ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 05.12.2019, 23:11
ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ
   УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ
   "ЛЕКСИКА","ФРАЗЕОЛОГИЯ"
   И "СЛОВООБРАЗОВАНИЕ"


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА
   УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
   ШЕРЛОКА ХОЛМСАХ


НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [107]
ЛИТЕРАТУРА [200]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [54]
ИСТОРИЯ [126]
МАТЕМАТИКА [82]
БИОЛОГИЯ [90]
ГЕОГРАФИЯ [156]
ХИМИЯ [56]
ФИЗИКА [54]
ИНФОРМАТИКА [39]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [24]
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ [28]
ОБЖ [38]
ТЕХНОЛОГИЯ [48]
ФИЗКУЛЬТУРА [30]
МХК [25]
МУЗЫКА [22]
ИЗО [25]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [56]
» Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Файлы » ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » ЛИТЕРАТУРА

Урок литературы в 10 классе "Развитие реализма в прозе Пушкина 1830-х гг. «Повести Белкина» как прозаический цикл"
08.09.2014, 17:20
      Во вступительном слове учителя следует сообщить, что осенью 1830 г. психологическое состояние поэта, серьезно готовящегося к предстоящей женитьбе, было связано с изменениями в его взглядах на любовь, на брак и семью. Он мечтал о простых человеческих радостях, семейном очаге вдали от светских интриг, творческой свободе. В это время обостряется идейный конфликт Пушкина и Булгарина, написавшего на поэта лживый фельетон, журнальная критика обвиняет поэта в подражательстве. Современные Пушкину читатели и критики не поняли высокого художественного смысла новаторских сочинений поэта, какими явились «Повести Белкина», написанные в Болдинскую осень 1830 г.
      Пушкин предвидит, что повести о частной провинциальной жизни будут восприняты критикой в штыки, поэтому создает иллюзию, будто они написаны другим лицом, провинциальным помещиком Белкиным. В классе особенно пристально надо прочесть предисловие к повестям «От издателя» и обратить внимание на то, что их сюжеты и Белкин якобы слышал «от разных особ». Это поможет учащимся в усвоении такого литературоведческого понятия, как «точка зрения». Готовясь к уроку, школьники могут выполнить такие индивидуальные исследовательские задания:
      1. Докажите, что в цикле «Повести Белкина» отразился образ рассказчика, провинциального помещика Ивана Петровича Белкина. Подтвердите свои рассуждения цитатами.
      2. Найдите в тексте повестей цитаты, которые указывают на «психологию» вымышленных рассказчиков: титулярного советника А. Г. Н. в «Станционном смотрителе», подполковника И. Л. П. в «Выстреле», приказчика Б. В. в «Гробовщике», девицы К. И. Т. в «Метели» и «Барышне-крестьянке».
      Обобщенный анализ повестей, частично изученных в основной школе, можно провести в группах, которые получат карточки с вопросами и исследовательскими заданиями. Эта работа поможет школьникам подняться в философском осмыслении повестей на новый, литературоведческий уровень, который был невозможен в средних классах.
      Группа 1. «Выстрел».
      1. Кто в повести рассказывает истории о двух дуэлях? Какой композиционный смысл имеет в повести постоянная смена рассказчиков?
      2. Докажите, что все рассказчики показаны автором в развитии.
      3. Дайте характеристику Сильвио. Как автор развенчивает в нем ореол романтического героя?
      Группа 2. «Метель».
      1. Какие черты сентиментальной повести есть в «Метели»?
      2. Докажите, что повесть «Метель» пронизана авторской иронией.
      3. Что изменилось в характерах главных героев «Метели» в результате их жизненных испытаний?
      Группа 3. «Гробовщик».
      1. Какую роль в повести играет фантастический сюжет?
      2. Какой смысл приобретает в повести тема жизни и смерти?
      3. Дайте характеристику Адриану Прохорову. Докажите текстом, что для него и для автора важный смысл имеют ценности семейной жизни.
      Группа 4. «Станционный смотритель».
      1. В чем трагедия Самсона Вырина? Докажите текстом, что он не только маленький человек и страдающий герой, но и не лишен заблуждений.
      2. Как в повести переосмысливается известный библейский сюжет о блудном сыне?
      3. Как Пушкин осмысливает закономерности и противоречия социального неравенства?
      Группа 5. «Барышня-крестьянка».
    1. Докажите, что подлинные лица почти всех героев повести скрыты за подражательными масками. Подтвердите свое мнение цитатами.
      2. Что в повести является предметом пушкинской иронии?
      3. Что сближает повесть «Барышня-крестьянка» с такими произведениями, как «Ромео и Джульетта» Шекспира, «Жан Сбогар» Нодье, «Бедная Лиза» Карамзина?

      Задания для всех групп.
      1. Найдите в повестях черты сентиментализма и романтизма.
      2. Докажите, что романтические истории, изложенные Белкиным, стали основой реалистического цикла.
      Целенаправленные наблюдения над текстом повестей могут быть обобщены в выводах, которые сделают сами школьники.

      Итог урока.
 Пушкин умышленно устраняет себя из повествования как автора, чтобы показать жизнь с точки зрения обыкновенного человека, не всегда четко понимающего причинно-следственные связи жизненных ситуаций. Вместе с тем в повести заметны тонкие авторские оценки, обусловленные высоким критическим сознанием Пушкина. Это становится причиной иронического изображения многих героев.
      Сюжеты, где господствует случай, видятся Белкину романтическими, исключительными. Но в осмыслении Пушкина они поворачиваются к читателю своей необычной стороной. То, что Белкин видит необыкновенным, автор расценивает как прозу жизни. Наоборот, самые заурядные сюжеты под пером Пушкина приобретают поэтический и даже философский смыслы.
      Кажущаяся бедность содержания повестей, отмеченная даже Белинским, обусловлена богатством пушкинского вымысла, развитого воображения, которого были лишены романтики. Поэтому отсутствие усложненности сюжетов, пространных описаний и психологических состояний героев обусловлены бедностью «таланта» не Пушкина, а Белкина. Придумав Белкина-автора, Пушкин создает сложную стилевую структуру цикла, помогающую рассматривать бытовые коллизии с разных сторон, изучать глубинные сферы жизни, которая не предполагает готовых решений, и постигать сложность бытия.
      В заключительной части урока следует обратить внимание на политические взгляды Пушкина после Болдинской осени. Он убежден, что человеческое общество развивается по объективным историческим законам, и свобода несовместима с революцией, но остается сторонником европеизации России и распространения просвещения среди всех слоев общества. Он осуждает вмешательство правительств во внутренние дела других стран и пишет ряд политических стихотворений: «Клеветникам России», «Перед гробницею святой...», «Бородинская годовщина». Они могут быть прочитаны в классе.
      В 1830-е гг. создаются шедевры прозы Пушкина: «Дубровский», «Пиковая дама», «Капитанская дочка», «История Пугачева». По этим произведениям можно выслушать сообщения учащихся, обобщающие ранее изученное, и предложить им темы рефератов для исследовательской работы.
      Необходимо подытожить значение Пушкина для русской литературы и культуры, обратив внимание на эволюцию его творчества от романтизма к реализму, новаторство и общедоступность его языка и стилевой манеры.
Категория: ЛИТЕРАТУРА | Добавил: admin | Теги: урок русской литературы в школе, открытый урок, русская литература, для учителя, новаторский урок литературы, скачать, конспект урока
Просмотров: 2240 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ

» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И
    ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЮНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ

ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ
   ГАЗЕТУ


ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ
    ДЛЯ ЮНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
    ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск







» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2019
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0