Обратимся к образу Ассоль.
С шестиклассниками лучше всего вместе прочитать (читают
выразительно ученики) монолог угольщика со слов: «— Ты врешь, —
неожиданно сказал угольщик...» до слов: «А Хин Меннерс врет и денег не
берет; я его знаю!»
Ассоль видит в человеке не только его бытовую оболочку, не
только его очевидные проявления, но лучшую, возможно скрытую от самого
человека, его духовную сущность, стремящуюся к прекрасному и доброму.
Она видит в человеке его затаенную мечту: для рыбака это мечта о
большой рыбе, для угольщика — мечта о том, что корзина с углем
зацветет. Сила ее убежденности такова, что старый угольщик, как наяву,
видит, «будто из прутьев поползли почки».
Подробнее об этом автор пишет в главе IV «Накануне». Прекрасный
психологический анализ дан А. Грином в двух абзацах, первый из которых
начинается словами: «Пока она шьет, посмотрим на нее поближе — во
внутрь». Анализ может быть сложным для шестиклассников, однако сам
учитель должен перечитать эти два абзаца особенно внимательно.
Существует расхожее мнение, что заслуга Ассоль лишь в том, что она
просто верила в мечту и ждала сказочного принца. Важно понять, что это
душа, которая каждый день созидает самое себя. Вознаграждается не
слепое, тоскливое ожидание, но стремление увидеть в обыденности
«отраженный смысл иного порядка».
Процитируем наиболее значимый отрывок:
«Она знала жизнь в пределах, поставленных ее опыту, но сверх общих явлений видела отраженный смысл иного порядка.
Так, всматриваясь в предметы, мы замечаем в них нечто не линейно, но
впечатлением — определенно человеческое, и — так же, как человеческое —
различное. Нечто подобное тому, что (если удалось) сказали мы этим
примером, видела она еще сверх видимого. Без этих тихих
завоеваний все просто понятное было чуждо ее душе. Она умела и любила
читать, но в книге читала преимущественно между строк, как жила.
Бессознательно путем своеобразного вдохновения она делала на каждом шагу
множество эфирнотонких открытий, невыразимых, но важных, как чистота и
тепло. Иногда — и это продолжалось ряд дней — она даже перерождалась;
физическое противостояние жизни проваливалось, как тишина в ударе
смычка, и все, что она видела, чем жила, что было вокруг, становилось
кружевом тайн в образе повседневности. Не раз, волнуясь и робея, она
уходила ночью на морской берег, где, выждав рассвет, совершенно
серьезно высматривала корабль с Алыми Парусами. Эти минуты были для нее
счастьем; нам трудно так уйти в сказку, а ей было бы не менее трудно выйти из ее власти и обаяния».
И судьбоносной ночью, когда Грэй дремал у костра на берегу, а
мысль его «бродила в душе вещей», Ассоль проснулась: «Вдруг нечто,
подобное отдаленному зову, всколыхнуло ее изнутри и вовне, и она как бы
проснулась еще раз от явной действительности к тому, что явнее и
несомненнее. С этой минуты ликующее богатство сознания не оставляло
ее». Душа юной девушки звучала, «как оркестр».
В обыденной жизни мы, как правило, заглушаем едва внятные,
порой бессвязно-туманные позывные иных миров, иных состояний. О людях,
которые способны слышать «отдаленный зов», мы говорим: у них хорошо
развита интуиция. Но что же мешает нам самим развивать в себе интуицию,
способность слушать и слышать многообразные голоса вселенной духа? Как
правило, нашу способность распознавать сжигает страх: страх оказаться
смешным, страх перед непонятным, страх перед открывающимися глубинами
собственного сознания. Сердце Ассоль проснулось «от явной
действительности к тому, что явнее и несомненнее». Сквозь наложения
бытовых картин, кажущихся очевидно-несомненными, сквозь паутину
обыденности она смогла увидеть высокую реальность гармонии души и мира,
реальность и явственность соединенных судеб — и не заглушила в себе
этот голос, испугавшись: «А что подумают другие?» — и пошла на зов.
— Грэй увидел спящую Ассоль: «Быть может, при других обстоятельствах эта девушка была бы замечена им только глазами, но тут он иначе увидел ее». Как вы понимаете эту фразу писателя?
— Почему, по-вашему, Грэй решил надеть на палец Ассоль старинное дорогое кольцо?
— Он думал, что «подсказывает жизни нечто существенное,
подобное орфографии». Что, по вашему мнению, хотел подсказать Грэй
жизни?
— Что подумала и почувствовала Ассоль, когда, проснувшись, увидела на пальце кольцо?
— Лонгрен, увидев дочь, был поражен: она почти испугала его
«светом взгляда, отразившего возбуждение. Казалось, открылось ее второе
лицо — то истинное лицо человека, о котором обычно говорят только
глаза». Как бы вы назвали чувства, которые испытывала Ассоль в это
утро?
Если детям трудно, предложим им выбрать: радость, веселье, восторг, восхищение, ликование, торжество.
Сам Грин определяет это чувство так: «...Ассоль встрепенулась,
как ветка, тронутая рукой, и засмеялась долгим, ровным смехом тихого
торжества»; чуть ниже он говорит, что Ассоль отвечала отцу, едва
«победив ликование».
Тонкий разбор психологического состояния человека, пережившего
катарсис, дан Грином в главе VI «Ассоль остается одна». К этой короткой
главе стоит отнестись особо внимательно, если учитель будет
перечитывать это произведение со старшеклассниками, в силу накопленного
эмоционального опыта более способными, чем шестиклассники, понимать
такие тонкие движения души.
Выразительное чтение
Закончить занятие лучше всего чтением вслух главы VII «Алый
„Секрет"» (если поджимает время, то в сокращении по усмотрению
учителя). Начать чтение может учитель, продолжат дети. Эпизод встречи
Ассоль и Грэя стоит прочитать учителю, ни в коем случае не снижая
пафоса феерии. Высокие слова не должны быть снижены сомнительной или
недостаточно яркой интонацией, потому что мы читаем о подлинной
драгоценности человеческого бытия, о глазах, в которых «было все лучшее
человека».
В ходе чтения задержимся на речи Грэя, обращенной к Пантену
(«Вы видите, как тесно сплетены здесь судьба, Воля и свойство
характеров...»).
— Какие слова кажутся вам ключевыми в монологе Грэя?
Выделим эти слова с детьми:
«...я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так
называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное — получать
дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно
пламенного растения — чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии.
Новая душа будет у него и новая у тебя».
Если есть возможность, учитель заранее приготовит диапозитив
или плакат с этими словами. После выделения их в тексте он повесит
плакат перед детьми, чтобы каждый вслух прочитал слова откровения и
призыва. Подчеркнем: обновляется не только душа принимающего чудо, но в
первую очередь душа дарящего, созидающего это чудо.
Хорошо, если педагог даст детям возможность увидеть
великолепный фильм (хотя бы фрагмент) режиссера Александра Птушко «Алые
паруса» с Анастасией Вертинской и Василием Лановым в главных ролях
(киностудия «Мосфильм», 1961) — он есть в свободной продаже на
видеокассетах и дисках. Продолжительность фильма 84 минуты.
Домашнее задание
На усмотрение учителя — в зависимости от работы детей на уроке.
Желательно, чтобы учитель продумал несколько индивидуальных заданий.
Детям, которые проявили интерес к произведениям А. Грина, порекомендуем
самостоятельно прочитать его рассказы. |