестиклассники вспомнят героев и восстановят последовательность событий, после чего необходимо обратиться к анализу образов главных героев.


      III. Анализ образов главных героев повести.

Графическое изображение круга действующих лиц повести поможет лучше представить их взаимодействие в произведении, перейти к детальному разговору об образе идеального героя повести. Учащимся предлагается подобрать фрагменты, связанные с каждым из героев, проследить по тексту отношения между героями повести, их обращения друг к другу, выписать слова, характеризующие каждый образ, оценить через поступки героев их позицию и отношение к миру и близким.
      Вопросы и задания 3—9, 12, а также индивидуальные задания 3, 4 учебника помогут глубже понять поступки и образы героев повести.
      Дополнительные вопросы:
      1. Какими чертами героической личности обладает князь Петр?
      2. Как показаны в повести отношения мужа и жены, братьев, правителя и бояр?
      3. Как образ змея и образы бояр помогают раскрыть в повести образ идеальной человеческой личности?
      Особый фрагмент данного урока посвящается значениям слова «идеал» и использованию этого слова в произведениях русской литературы (работа с рубрикой учебника «Мир в слове»).


      IV. Обобщение и систематизация материала.

Необходимо отметить, что «Повесть о Петре и Февронии Муромских» — это произведение о любви. В повести показана любовь к Богу и к человеку как высшая ценность. Чувства героини проверяются силой ее верности своему супругу: «Ничего не могу просить, только супруга моего». Отношения двух героев показаны во временнóй протяженности как складывающиеся постепенно на основе взаимопонимания, терпения, уважения друг к другу. Мудрая крестьянская девушка из простой семьи побеждает сословные предубеждения и становится княгиней. Обращение к вопросу 10 учебника поможет сделать выводы об образе справедливого правителя и идеальном образе русской женщины, соединяющей в себе силу и кротость, доброжелательность и прозорливость, преданность и готовность на подвиг самопожертвования во имя семьи, близкого человека. Князь (идеальный правитель) должен быть добросердечен, невысокомерен, мудр, религиозен, праведен, справедлив. Он должен править благочестиво, помнить о Божественных заповедях, вести себя как чадолюбивый отец.


      V. Краткое сообщение об особенностях раскрытия образа девы Февронии в опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже» (с прослушиванием фрагментов из оперы), а также об отражении сюжета повести в произведениях изобразительного искусства.
      Уже в 6 классе отмечаются такие особенности всех памятников древнерусской литературы, как патриотизм и глубокая человечность (гуманизм), злободневность тематики и открытая поучительность. Учащиеся вспоминают, что поучительный характер отличал и произведения других древних литератур (например, древнегреческой).


      VI. Домашнее задание:

1) прочитать «Повесть о житии Александра Невского» или «Повесть о Тверском Отроче монастыре» (по выбору);

2) подготовить рассказ об одном из героев древнерусской литературы (портрет, характер, поступки).

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 1, 6 учебника (по выбору).

Категория: ЛИТЕРАТУРА | Добавил: admin | Теги: открытый урок, урок русской литературы в школе, для учителя, русская литература, скачать, новаторский урок литературы, конспект урока
Просмотров: 1520 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ

» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И
    ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЮНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ

ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ
   ГАЗЕТУ


ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ
    ДЛЯ ЮНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
    ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск







» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2019
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0